Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:33, курс лекций
7 тем.
Если базовый опрос осуществляется в начале второй стадии, то в ее середине организуется сопоставительный опрос, в котором повторяются практически все позиции инструментария базового опроса. Цель сопоставительного опроса: зафиксировать возможное изменение мнений избирателей по исследуемой проблематике под воздействием тех или иных агитационных и пропагандистских мероприятий. Если это необходимо, то может быть проведен и второй сопоставительный опрос. На анализируемой стадии осуществления предвыборных мероприятий вырабатываются программы кандидатов на выборные посты, определяется тактика поведения при общении с электоратом. Основные позиции этих документов могут быть апробированы с целью их совершенствования в ходе проведения фокус-интервью в фокус-группах, сформированных по различным социально-демографическим критериям. Здесь же может быть определено отношение к возможному кандидату.
Программные позиции кандидатов, откорректированные в ходе фокус-интервью, проходят еще одну апробацию. На финише второй стадии предвыборных действий организуются три экспресс-опроса: идеологический, политический и проблемный.
Проведение таких опросов обязательно в том случае, если социологическая группа работает на конкретного заказчика в интересах определенного кандидата. Идеологический опрос позволяет определить отношение различных групп избирателей к программным позициям кандидата. В инструментарии замера перечисляются такие позиции и дается шкала отношения к каждой из них. Дальнейший анализ позволяет определить, какие группы избирателей будут позитивно воспринимать те или иные позиции, а какие нет. Аналогичным способом осуществляется и анализируется политический экспресс-опрос. В его ходе устанавливается характер отношения избирателей к органам власти различных уровней. Результаты опроса помогают кандидату и его команде определить, можно или нельзя и в каких случаях критиковать те или иные властные структуры. Третий из серии экспресс-опросов - проблемный – строится на базе вопросника, включающего несколько открытых вопросов, с помощью которых выясняются проблемы, в наибольшей степени волнующие избирателей в их семье, доме, микрорайоне, городе и т.д. Данные такого исследования дадут возможность кандидату или его доверенным лицам при встречах с избирателями демонстрировать последним хорошее знание их насущных проблем.
На "стадии активных действий", т.е. в период развертывания и хода официальной предвыборной кампании, когда избиркомами утверждены в качестве кандидатов все претенденты, сбор социологической информации осуществляется с использованием методов опроса, экспресс-наблюдения и изучения документов. Цель социологических опросов, проводимых на данной стадии - получить информацию о формировании электоральных установок и зафиксировать их содержание. Инструментарий включает следующие параметры: намерение принять участие в голосовании (с выяснением степени его устойчивости); возможность изменить мнение о том или ином кандидате, если выбор уже сделан (с выяснением причин и мотивов изменения мнения); рейтинговые блоки.
Замеры осуществляются каждые 5-6 дней, причем последний за 3—4 дня до даты голосования. Результаты замеров, с учетом их сопоставления с данными всех преды- дущих опросов используются как для корректировки поведения кандидатов (такую возможность дает каждый из замеров), так и для осуществления генерального прогноза - прогноза о результатах голосования.
Прогноз
о результатах голосования
Простейший, но вместе с тем достаточно точный прогноз может быть осуществлен с использованием динамики рейтингов кандидатов или политических группировок. При этом учитывается рассчитанное среднее колебание рейтинговой кривой за один день, что позволяет предположить, каким будет характер ее изменения в последние перед выборами три дня.
При
расчете прогнозного результата
не учитывается позиция
Для корректировки действий кандидатов используется информация, получаемая методами экспресс-наблюдения (на митингах, собраниях, в ходе других акций, в которых участвует кандидат) и анализа документов (содержания публичных выступлений политиков). Сбор такой информации осуществляется с применением традиционных для названных методов процедур.
Именно таким образом реализуются цели и задачи первой фазы электоральных социологических исследований. Следует отметить, что представленная нами технология предвыборного исследования применима, в первую очередь, при осуществлении аказной научно-исследовательской работы, т.е. иными словами, для работы с конкретным кандидатом.