Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:33, курс лекций
7 тем.
МЕТОДЫ
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ.
1.
Общенаучные методы как
2.
Специальные методы
Методы электоральной социологии:
В социологии самым распространенным методом сбора информации является массовый опрос. Суть метода сводится к общению исследователя (прямо или косвенно) посредством интервью или анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. В опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого является опрашиваемый человек – респондент.
Различают 2 основных вида опроса: интервьюирование и анкетирование.
При анкетировании опрашиваемый самостоятельно читает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер. Виды интервью:
Вторым видом опросов является анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.
Примером группового анкетирования является опрос класса школьников, академгруппы студентов и т.д. Основное достоинство – организационная доступность и оперативность опроса. Анкетер консультирует.
Индивидуальное анкетирование проводят с помощью раздаточной анкеты. Анкетер либо вручает анкету, договариваясь о времени возвращения, либо ожидает пока респондент заполнит анкету. Эта форма обеспечивает почти 100% возврат анкет.
Почтовый опрос – популярный метод опроса больших совокупностей людей: слабые стороны – низкий процент возврата (до 30%) не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет, трудности обоснования репрезентативности выборки.
Публикация анкеты в газетах и журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Участвуют активные читатели.
Интернет опрос – этот метод находится в стадии становления, методику этого опроса предстоит еще развить и уточнить. Еще слабая Интернет-сеть.
Метод наблюдения – является исследовательским методом сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
Существует 2 разновидности метода наблюдения в зависимости от степени стандартизации техники наблюдения:
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения: 1. полное участие наблюдателя в ситуации; 2. участник как наблюдатель; 3. наблюдатель как участник; 4. полностью наблюдатель.
Главное достоинство то, что он дает возможность глубинного понимания явления, во-вторых, метод наблюдения обладает гибкостью, в-третьих – его дешевизна. Недостатки: 1. Качественный характер выводов, 2. Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей. 3. Наиболее крупный недостаток – это значительное привнесение доли субъективности в результаты наблюдения.
Метод эксперимента – это и общенаучный метод. Так, например Джон Стюарт Милль считал, что эксперимент применим только для исследования природы. Однако в ХХ веке жизнь показала, что его можно применять и для социальных явлений. Сущность метода заключается в том, что создаются определенные условия, для проявления интересующих нас связей и явлений. В СССР эксперимент ликвидации «неперспективных» деревень и строительство агрогородов. Последствия были катастрофические. Эксперимент может быть 2-х типов: полевой и лабораторный.
Для полевого эксперимента характерна максимально возможная естественная ситуация, в которой происходит изучение социального объекта. Естественный эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает, не подготавливает группу. Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни.
Лабораторный эксперимент представляет собой исследование социального объекта в некоторой искусственной среде. Его особенность состоит в том, что предполагает осведомленность и согласие людей на участие в эксперименте. По логической структуре выделяют линейный и параллельный эксперимент.
При проведении линейного эксперимента исследованию и анализу подвергается одна и та же группа людей, которая одновременно является и контрольной (состояние до эксперимента) и экспериментальной (состояние ее после эксперимента). При параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. В таком эксперименте исследование опирается на сравнении состояний двух групп (экспериментальной и контрольной) в одно и то же время. Одним из методов получивших широкое распространение в современных условиях является метод фокус-групп, который также представляет собой нестандартизованное интервью, но проводится не с одним человеком, а одновременно с группой людей. Другие авторы считают, что это полустандартизованное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии.
В групповой дискуссии принято выделять 3 фазы:
1. Ориентировка,
2. Обсуждение,
3. Завершающая фаза.
Методика проведения фокус-группы сводится к проведению интервью в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану) получаемых вопросов с небольшой группой людей. Оптимальное число участников фокус-группы, как правило, 8 человек. Если группа состоит из 4 и менее человек дискуссия затухает, а если более 8 чел., то происходит дефрагментация, т.е. распадение.
Основным методологическим требованием к составу группы является ее социальная однородность. В большинстве случаев группы подбирают из незнакомых друг другу людей, примерно одинакового возраста, одного пола, из одной доходной страты. Человек, который ведет работу группы называют модератором. Важным элементом в подготовке работы фокус-группы является наличие качественного сценария обсуждения. Подготовка сценария предворяется детальной концептуализации проблемы и ее операционализации в терминах некоторых программных вопросах. Обычно сценарий для фокус-групп включает около 10 основных вопросов и некоторую серию подвопросов. Обсуждение этих вопросов в фокус-группе может длиться от минимум 1,5 часа до 3,5 – 4.
Основные этапы процедуры фокус-группы:
Область применения фокус-групп.
1.
Фокус-группа может служить
2.
Фокус-группа используется при
изучении влияния СМИ на
3.
Важную роль фокус-группа
Функциональные преимущества фокус-группы:
1.
фокус-группа позволяет
2.
в отличии от глубинных
3.
в отличие от
4. результаты фокус-группы, как правило, наглядны и легко понимаемы потребителем информации (в отличие от таблиц распределения или результатов факторного анализа).
5. результаты исследования могут быть получены очень