Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы: выявить основные аспекты функционирования библиотеки в сфере культурно- досуговой деятельности.
В связи с этим возникают следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы становления библиотеки как учреждения культуры.
Выявить социальные функции и предназначение библиотеки.
Проанализировать специфические особенности организации культурно - досуговой деятельности библиотек.
Рассмотреть основные формы и методы культурно - досуговой работы библиотек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
Этапы становления библиотеки как учреждения культуры…………….....5
1.2. Социальные функции библиотеки ………………………………………...18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК……………………………………………….24
2.1. Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек……………..24
2.2.Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Работа содержит 1 файл

Курсач по кдд основной.docx

— 74.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА В СФЕРЕ  КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5   

    1. Этапы становления библиотеки как учреждения культуры…………….....5

1.2. Социальные функции библиотеки ………………………………………...18

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ  КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК……………………………………………….24

2.1. Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек……………..24

2.2.Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек……………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека- учреждение своеобразное. С одной стороны - «зеркало истории», «хранилище мудрости, накопленной человечеством», «храм знаний», выполняющее свою основную задачу- сохранность и распространение литературы. С другой – современный цент культуры и досуга, позволяющий посетитель не просто получить необходимую информацию, но и отдохнуть душой, принимая участие в разнообразных мероприятиях организуемых современными библиотеками. Реализуясь в различных формах массовой работы, культурно-досуговая деятельность позволяет библиотеке проявить особое отношение к своим читателям, способствовать их духовно-нравственному и эстетическому развитию, сохранять национальную культуру.

Библиотеки прямым образом  влияют на уровень образованности и  культуры людей. Поэтому на каждом историческом этапе библиотеки занимали важное, почётное место. Сегодня существует мнение о том, что традиционная библиотека изживает себя, что она отчасти утратила свое истинное предназначение, и уже не удовлетворяет тем требованиям, которые к ней предъявляет современное общество и поэтому ее вскоре вытеснит «виртуальная библиотека». Но вместе с тем важно понимать, что ни одна «виртуальная библиотека» не способна заменит человеку живого общения, так недостающего ему с современной жизни, наполненной компьютерными технологиями. В данной работе предпринимается попытка осмысления и оценки роли и значения библиотеки, как субъекта организации культурно- досуговой активности людей. Оглядываясь назад, в историю, можно заметить, что не всегда библиотека выполняла культурно-досуговую функцию, только с недавнего  времени стали активно развиваться и внедряться в деятельность библиотеки различные формы досуговой работы, имеющие свои особенности. В связи с этим становится актуальным изучение этого вопроса. Для этого необходимо проследить исторические этапы становления библиотеки как субъекта культурно-досуговой деятельности, выявить её основные функции, рассмотреть особенности организации культурно - досуговой деятельности в библиотеке.

Таким образом, цель данной курсовой работы: выявить основные аспекты функционирования библиотеки в сфере культурно- досуговой деятельности.

В связи с этим возникают  следующие задачи: 

  1. Рассмотреть исторические этапы становления библиотеки как учреждения культуры.
  2. Выявить социальные функции и предназначение библиотеки.
  3. Проанализировать специфические особенности организации культурно - досуговой деятельности библиотек.
  4. Рассмотреть основные формы и методы культурно - досуговой работы библиотек.

Предмет исследования: основные особенности культурно- досуговой деятельности библиотеки.

Объект исследования: библиотека как субъект культурно- досуговой сферы.

Методы исследования: при написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.

При подготовке курсовой работы использовалась литература зарубежных и отечественных авторов, периодические издания.

Структура курсовой работы подчинена решению задач и включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.

Данная курсовая работа может  использоваться при подготовке других работ, докладов, рефератов, выступлений.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА В СФЕРЕ  КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Этапы становления библиотеки как учреждения культуры

           Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества – от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothеkе», где «biblion» означает «книга», а «thеkе» − «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., – и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг [13, с. 11].

