Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6
1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение …………………………………………………………………………..3

1.  Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6

1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6

1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованных источников и литературы…………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей. В основу этой политики положены приоритеты семейного воспитания детей, обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи, адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей. На сегодняшний день удалось добиться значимых результатов практически по всем направлениям политики в сфере детства, осуществить поддержку различных категорий детей.

Подписав Конвенцию Организации  объединенных наций по правам ребенка, Российская Федерация взяла на себя обязательства по созданию необходимых  условий в целях реализации этих прав, формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни детей, по приоритетному учету интересов подрастающего поколения при принятии решений. Эти обязательства должны стать безусловным императивом деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Генеральная Ассамблея Организации объединенных наций 10 мая 2002 года приняла Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей», в которую было включено обязательство «Изменить мир для детей и вместе с детьми».1  В Декларации определено, что «мир, пригодный для жизни детей, – это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

Актуальность темы исследования обусловлена  необходимостью изучения накопленного опыта, с целью применения наиболее эффективных форм создания безопасной и благоприятной среды для развития индивидуальных способностей детей и организации различных форм активности, в том числе и в культурно-досуговой сфере. Задачи, относящиеся к сфере детства должны стать основой для формирования многих других общественных целей и приоритетов, интересы детей и будущих поколений должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в жизни общества сегодня, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи, дети могут стать основой для формирования новых ценностей и ориентиров, консолидации общественного сознания.

 Анализ проблем организации культурно-досуговой деятельности был проведен в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова. Теоретико-методологические и исследовательские вопросы организации досуга были рассмотрены В.М. Чижиковым, М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаевым. Образовательной и педагогической стороне организации досуга были посвящены труды С.П. Афанасьева. Проблемы социальной реабилитации детей из социально незащищенных семей были описаны О.В. Трошиным, Е.В. Жулиной и В.А. Кудрявцевым, а так же Т.А. Фалькович. Клубная работа была исследована в работах С.П. Афанасьева и В.В. Полукарова.

  Цель исследования – изучить актуальные формы организации культурно-досуговой деятельности и разработать рекомендации по использованию их в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских  задач:

- раскрыть понятие  культурной и досуговой деятельности  и проанализировать ее структуру,  охарактеризовать современные формы  организации культурно-досуговой  деятельности;

- изучить опыт работы  культурно-досуговой деятельности  в ОГУ «Социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних  «Луч» г.Томска ;

- проанализировать деятельность  ОГУ «Социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних  «Луч» г.Томска, рассмотреть виды и формы организации культурно-досуговой деятельности в отделениях центра;

- провести опрос среди  лиц и семей, обратившихся за  помощью и получающих услуги  в ОГУ «Социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних  «Луч» г.Томска, с целью выявления востребованности новых форм организации культурно-досуговой работы;

- разработать рекомендации  по совершенствованию работы  ОГУ «Социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних  «Луч» г.Томска по организации  культурно-досуговой деятельности.

 

Объект исследования - ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Луч» г.Томска.

Предмет исследования –  организация культурно-досуговой  деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

1.  Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности

1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков

 

 

Общественная и гражданская  роль организации досуга в последнее  время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом. Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных источников социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга. В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларированную, а подлинную духовную, культурную преемственность поколений.2

  Понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Культурно-досуговая деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры.3

 Специфика познания  культурно-досуговой сферы проявляется  в изучении поведения индивида  в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей  их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений. Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

 Социально-культурная  деятельность имеет свои, присущие  ей характерные черты, прежде  всего она осуществляется в  свободное время, отличается свободой  выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена социально-этическими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Свободный выбор досуговых занятий, связанный с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.4

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

 Социально-культурная  деятельности несет в себе следующие функции:

 

- адаптивно-нормативная, связанная с социализацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

 

- образовательно-развивающая  – обеспечивающая освоение ценностей  культуры, последовательный процесс  социализации, инкультурации и индивидуализации  личности;

 

- преобразовательно-созидательная, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

 

- эколого-охранительная, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия и культурной среды;

 

- информационно-просветительская, выражающуюся в накоплении, хранении  и распространении информации, в  культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных  и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

 

- интегративно-коммуникативная,  реализующую диалог культур, раскрытие  достижений национальных и региональных  культур, обеспечение адекватного  и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых  и неформальных отношений;

 

- рекреативно-игровая,  предусматривающая формирование  празднично-обрядовой и игровой  культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного  досуга и психологической разрядки.5

 Социально-культурная  деятельность в сфере досуга  характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

 В содержании социально-культурной  деятельности происходит актуализация  национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций, возрождается утерянная историческая память. Также ликвидируются вредные последствия денационализированного, унифицированного, однообразного культурно-досугового института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры.6

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних