Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:44, реферат
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.
© Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, 2004.
Досуг и досуговая деятельность
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый человек обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.
В условиях расширения международных
контактов в области культуры,
творчества, отдыха между многими
странами Европы и Америки досуг
становится частью цивилизованной жизни,
улучшает духовное самочувствие нации.
Хотя специалисты насчитывают более
600 форм и видов досуговых занятий,
у значительной части социально-
Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.
Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.
В современной социально-
В настоящее время происходит
существенная переоценка значения досуга
как социально-культурной категории
в жизни общества. Выполнявший
в течение многих лет роль придатка
производственной сферы досуг становится
все более широкой сферой социально-культурной
деятельности, где происходит самореализация
творческого и духовного
В современной теории и
практике термин «досуг» наиболее часто
употребляется в трех значениях:
как синоним свободного времени
(его части), как синоним нерабочей
(свободной) деятельности с различными
модификациями, как синоним состояния
или психологического переживания
человека на данный момент. Внутри указанных
значений существуют различные научные
дефиниции, в наибольшей степени
это относится ко второму значению,
поскольку досуг как
Необходимо, на наш взгляд, прежде всего уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта.
Существенным представляется
вопрос о пропорциях, соотношении
между специфическим
Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры.
По их мнению, рассматривать
досуг можно лишь в контексте
исторических и социальных наук. При
этом выдвигается интересная задача:
поставить в центр научных
исследований досуга условия, в которых
осуществляется досуговая деятельность
людей. Закономерен подход к анализу,
например, понятия «индустрия досуга»,
вбирающего в себя и условия досуговой
деятельности, и уровень материально-
Ученых в одинаковой мере
волнует социальное неравенство
различных социально-
Многие определения, составляющие понятийный аппарат досуга как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям «досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.
Исходя из природы досуга
ученые рассматривают и его
В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, наоборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слились.
Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.
В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.
Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.
Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.
Досуг подразумевает свободный
выбор личностью досуговых
Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда – и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.
Досуг может содержать
в себе и предъявлять человеку
определенные требования, которые вменяются
в обязанности любой социально-
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
В современной отечественной
и зарубежной науке термины «досуг»
и «рекреация» фигурируют как
родственные ключевые понятия. Слово
«досуг» очень часто
Наиболее адекватной является
трактовка досуга как временной
категории, как свободного времени
человека. Что касается рекреации, то
этот термин представляет собой совокупность
следующих этимологических
Рабочее время рассматривается
как время общественно
Свободное время представляет собой «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат»[1], в частности на сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы.
Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рекреационной, восстановительной деятельности.
Величина свободного времени далеко не однородна у различных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяйству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказывается меньше социально необходимого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным – в социальном, психологическом и личностном плане – формам его освоения.
Характерными чертами
досуга, свободного времени являются
его неразрывные связи с
В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.
В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.
Годичный цикл включает еще
один-два интервала
Жизненный период охватывает
всю жизнь человека, включая и
то время, когда человек не занят
на производстве, — детство, пенсионный
период. Каждый из этих этапов отличается
разнообразием использования
Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.