Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6
1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 Социально-культурная  направленность досуговой деятельности играет важнейшую роль в укреплении института семьи, восстановлении семейных ценностей и формировании семейных традиций и устоев, сохранении благоприятного семейного климата, способствующего профилактике распространенности асоциальных явлений; создании благоприятной среды, в которой поддерживается и укрепляется здоровье, обеспечивается безопасность детей, где созданы условия для социализации, общения, отдыха и развлечения детей.

 В изучении досуговой  сферы заключены большие возможности  обновления, обогащения и актуализации досуговой деятельности в соответствии с реальными запросами различных групп населения, при таком понимании социальной значимости досуга открываются широкие горизонты воспитательно-преобразующей, познавательно-развивающей деятельности ее субъектов.

 Культурно-досуговая  деятельность осуществляется в  различных организационных формах  и институтах, таких как: государственные  и общественные службы социальной  защиты и социальной помощи  семье, материнству и детству;  сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации; центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения; общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи; общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите; и разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты.

 В настоящее время  на уровне Правительства города  Москвы разработана комплексная  программа, включающая в себя  направления политики в отношении  детей, живущих в исключительно  трудных условиях и нуждающихся в особом внимании. В программе провозглашен принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города. Разработана и проводится региональная программа развития и совершенствования культурно-досуговой деятельности в городе Москве, включающая в себя «пакет социально-воспитательных услуг», в котором конкретизируются основные направления и формы социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства, к которым относятся: художественно-эстетическое творчество и различные виды искусств, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, патриотическое воспитание, туристическая деятельность, технико-прикладные виды творчества и основы ремесел, а также социально-реабилитационная и психолого-педагогическая помощь семье и детям.

 Муниципальные учреждения  и некоммерческие организации  также принимают активное участие  в культурно-досуговой работе  с детьми и подростками по  месту жительства, используя ранее накопленные интеллектуальные и материально-технические ресурсы. Основой работы с детьми и подростками по месту жительства является организация «Клубов свободного посещения», действующих на принципах самоорганизации, добровольности, доступности, свободы общения, объединения по интересам. Исполняя свои функции, клубы проводят социализацию детей и подростков в новых социально-экономических условиях, формируют их гражданскую и патриотическую позиции, также на практике реализуют социальную, семейную и молодежную политики Российской Федерации и города Москвы.21

 Таким образом, опираясь на существующий опыт организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства и изучив принципы работы специалистов по работе с детьми и подростками в культурно-досуговых учреждениях, можно выделить клубную работу, как наиболее эффективную форму организации досуга, способствующую всестороннему развитию подрастающего поколения, сплоченности и толерантности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В современном социально-культурном пространстве досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество крайне заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. На данном этапе происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества, досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В рамках возможностей и правомочий государства осуществляется координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений, заинтересованных в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительным обновленным содержанием.

Направленность форм проведения и  содержательной насыщенности свободного времени проявляется в основном в двух функциях: рекреационной (восстановительной) – пассивный отдых, развлечения, дружеское и семейное общение и более возвышенной досуговой деятельности, связанной с духовным развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в создании и потреблении духовных ценностей). Время досуга как условие свободной деятельности людей позволяет каждому индивиду выбрать те виды занятий, которые обладают свойствами, отсутствующими в других видах жизнедеятельности. Практическая значимость изучения культурно-досуговой деятельности вытекает из потребности человека в рекреации, общении, самореализации, саморазвитии. В зависимости от данных индивида осуществляется выбор тех или иных форм досугового занятия, направленного на активное творчество, учебу, образование, самообразование, культурное потребление, пассивный отдых. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает социально значимые черты для личности, определенного социума, общества в целом.

Богатые познавательно-развивающие  возможности досуга, приобщения к  духовным ценностям заложены в осуществлении  преемственности различных культур, реализации нравственных и эстетических норм культуры в разнообразных видах досуговой деятельности, формах общения и поведения. В сфере досуга создаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение образцы культурных традиций через разнообразные формы обучения, просвещения, воспитания, подключения индивидов, социальных групп к культурно-досуговой деятельности. Познавательно-развивающие возможности досуговой деятельности зависят как от внешних условий досуговой сферы, так и от внутреннего богатства личности, разнообразия ее культурных запросов.

Своеобразной формой социализации человека является его  деятельность по интересам в досуговой  сфере, которая представляет собой  постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности. Одно из требований в организации досуга состоит в том, что он должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер, тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам детей и подростков. Единственный способ обеспечить именно такой досуг – это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Федеральный Закон  РФ от 10.12.95 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

2. Федеральный Закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

3. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: настольная книга воспитателя / С.П. Афанасьев, С. Коморин. – М.: АСТ – Пресс книга - 2007 – С.287

4. Методика и технология социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.М. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия» - 2007 – С.192

5. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» - 2007 – С.224

6. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: 2007 – С.48

7. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М - 2008 – С.395

8. Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 2008 – С.327

9. Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии: Учебная программа для студентов ВУЗов культуры и школ / Министерство образования РФ. Московский государственный университет культуры и искусств. Авторы Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: 2007 – С.136

10. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 – С.240

11. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – С.236

12. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – С.217

13. Чижиков В.М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Московский государственный институт культуры. – М.: МГИК, 2007 – С.142

14. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 кл. – М.: ВАКО, 2007 – С.270

15. Фирсов, М.Ф. «Технология социальной работы» Учебное пособие. Изд. «Академический проект» / Москва, 2007 – С.437

16. Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С.668

17. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml

18. Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc

19. Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008 – 2017 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents

1  Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtml

 

2 Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: 2007 – С.34

1 Чижиков В.М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Московский государственный институт культуры. – М.: МГИК, 2007 – С.9

 

4 Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 2008 – С.10

5 Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии: Учебная программа для студентов ВУЗов культуры и школ / Министерство образования РФ. Московский государственный университет культуры и искусств. Авторы Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: 2007 – С.89

6 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – С.39

7 Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» - 2007 – С.127

8 Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: настольная книга воспитателя / С.П. Афанасьев, С. Коморин. – М.: АСТ – Пресс книга - 2007 – С.216

9 . Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc

10 Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 2008 – С.87

11 Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc

12 Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc

13 Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc

14 Полукаров, В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды / Моделирование воспитательных систем: теория – практике. – М., 2008 – С.112

15 Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии: Учебная программа для студентов ВУЗов культуры и школ / Министерство образования РФ. Московский государственный университет культуры и искусств. Авторы Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: 2007 – С.36

16 Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 кл. – М.: ВАКО, 2007 – С.205

17 Методические рекомендации по ведению досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dsmp.mos.ru/documents/dosc

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних