Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:45, контрольная работа
Известно, что сегодня досуг студентов выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчётливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.
Содержание:
1. Теоретическая часть
• теоретическое обоснование
• практическая значимость
• программа исследования
2. Практическая часть
• анализ совокупной структуры досуга студентов, выросших в малых и больших городах
3. Заключение и рекомендации
4. Библиография
Досуговая деятельность студенчества
Содержание:
1. Теоретическая часть
• теоретическое обоснование
• практическая значимость
• программа исследования
2. Практическая часть
• анализ совокупной структуры досуга студентов, выросших в малых и больших городах
3. Заключение и рекомендации
4. Библиография
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
РАЗДЕЛ 1.
ПРАКТИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Известно, что сегодня досуг студентов выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчётливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная.
Именно свободное
время становится той сферой, где
происходит общение студентов с
искусством, живописью, кино, литературой;
занятия спортом, в драмкружках,
посещение выставок, театров, музеев,
встречи с интересными
При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.
Фрагментарность существующих
теоретических разработок и ограниченность
эмпирического материала по проблемам,
связанным с социализирующим
воздействием досуга и сведения его
преимущественно к реализации воспитательной
функции, существенно снижает
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
В современной научной
литературе практически нет упоминаний
об исследованиях на данную тему. Это
печально, ведь учитывая специфику
развития личности студента можно действительно
заинтересовать его общественной жизнью
родного учебного заведения и
таким образом организовать досуг,
чтобы молодой человек
Очевидно, раскрытие реальных воспитательных возможностей учебного заведения, опирающегося на данные подобных исследований, призвано способствовать эффективному использованию последних.
Вышеизложенными соображениями определяется практическая и теоретическая актуальность рассматриваемой темы.
РАЗДЕЛ 2.
ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ.
1.1 Понятие «Досуг».
Плодотворное использование досуга студентом – важная задача, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое
досуг? До сих пор нет общепринятого
определения этого понятия. Более
того, в специальной литературе досуг
имеет самые разнообразные
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
- Досуг как созерцание,
связанное с высоким уровнем
культуры и интеллекта; это состояние
ума и души. В этой концепции
досуг обычно рассматривается
с точки зрения эффективности,
с какой человек делает что-
- Досуг как деятельность
- обычно характеризуется как
деятельность, не связанная с
работой. Это определение
- Досуг, как свободное
время, время выбора. Это время
может быть использовано
- Досуг интегрирует
три предыдущих концепции,
Макс Каплан считает, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга студенту гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что в нем есть.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг,обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
1.2. Характеристики досуга.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга студентов:
- досуг имеет ярко
выраженные физиологические,
- досуг основан
на добровольности при выборе
рода занятий и степени
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует
самовыражению,
- досуг стимулирует творческую инициативу ;
- досуг есть сфера
удовлетворения потребностей
- досуг способствует
формированию ценностных
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
Таким образом, можно констатировать, что сущностью студенческого досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.
1.3. Функции, задачи и особенности досуга.
Творческая деятельность
есть «родовая сущность человека», реализуя
которую «он преобразует мир»
(К. Маркс). Досуг – это зона активного
общения, удовлетворяющая потребности
студентов в контактах. Такие
формы досуга как самодеятельное
объединение по интересам, массовые
праздники – благоприятная
В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
1.4. Принципы досуга.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности
и доступности- то есть
2. Принцип самодеятельности
– реализуется на всех уровнях
: от любительского объединения
до массового праздника.
3. Принцип систематичности
и целенаправленности –
4. Принцип преемственности
– предполагает культурное
1.5. Досуговые социальные учреждения.
Существуют сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на студентов.