           В современном обществе термин « библиотека» рассматривается в более широком смысле. Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов (книг, периодических изданий, других документов, включая изоиздания, аудиовизуальные и машиночитаемые материалы) и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека  может быть самостоятельной организацией или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. По назначению, характеру своей деятельности, составу книжных фондов библиотеки делятся на массовые (публичные), учебные, научные, технические и другие специальные [12, с. 21].

Важнейшими предпосылками  создания библиотек явилось возникновение  письменности, распространение рукописных книг. Потребность общества в знаниях непрерывно возрастала, это стимулировало собирание, накопление и хранение книг и других памятников письменности.

Первой из известных  нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого  Софийского собора. Часть книг данной библиотеки сохранилась и до наших  дней. Ефросинья Полоцкая организовала переписку книг в основанном ею в  середине ХІІ века Спасском монастыре[9, с.12].

В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве, а  также в Минском, Гродненском. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в.

В западных землях Руси библиотеки были, как и во всем древнерусском  государстве, монополией церкви.

В XIV-XVI веках книжная  письменность Беларуси характеризовалась  высоким для того времени уровнем  развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек.

На территории Беларуси в этот период создавались главным  образом, монастырские библиотеки. Они  возникали при православных монастырях. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания.

Книжные фонды монастырских библиотек Беларуси во многом были идентичны фондам таких же библиотек  в России, но им были присущи и  свои особенности, обусловленные национально-историческими  условиями развития белорусских  земель. Основу фонда составляли религиозные  книги, которые использовались во время церковных богослужений [9, с. 15].

Проникновение в Беларусь идей Реформации, возникновение в  начале XVI века книгопечатания, ускорившего  издание и распространение книг на родном языке, содействовали дальнейшему  развитию белорусской культуры.

Книгоиздательская деятельность Ф.Скорины знаменовала собой начало нового этапа в культурной жизни  белорусского народа. Благодаря ей Скорина выдвинулся в число родоначальников  реформационного движения в Беларуси.Предназначая свои издания для просвещения простого народа, Ф.Скорина лишил церковь монопольного права на их распространение.

Реакционной по отношению  к белорусскому народу была ассимиляторская  деятельность католических и униатских  библиотек, которые начали создаваться  с конца XVI века при сооружаемых  на территории Беларуси монастырях, получивших широкое распространение позднее  – во второй половине XVII- первой половине XVIII веков.

Программой деятельности библиотек католических монастырей во второй половине XVI –XVII веков служили  решения Тридентского церковного собора, обратившего особое внимание на упорядочение монастырских библиотек. Создание библиотек было одним из важнейших требований устава монастырей. В уставах монастырей определялась и организация работы библиотек. В обязанности библиотекаря вменялось ведение каталога, хранение и содержание в порядке книг, расстановка их на полках по «факультетам», выявление должников среди читателей. Пользоваться фондами библиотек разрешалось только членам данного монастыря.

В конце XVI –XVII веков своеобразной формой борьбы белорусского народа против католической экспансии и национального  угнетения была деятельность православных церковных братств. В ряде крупнейших городов Беларуси братства создавали  типографии, где издавалась религиозная  и светская литература: буквари, грамматики, полемическая и религиозно-политическая публицистика антикатолического и антиуниатского содержания [9, с. 18].

Кроме того, православные братства организовывали собственные  школы. Эти школы способствовали увеличению числа грамотных горожан, в основном мещан, белорусской шляхты и духовенства. При братских школах создавались библиотеки, основу фонда которых составляли главным образом издания братских типографий. Наиболее значительными были библиотеки Могилевской, Брестской, Минской и Полоцкой братских школ. Однако в конце XVII века большинство православных братских школ, типографий и библиотек были разгромлены [8, с. 41].

В конце XVIII века с ростом количества народных училищ увеличивалось  и количество библиотек. Они содержались  на средства приказов общественного  попечительства, подбор и распространение  книг были в ведении учителей.

