Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:04, реферат
Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6
1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………32
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6
1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………32
Введение
Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей. В основу этой политики положены приоритеты семейного воспитания детей, обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи, адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей. На сегодняшний день удалось добиться значимых результатов практически по всем направлениям политики в сфере детства, осуществить поддержку различных категорий детей.
Подписав Конвенцию
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения накопленного опыта, с целью применения наиболее эффективных форм создания безопасной и благоприятной среды для развития индивидуальных способностей детей и организации различных форм активности, в том числе и в культурно-досуговой сфере. Задачи, относящиеся к сфере детства должны стать основой для формирования многих других общественных целей и приоритетов, интересы детей и будущих поколений должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в жизни общества сегодня, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи, дети могут стать основой для формирования новых ценностей и ориентиров, консолидации общественного сознания.
Анализ проблем организации культурно-досуговой деятельности был проведен в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова. Теоретико-методологические и исследовательские вопросы организации досуга были рассмотрены В.М. Чижиковым, М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаевым. Образовательной и педагогической стороне организации досуга были посвящены труды С.П. Афанасьева. Проблемы социальной реабилитации детей из социально незащищенных семей были описаны О.В. Трошиным, Е.В. Жулиной и В.А. Кудрявцевым, а так же Т.А. Фалькович. Клубная работа была исследована в работах С.П. Афанасьева и В.В. Полукарова.
Цель исследования – изучить актуальные формы организации культурно-досуговой деятельности и разработать рекомендации по использованию их в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение следующих
- раскрыть понятие
культурной и досуговой
- изучить опыт работы
культурно-досуговой
- проанализировать деятельность
ОГУ «Социально-
- провести опрос среди
лиц и семей, обратившихся за
помощью и получающих услуги
в ОГУ «Социально-
- разработать рекомендации
по совершенствованию работы
ОГУ «Социально-
Объект исследования - ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Луч» г.Томска.
Предмет исследования –
организация культурно-
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков
Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных источников социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга. В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларированную, а подлинную духовную, культурную преемственность поколений.2
Понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Культурно-досуговая деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры.3
Специфика познания
культурно-досуговой сферы
Социально-культурная
деятельность имеет свои, присущие
ей характерные черты, прежде
всего она осуществляется в
свободное время, отличается
Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Социально-культурная деятельности несет в себе следующие функции:
- адаптивно-нормативная, связанная с социализацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
- образовательно-развивающая
– обеспечивающая освоение
- преобразовательно-созидательна
- эколого-охранительная, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия и культурной среды;
- информационно-
- интегративно-коммуникативная,
реализующую диалог культур,
- рекреативно-игровая,
предусматривающая
Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.
В содержании социально-
Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних