Лекции по электоральной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:33, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 13 файлов

Избирательные системы на современном этапе.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Краткое содержание вопросов.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Методы электоральной социологии.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет электоральной социологии.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

  Тема 6. РЕЙТИНГОВЫЕ (ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

  1. Сущность рейтинговых исследований.

  2. Предвыборное  электоральное исследование 
 

  Эффективность и качество изучения различных аспектов функционирования поля политики обусловлено рядом особенностей данного поля. Основополагающими в их ряду являются: ситуация постоянного противостояния; неустойчивость установок избирателей, непредсказуемость перемены мотивов их предпочтений и итогового выбора; интенсивное воздействие на субъектов поля политики внешних, по отношению к данному полю, факторов (экономических, бытовых, этнических, межконфессиональных и т.д.); высокая степень проверяемости результатов социологических замеров (совпадение прогноза и итогов голосования).

  Эти особенности не могут не регламентировать характер методических подходов, применяемых для осуществления электоральных исследований. Изучение событий, протекающих в границах политического поля, должно быть непрерывным и строиться по принципу "от выборов до выборов". Иными словами сбор информации должен осуществляться регулярно на протяжении всего обозначенного периода, а не только в условиях собственно избирательных кампаний. Выявление закономерностей изменения электоральных предпочтений и фиксация причин этих изменений, необходимые для анализа и последующего построения прогнозов, предполагают необходимость осуществления серии замеров. Такие замеры должны проводиться как через равные интервалы (например, ежеквартально) на протяжении всего периода электорального исследования, так и в период особо важных политических событий.

  Неустойчивость  электоральных установок определяет необходимость соблюдения такого требования к социологическим замерам как их точность.

  Сбор  информации должен осуществляться в  максимально короткие сроки. Эксперименты,показывают высокую степень интенсивности изменения мнений избирателей. В течение месяца позиции отдельных респондентов становились диаметрально противоположными тем, которые фиксировались у них же в базовой точке отсчета. Таким образом, достоверность результатов социологического замера, осуществляемого в оперативном режиме, значительно выше той, которая контролировалась при сборе информации в достаточно длительные сроки. Наиболее оптимальной представляется продолжительность электорального замера, не превышающая 5-6 дней.

  Характерным для осуществления электорального исследования является комплексность применения различных методов сбора информации. В целях повышения её надежности и качества необходимо использовать такие методы прикладной социологии, как опрос, анализ документов и наблюдение.

  В процессе изучения мнений избирателей, а также  при обнародовании результатов электоральных замеров и прогнозов социолог вольно или невольно вмешивается в ситуацию, развивающуюся в границах поля политики. В этой связи требование профессиональной корректности становится еще одной важной особенностью электоральных исследований. Учитывая сказанное, можно констатировать, что электоральные исследования являются особым видом прикладных социологических исследований, имеющим отличительные особенности и черты.

  Предметом электоральных исследований является характер и направленность действий субъектов поля политики в борьбе за власть. В данном контексте под субъектами поля политики подразумеваются политическая элита, органы власти и оппозиция, поддерживающие их политические партии, движения и блоки, а также рядовые избиратели. Противостояние и взаимодействие субъектов поля политики в процессе электоральных замеров фиксируются посредством изучения таких параметров, как политическое влияние, политическая культура, политическая активность, политический выбор, политическое участие и т.д.

  Система электоральных исследований возникла для реализации потребности демократического общества в объективной, надежной и непрерывной информации о функционировании поля политики и как средство обеспечения оптимальной меры достижимости в борьбе субъектов этого поля за власть. Сказанное предопределяет основные функции электоральных исследований: информационную, коррегирующую, прогностическую и пропагандистскую.

  Реализация  информационной функции предполагает проведение электоральных исследований с главной целью - обеспечить политические институты общества достоверными сведениями об электоральной ситуации, которые могут лечь в основу принятия управлеченских решений, направленных на оптимизацию этой ситуации в интересах каждого из субъектов поля политики.

  Результаты  электоральных исследований используются и в том случае, когда возникает необходимость проверки эффективности реализации принятых ранее управленческих решений с целью корректировки характера и направлений электоральной деятельности политических лидеров, институтов, а также кандидатов на посты в избираемых населением органах государственной власти. Таким образом реализуется функция коррегирования.

  При анализе данных электоральных замеров  может осуществляться прогноз развития изучаемых процессов и явлений в рамках поля политики. В этом случае реализуется прогностическая функция. Однако такой прогноз возможен при соблюдении важнейшего условия - в анализе используются результаты серий замеров, проведенных с определенным временным интервалом по сопоставимой методике и на базе одной и той же выборки в рамках единой генеральной совокупности. Другими словами, прогноз возможен только тогда, когда исследования позволяют зафиксировать ту или иную устойчивую тенденцию.

  Пропагандистская  функция электоральных исследований направлена на ознакомление широкой общественности с результатами социологических замеров. Ее реализация знакомит избирателей с ходом предвыборной кампании, помогает последним лучше ориентироваться в перипетиях политической борьбы, способствует повышению интереса к предстоящим выборам.

  Полномасштабное, комплексное электоральное социологическое  исследование, построенное по принципу "от выборов до выборов", можно разделить на три относительно самостоятельные и независимые фазы: предвыборное исследование; исследование в день выборов; послевыборное исследование. Названные фазы не равнозначны как по своей продолжительности, так и по содержательной нагрузке.

  В рейтинге фаз безусловным лидером является предвыборное исследование. Именно оно занимает все временное пространство "от выборов до выборов", включает в себя серии замеров, осуществляемых разными методами. Именно оно играет основную роль в информационном обеспечении субъектов поля политики в ходе их подготовки к очередным выборам. В отличие от предвыборного, исследование в день выборов и послевыборное исследование носят разовый характер. Вместе с тем их результаты являются важными как для оценки ситуации в момент замеров, так и для построения прогноза дальнейшего развития событий в рамках поля политики. 

  2. Предвыборное  электоральное исследование 

  Предвыборное  электоральное исследование, как  уже отмечалось ранее, носит долгосрочный характер и включает в себя серии замеров, которые осуществляются различными методами на каждом из этапов подготовки к выборам. Специалисты по организации и проведению предвыборных кампаний считают, что подготовка к очередным выборам должна начинаться непосредственно в момент завершения предшествующих. Если придерживаться этой версии, то предвыборный процесс подготовки можно разделить на три стадии. Первую из них можно определить как "стадию пассивной подготовки к выборам". Она начинается с момента завершения предыдущих выборов и завершается примерно за три месяца до начала очередных выборов.

  Вторая  стадия может быть названа "стадией  целенаправленной подготовки к выборам". В процессе ее осуществления политические группировки определяют стратегию и тактику предвыборной борьбы, формируют штабы и команды для работы с электоратом, анализируют возможности будущих соперников и т.д. Данная стадия длится примерно два месяца. За один месяц до выборов начинается официальная предвыборная кампания. Кандидаты, их штабы и команды ведут активную работу с электоратом. Третью стадию определим как "стадию активных действий".

  На  стадии пассивной подготовки к выборам  осуществляются замеры общественно-политической ситуации. Как уже отмечалось, такие замеры должны проводиться с определенной частотой и с равными интервалами. Кроме того могут осуществляться ситуационные замеры, фиксирующие реакции электората в момент важных для общества событий. Замеры общественно-политической ситуации выполняются в режиме мониторинга. Обычно используется метод опроса. Содержание инструментария повторяется в каждом из замеров на 70-75%. С помощью и посредством таких замеров фиксируются: оценки электоратом экономической ситуации в стране и в регионе; оценки собственного материального положения; мнения о перспективах экономического развития; оценки деятельности органов власти различных уровней; степень доверия оппозиции; возможности участия в выступлениях протеста; поводы для таких выступлений; удовлетворенность конкретной деятельностью своего избранника; рейтинги политических деятелей и группировок. Аналогичные замеры могут осуществляться и в моменты важных событий. В этом случае к указанному набору блоков вопросов может быть добавлен блок, позволяющий определить отношение населения к конкретному событию.

  Замеры  общественно-политической ситуации, осуществляемые на базе сравнимого инструментария, позволяют получить устойчивую и достоверную динамику данных о настроении электората. Одной из особенностей замеров на "стадии пассивной подготовки к выборам" является определение жестких сторонников и жестких противников каждого из политических деятелей и каждого политического института в целом. В состав инструментария при замере общественно-политической ситуации, как уже отмечалось, включаются блоки вопросов для выведения рейтинговых позиций лидеров и политических группировок. Рейтинговые замеры могут проводиться несколькими способами. Целесообразно выделить три из них. Первый и простейший способ (назовем его "способ укола") предполагает построение рейтингового ряда на базе данных, полученных после ответа на один вопрос. В данном случае такой вопрос формулируется либо "Кто из политических деятелей является для Вас наиболее авторитетным?", либо "Если бы выборы состоялись в ближайшее вокресенье, то за кого бы Вы проголосовали?". Ответы на вопросы такого типа дают определенное представление о позициях электората по отношению к ключевым субъектам политического поля. Однако, оценки в таком варианте, в силу быстроизменяемости ситуации и неустойчивости установок и мотивации электората, не надежны.

  Следует использовать более точные варианты рейтинговых замеров. К ним относится метод "весы". В таком варианте используются при сборе информации два вопроса - "За кого бы Вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?" и "за кого бы Вы не проголосовали ни при каких обстоятельствах?".

  Рейтинговый ряд строится на основе разностей  отношений. Такой рейтинг более точен. Однако, наиболее эффективен для целей электорального исследования рейтин-говый замер методом "сита". В ходе такого замера устанавливается отношение к каждому из политических деятелей и к каждой политической группировке посредством целого набора вопросов. Это позволяет избежать возможности случайного выбора респондента. В блок для такого замера входят следующие переменные: степень узнааемости лидера (партии), уровень авторитетности; мера политической проходимости (возможность быть избранным); оценка конкретных действий в данный момент; вера в перспективу данного лидера (партии).

  При обработке собранной информации осуществляется группировка полученных данных. Формируются группы жестких сторонников (тех, кто поддержал конкретного лидера или партию во всех случаях) и жестких противников (тех, кто не поддержал во всех случаях). Рейтинговые замеры методом "сита" являются наиболее точными, так как в значительной степени снимают случайность оценок респондентов.

  В ходе осуществления научно-исследовательских  работ на первой стадии подготовки к будущим выборам регулярно осуществляется и сбор информации методом анализа документов. Постоянно отслеживаются публичные выступления ключевых представителей политической элиты. Динамика данных анализа может показать степень последовательности политика в отношении ключевых проблем, а также меру его принципиальности и честности. Полученные данные могут использоваться на последующих стадиях предвыборной борьбы.

  Еще более интенсивная социологическая  работа осуществляется на "стадии целенаправленной подготовки к выборам". Такая работа начинается с проведения так называемого базового опроса, являющегося логическим продолжением серии замеров общественно-политической ситуации на всем протяжении предыдущей стадии в режиме мониторинга. Однако, инструментарий базового опроса включает в себя ещё несколько важных и специфических блоков. В их числе наиболее значимыми являются: намерение участвовать или не участвовать в предстоящих выборах, включая проблемы конкретной мотивации; степень доверия к различным каналам агитации; портрет желаемого кандидата; факторы, способные повлиять на выбор, на изменение решения, на степень активности в поддержке предпочитаемого кандидата.

Тема 7.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

ELEKTSOC.doc

— 248.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЕСТИ електорал соц.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по электоральной социологии