Библиотеки народных училищ стали важными центрами распространения  и пропаганды прогрессивных идей русских и зарубежных мыслителей. В 90-х годах XVIII века в библиотеке Полоцкого народного училища  насчитывалось 425 названий книг. Более 80% их составляли произведения русской  и западноевропейской литератур, а  также работы по естествознанию.

В связи с возросшей  потребностью общества в художественной и научной литературе в губернских городах Беларуси при губернских правлениях открывались типографии. Создавались и частные типографии. Распространению книг способствовала и книжная торговля.

          В начале XIX века в соответствии  с реформой в области просвещения  было создано министерство народного  просвещения. Учебным административным  и культурным центром округа, в который входила территория  современной Беларуси, стал Виленский университет.

За три десятилетия  библиотека университета превратилась в одну из крупнейших в Виленском учебном округе. За период 1803 по 1832 г. фонд библиотеки увеличился в пять раз и достиг 60 тысяч экземпляров.

Просвещению белорусского народа содействовали библиотеки общеобразовательных  учебных заведений, количество которых  заметно увеличилось после принятия школьного устава 1828 г. В связи с отсутствием в Беларуси публичных библиотек вплоть до 30-х гг. XIX века и их крайней малочисленностью в последующие годы, библиотеки этих учебных заведений были основными центрами распространения книг.

Важным событием в  истории библиотечного дела Беларуси, как и России, стало возникновение  в 30-х годах XIX века губернских публичных  библиотек. Это была вынужденная  уступка царского правительства  освободительному движению. Однако, начавшаяся в 30-х гг. подготовка к открытию публичных  библиотек не везде была завершена  даже к середине XIX века. В 30-е годы лишь в двух из четырех губернских городов открылись публичные  библиотеки – в Могилеве и Гродно. Высокая плата за пользование  книгами, бедность фондов, отсутствие подходящих помещений для хранения книг и для организации читальных  залов существенно ограничивало деятельность библиотек [1, с. 70].

В 30-х годах XIX века в  Беларуси появляются кабинеты для чтения при книжных лавках, выполнявшие  в известной мере функции публичных  библиотек

Положительные изменения  в развитии библиотечного дела в  Беларуси наметились в 70-е гг. XIX века в связи с подъемом борьбы народников. Под влиянием общественности власти вынуждены были пойти на предоставление народу некоторых демократических  свобод. Разрешалось, в частности, организовывать публичные библиотеки, однако, царское  самодержавие всячески ограничивало их деятельность. Фактически за библиотеками сохранялся надзор министерства народного  просвещения. Ограничение было установлено  и на срок действия свидетельств, выдаваемых при открытии библиотек.

Несмотря на препятствия  и ограничения, библиотечное дело тем не менее получило во второй половине XIX века в Беларуси и свое дальнейшее развитие. В 1886 году на ее территории насчитывалось 35 публичных библиотек. В их числе были общественные публичные, коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения, пришкольные народные библиотеки. К концу века вместе с народными их стало около 1000. Вопреки реакционной политике царизма, тормозившей деятельность библиотек, прогрессивная общественность добивалась того, чтобы имеющиеся библиотеки служили делу распространения знаний. Однако работа библиотек Беларуси с самого начала их возникновения была лишена демократического характера, присущего передовым библиотекам Центральной России, которые были организованы земским самоуправлением после реформы 1864 года [1, с. 74].

Во второй половине XIX века в Беларуси возникают общественные библиотеки (в Минске, Могилеве, Пинске, Витебске). Они открывались по инициативе и на средства буржуазно-демократической  интеллигенции и городских самоуправлений. Эти библиотеки были платными и почти  недоступными для беднейших слоев  населения. В библиотеках запрещалось  проведение собраний, пропагандистских мероприятий.

          В 70-е годы XIX века в Беларуси  стало больше открываться коммерческих  библиотек и кабинетов для  чтения. Владельцы этих библиотек  и кабинетов должны были строго  соблюдать правила книжной торговли, поэтому социальная их роль  была сильно ограничена.

Информация о работе Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности