Лекции по электоральной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 20:33, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Работа содержит 13 файлов

Избирательные системы на современном этапе.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Краткое содержание вопросов.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Методы электоральной социологии.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет электоральной социологии.doc

— 64.00 Кб (Скачать)
tify">      Большинство специалистов полагает, что социологическое  исследование электората включает четыре основные функции:

      Информационная функция направлена на обеспечение заказчика достоверными сведениями обо всех сторонах электоральной ситуации.

      Корректирующая функция нацелена на изучение эффективности осуществляемой избирательной кампании, внесение в нее корректив и дополнительных мер.

      Прогнозная функция позволяет оценить реальные шансы участников предвыборной борьбы.

      Пропагандистская функция призвана ознакомить электорат с результатами работы социологов. 

      В добротном электоральном исследовании всегда присутствуют все эти функции, однако их значимость в зависимости от этапа работы может варьироваться в зависимости от этапов исследования.

      Обычно  выделяют следующие типы исследований:

      а) предвыборное,

      б) в день выборов;

      в) послевыборное.

      Самым продолжительным и трудоемким является этап предвыборных исследований. В  течение его необходимо собрать  и проанализировать сведения, характеризующие  население данного избирательного округа или территории. Здесь важна  информация, дающая представление о самых различных аспектах, но в первую очередь исследователей должны интересовать:

      — социально-демографический, социально-профессиональный, национальный, конфессиональный состав жителей;

      — состояние экономики, характеристика занятости и благосостояния населения;

      — сложившиеся социально-культурные зоны и их соотнесение с избирательными участками, специфические традиции и проблемы жителей;

      — особенности участия населения в предшествующих выборных кампаниях (удельный вес голосовавших, политические и иные предпочтения и т. д.).

      Источниками этой фоновой информации служат статистические данные, сведения избирательных комиссий, мнения экспертов, научные или иные публикации, материалы предшествующих социологических исследований, в  том числе относящихся к проблематике выборов. Значение последних трудно переоценить, поскольку они создают определенный задел для последующего анализа особенностей электорального поведения избирателей.

      Взять, например, проблему абсентеизма (уклонения  от участия в выборах). Как известно, в западных странах его приверженцы традиционно относятся к социально ущемленным слоям: бездомные, бедняки, малообразованные и пр. В наших условиях структура абсентеистов, как правило, более сложная. Сюда могут входить достаточно состоятельные и образованные люди, а те, кто относится к обездоленным, демонстрируют высокую активность в день выборов, причем их голосование носит протестный характер. Поэтому любые сведения о составе абсентеистов, мотивах их неучастия в предшествующих выборах представляют бесспорный интерес. К этому ряду можно причислить присутствующие почти в каждом опросе такие показатели, как оценка респондентами своего экономического и социального самочувствия. Эти индикаторы достаточно адекватно отражают динамику общественных настроений и вследствие этого органично вписываются в исследование.

      Одновременно  необходимым является выяснение  структуры электората. Белорусские  социологи предлагают все электоральное  пространство дифференцировать на две  группы избирателей:

      1. Активный электорат — граждане, имеющие право голоса и осознанно его использующие с целью участия в политической жизни.

      2. Пассивный электорат — граждане, имеющие право избирательного голоса, но либо не желающие его использовать, либо реализующие его стихийно, без должного осмысления или целерационального выбора.

      Активный  электорат, в свою очередь, подразделяется на две составляющие, имеющие набор  собственных характеристик:

      а.) сочувствующий электорат — совокупность достаточно информированных о структуре политического поля агентов;

      б) участвующий электорат — совокупность осведомленных агентов политического поля, готовых оказать активную поддержку избираемым политическим лидерам. Участвующий электорат потенциально готов оформляться в различного рода политические объединения (партии, движения, блоки, союзы и т.д.) и составляет сцену политического поля.

      Отметим, что есть и другие образцы структуризации электората: например, ряд исследователей акцентирует внимание на таких элементах, как электоральное «ядро», электоральное «болото», постоянно голосующие «за» и «против».

Тема 1.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5.doc

— 174.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

ELEKTSOC.doc

— 248.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТЕСТИ електорал соц.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по электоральной социологии