Лекции по электоральной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:33, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 13 файлов

Избирательные системы на современном этапе.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Краткое содержание вопросов.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Методы электоральной социологии.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет электоральной социологии.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

  Если  базовый опрос осуществляется в  начале второй стадии, то в ее середине организуется сопоставительный опрос, в котором повторяются практически все  позиции инструментария базового опроса. Цель сопоставительного опроса: зафиксировать возможное изменение мнений избирателей по исследуемой проблематике под воздействием тех или иных агитационных и пропагандистских мероприятий. Если это необходимо, то может быть проведен и второй сопоставительный опрос. На анализируемой стадии осуществления предвыборных мероприятий вырабатываются программы кандидатов на выборные посты, определяется тактика поведения при общении с электоратом. Основные позиции этих документов могут быть апробированы с целью их совершенствования в ходе проведения фокус-интервью в фокус-группах, сформированных по различным социально-демографическим критериям. Здесь же может быть определено отношение к возможному кандидату.

  Программные позиции кандидатов, откорректированные в ходе фокус-интервью, проходят еще одну апробацию. На финише второй стадии предвыборных действий организуются три экспресс-опроса: идеологический, политический и проблемный.

  Проведение  таких опросов обязательно в том случае, если социологическая группа работает на конкретного заказчика в интересах определенного кандидата. Идеологический опрос позволяет определить отношение различных групп избирателей к программным позициям кандидата. В инструментарии замера перечисляются такие позиции и дается шкала отношения к каждой из них. Дальнейший анализ позволяет определить, какие группы избирателей будут позитивно воспринимать те или иные позиции, а какие нет. Аналогичным способом осуществляется и анализируется политический экспресс-опрос. В его ходе устанавливается характер отношения избирателей к органам власти различных уровней. Результаты опроса помогают кандидату и его команде определить, можно или нельзя и в каких случаях критиковать те или иные властные структуры. Третий из серии экспресс-опросов - проблемный – строится на базе вопросника, включающего несколько открытых вопросов, с помощью которых выясняются проблемы, в наибольшей степени волнующие избирателей в их семье, доме, микрорайоне, городе и т.д. Данные такого исследования дадут возможность кандидату или его доверенным лицам при встречах с избирателями демонстрировать последним хорошее знание их насущных проблем.

  На "стадии активных действий", т.е. в период развертывания и хода официальной предвыборной кампании, когда избиркомами утверждены в качестве кандидатов все претенденты, сбор социологической информации осуществляется с использованием методов опроса, экспресс-наблюдения и изучения документов. Цель социологических опросов, проводимых на данной стадии - получить информацию о формировании электоральных установок и зафиксировать их содержание. Инструментарий включает следующие параметры: намерение принять участие в голосовании (с выяснением степени его устойчивости); возможность изменить мнение о том или ином кандидате, если выбор уже сделан (с выяснением причин и мотивов изменения мнения); рейтинговые блоки.

  Замеры  осуществляются каждые 5-6 дней, причем последний за 3—4 дня до даты голосования. Результаты замеров, с учетом их сопоставления с данными всех преды- дущих опросов используются как для корректировки поведения кандидатов (такую возможность дает каждый из замеров), так и для осуществления генерального прогноза - прогноза о результатах голосования.

  Прогноз о результатах голосования производится за три дня до проведения выборов. Естественно то, что предсказываются результаты голосования в установленный срок, а не возможность выбора на день последнего замера. Ошибки социологических прогнозов зачастую случаются по той причине, что не учитывается отказ от голосования части электората.

  Простейший, но вместе с тем достаточно точный прогноз может быть осуществлен с использованием динамики рейтингов кандидатов или политических группировок. При этом учитывается рассчитанное среднее колебание рейтинговой кривой за один день, что позволяет предположить, каким будет характер ее изменения в последние перед выборами три дня.

  При расчете прогнозного результата не учитывается позиция избирателей, которые (предположительно) не примут участия в голосовании. Анкеты этих респондентов изымаются из массива. Как определяется такая группа респондентов? Отбор осуществляется по ответам на вопрос об участии в выборах. При этом в массиве остаются данные респондентов, объявивших о своем непременном участии; 75% анкет (определенных путем механического случайного отбора) тех, кто объявил о том, что скорее всего примет участие в выборах; 50% - тех, кто возможно примет, а возможно нет; 20% - тех, кто усомнился в своем участии и, наконец, 100% анкет тех, кто твердо сказал нет. Число отсеиваемых анкет определялось опытным путем (в ходе многократных наблюдений за поведением электората в последние годы, а также по результатам ответов на вопросы, используемые в послевыборных замерах).

  Для корректировки действий кандидатов используется информация, получаемая методами экспресс-наблюдения (на митингах, собраниях, в ходе других акций, в которых участвует кандидат) и анализа документов (содержания публичных выступлений политиков). Сбор такой информации осуществляется с применением традиционных для названных методов процедур.

  Именно  таким образом реализуются цели и задачи первой фазы электоральных социологических исследований. Следует отметить, что представленная нами технология предвыборного исследования применима, в первую очередь, при осуществлении аказной научно-исследовательской работы, т.е. иными словами, для работы с конкретным кандидатом.

Тема 7.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

ELEKTSOC.doc

— 248.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЕСТИ електорал соц.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по электоральной социологии