Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:33, курс лекций
7 тем.
Иные приемы использовались в избирательных кампаниях 1995—1996 гг. Службой изучения общественного мнения «Vox populi», руководимой проф. Б.А. Грушиным. Для того чтобы выяснить, насколько устойчивы электоральные планы избирателей, им предлагалось в ходе одного интервью несколько раз выразить свои предпочтения. Например, в ходе опроса 95-РЗ «Россия 4» предусматривались ситуации, в которых респондент неоднократно делал свой выбор из списков предвыборных объединений и партий.
Для
адекватной фиксации намерений избирателей
применяются также так называемые имитационные
методы. Например, в исследованиях, проведенных
рядом социологических служб, респондентам
предлагалось свой выбор произвести на
бланке, аналогичном получаемому на избирательном
участке. Было установлено, что эффект,
который оказывает процедура заполнения
бюллетеня, ведет к смещению окончательных
результатов голосования по отношению
к стандартным рейтингам и другим социологическим
замерам.
Электоральные исследования повлияли на преодоление одного из традиционных недостатков в практике проведения опросов. Дело в том, что иногда интервьюеры в случаях, когда у респондента отсутствует точка зрения на какой-то из вопросов анкеты, стараются побудить его давать те или иные «содержательные» ответы. Бывает и другая крайность: самые разнообразные реакции респондента сводятся к кодовой позиции «нет ответа», тем самым, огрубляя отношение человека к проблеме, поскольку за этим может стоять и слабая осведомленность, и непонимание вопроса, и нежелание показывать свое мнение и т.п. Вполне очевидно, что и те, и другие действия интервьюеров ведут к искажению сведений о направленности и содержании общественных настроений, и поэтому многие из центров изучения общественного мнения предостерегают от этого своих работников. Например, в инструкциях Служба «Vox populi» особо подчеркивается, что шифр кодовой позиции «затрудняюсь ответить» отмечается в тех случаях, когда респондент не может выбрать один из предложенных вариантов ответов, затрудняется определить свое отношение к теме. А шифр «нет ответа» отмечается тогда, когда респондент по каким-либо соображениям отказывается отвечать на вопрос или прямо говорит, что ничего не знает об этом предмете, не интересуется им. Аналогичен подход к замеру этого явления в инструментарии Центра социологических исследований МГУ: предусматриваются кодовые позиции «затрудняюсь ответить», «не помню», «отказ».
Проблема
прогнозирования результатов
Когда
речь идет о прогнозе результатов
голосования, обычно имеют в виду
наличие двух исследовательских
задач, связанных с определением
числа принявших участие в выборах и окончательного
распределения голосов. В отличие от исследователей
константного и достаточно жестко детерминированного
природного мира социолог, особенно в
нашей стране, имеет предметом своего
изучения кризисный социум с неустойчивыми
интересами и неустоявшимися политическими
пристрастиями. Поэтому прогнозирование
электоральных событий должно быть многовариантным,
рассматривающим наиболее вероятные сценарии
развития избирательной кампании.
Удачной следует признать предложенную уральским социологом Е. Березиной программу прогнозирования итогов выборов по трем сценариям в зависимости от содержания полученной в ходе исследований информации. Согласно первому варианту, высокая точность прогноза гарантируется в том случае, если данные предварительного исследования свидетельствуют о высокой информированности большой группы избирателей о кандидатах и устойчивости их электоратов. Менее удовлетворительная точность прогноза достигается тогда, когда предвыборные замеры показывают средний уровень потенциальной активности избирателей, неустойчивость электорального «ядра» ведущих кандидатов. И, наконец, невысокая точность прогноза чаще всего случается при наличии значительной доли тех, кто не принял решения об участии в выборах, избиратели демонстрируют низкий уровень осведомленности о претендентах на победу в выборах.
Можно отметить плодотворную попытку использования в социологическом обеспечении избирательной кампании маркетингового подхода, которую реализовали В.П. Дубицкая и М.И. Тарарухина. Они предприняли ряд исследовательских действий, которые именовали «шагами». Всего таковых шесть:
1) определение границ избирательного «рынка» и прогнозирования участия в выборах, т. е. уровня явки;
2) типологизация
избирателей — своеобразное
3) определение значимых признаков «товара» — выявление индикаторов, характеризующих электоральные пристрастия;
4) позиционирование
«товара» и определение
5) контроль эффективности избирательной кампании;
6) прогноз
результатов выборов.
Некоторые
научно-организационные
Информационная
функция направлена на обеспечение
заказчика достоверными сведениями обо
всех сторонах электоральной ситуации.
Корректирующая
функция нацелена на изучение эффективности
осуществляемой избирательной кампании,
внесение в нее корректив и дополнительных
мер.
Прогнозная
функция позволяет оценить реальные шансы
участников предвыборной борьбы.
Пропагандистская
функция призвана ознакомить электорат
с результатами работы социологов.
В добротном электоральном исследовании всегда присутствуют все эти функции, однако их значимость в зависимости от этапа работы может варьироваться. Исследования, как правило, проводятся в сжатые сроки и имеют конкретных заказчиков. Последние, как правило, в целях экономии затрат ориентированы на получение оперативной информации о состоянии электората, эффективности воздействия на него предвыборных мероприятий и прогнозных выкладок относительно исходов голосования, к остальным аспектам они обычно безразличны. Но специфика электоральных исследований такова, что достоверные ответы на эти вопросы невозможны без изучения всего комплекса проблем, возникающих в данной электоральной ситуации, причем осуществляемого в режиме мониторинга. Поэтому нельзя под воздействием заказчика идти на минимизацию количества процедур, частоты замеров, изменение дизайна выборки.