Корпоративный имидж как PR – средство (на примере деятельности Заринской средней общеобразовательной школы)

Автор: m*********@vk.com, 26 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций для оценки корпоративного имиджа организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Проанализировать в контексте изучения научной литературы теоретические основы управления восприятием потребителей образовательных услуг.
Описать основные компоненты узнаваемости организации.
Обобщить механизмы формирования и способы трансляции имиджа образовательного учреждения,
Охарактеризовать деятельность «Заринской средней общеобразовательной школы».
Оценить корпоративный имидж «Заринской средней общеобразовательной школы».

Содержание

с.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративного имиджа организации.………………………………………………………………….
7
Условия управления восприятием потребителей образовательных услуг…………………………………………………………………….
7
Основные компоненты узнаваемости организации.
15
1.3. Механизмы формирования и способы трансляции имиджа образовательного учреждения…………………………………………….

30
Глава 2. Анализ работы по формированию корпоративного имиджа СОШ……………………………………………………………………………
51
2.1.Характеристика деятельности СОШ…………………………………
51
2.2.Оценка существующего корпоративного имиджа СОШ……………
69
Заключение ………………………………………………………….
72
Список использованной литературы…………………………………….
75
Приложения………………………………………………………………..
80

Работа содержит 1 файл

Чистовой вариант.doc

— 907.50 Кб (Скачать)

      В работах Чумикова А.Н. и Алешиной И. В. предложен следующий подход.

     На  начальном этапе формирования имиджа организации необходимо определить, для чего существует данная организация, и что она собой представляет, то есть сформулировать миссию организации.

     Миссия - это главная общественно-значимая цель существования организации. Формулировка миссии осуществляется изложением одной или целого ряда функций, которые организация призвана реализовать в обществе.

     Формулировка  миссии должна содержать ответы на вопросы:

  • Чем занимается организация?
  • Для кого (чего) осуществляется ее деятельность?
  • Как выполняются функции сотрудниками организации? [Алешина, И.В., 2007, с.24].

     Известный специалист в сфере связей с общественностью  А.Н. Чумиков обращает внимание на то, что миссия, через будущую цель, описывая текущее состояние организации, помогает лучше понять ее настоящее - то, чем и для чего организация располагает. Что же касается будущего, то оно определяется посредством формулировки видения [Чумиков, А.Н., 2008, с.220].

     Видение - описание организации в перспективе, ее желаемого состояния в будущем. Следует рассматривать весьма отдаленную перспективу, для того, чтобы не оптимизировать сегодняшнее состояние организации, а вывести ее на принципиально иной уровень.

     Следует отметить, что по нашему мнению, данное видение сегодня уже трансформировалось в миссию, поскольку отражает не будущее, а настоящее организации.

     Определив миссию и видение организации, можно  приступать к первому этапу разработки имиджа - поиску его концепции.

     1. Поиск концепции имиджа

     Для обеспечения такого понимания имиджа организации служит позиционирование - определение, причем максимально конкретное, кто мы (организация) и что собой представляем. Так, мы должны определить наши качества и свойства, сильные и слабые стороны, возможности, преимущества и недостатки. Правильное позиционирование позволит выполнить еще одну важную задачу для разработки имиджа - отстройку от конкурентов. Чем именно мы отличаемся от наших конкурентов, какими ресурсами, в отличие от них, мы располагаем - все это поможет определиться с концепцией нашего имиджа не только в глазах клиентов, но и в глазах профессионального образовательного сообщества [Тамберг, 2007, с.78].

     После этого проводится исследование целевых  групп общественности. Для этого  выявляются общие представления, жизненные ценности, поведенческие мотивы, стереотипы, потребности наших реальных (если они уже есть) и потенциальных потребителей.

     Важно, что концепция имиджа должна отражать требуемое восприятие организации  различными группами ее общественности - клиентами, партнерами, властными структурами, конкурентами и т.д. Поэтому в идеале требуется исследовать общую картину, хотя бы на уровне стереотипов различных групп общественности.

     По  результатам исследования станет понятно, в чем именно наши возможности  соответствуют ожиданиям целевых групп. Если интересы последних сфокусированы на тех из наших возможностей, которые еще в полной мере не реализованы в организации, это на должно стать помехой. Напротив, стоит всерьез пересмотреть стратегию нашего развития и включить достижение требуемых возможностей в число приоритетных задач.

     Итак, концепция имиджа - это соответствие возможностей организации ожиданиям  ее целевых групп [Тамберг, 2007, с.78].

     Определив концепцию имиджа, осуществляется проверка концепции на сходство с концепциями организаций-конкурентов. В случае выявленной аналогии более точечно производится отстройка от конкурентов.

     2. Корпоративная философия

     Второй  этап разработки имиджа посвящается  созданию корпоративной философии. Данное понятие тесным образом переплетается с понятием этики.

     Корпоративная философия - это подробное изложение  деловых норм и морально-этических  принципов, которыми руководствуется  организация в своей деятельности [Муромкина, Л.С., 2005, с.34].

     Разработка  корпоративного кредо, философии организации не должно превращаться в самоцель. Во-первых, философские принципы должны быть работоспособны. Это возможно только в том случае, если они будут достаточно уникальны и конкретны, и не будут носить чисто декларативный характер. Во-вторых, они не должны противоречить действующему законодательству. То есть, они не могут разрешать то, что запрещено законом. Однако они могут быть более жесткими, нежели существующие законы, и запрещать то, что не отражено в действующем законодательстве. Это может касаться защиты окружающей среды, получения или, наоборот, дачи взяток, коммерческих интересов в организации-конкуренте и т.д [Муромкина, 2005, с.35].

     Корпоративная философия формализуется в виде внутреннего документа организации  и не преследует рекламные цели. Однако необходима и некая внешняя, общедоступная составляющая имиджа. Таковой является история организации.

     3. История (легенда) организации

     В странах с развитой рыночной экономикой практически любая организация, ориентированная на развитие и длительное функционирование на рынке, уделяет большое внимание своей истории. В имиджевых роликах информация о фирме и ее товарах подается, как правило, через историю фирмы. Действительно, история придает солидность и надежность, способствует вербальному восприятию организации.

     Особенно  актуально формирование истории  фирмы для нашей страны. Организации-«фантомы», заполонившие Россию на начальном этапе  становления рыночных отношений, самопроизвольно  исчезающие, нередко вместе с деньгами потребителей, в значительной степени подорвали доверие населения к негосударственным организациям. К счастью, период «экономической пены» подошел к концу, однако справедливый стереотип потребителя «организация, не имеющая прошлого, наверняка не имеет и будущего» остался.

     Если  с историей возникают проблемы, создается легенда. Желательно, чтобы легенда была не чистой выдумкой, а красиво, эффектно и в нужном ракурсе представленными реальными событиями.

     История или легенда может быть связана  не с самой организацией, а ее руководителем. В этом случае руководитель становится символом организации, ее эмблемой. Концепция имиджа выстраивается, в свою очередь, «вокруг руководителя». Типичным примером является компания «Майкрософт», концепция имиджа которой персонифицирована, и символом компании является ее основатель и руководитель Билл Гейтс.

     Наиболее  ярким отечественным примером является Святослав Федоров, с которым  всегда ассоциировали МНТК «Микрохирургия глаза». Следует отметить, что многие обыватели и не знали названия лечебного учреждения, а называли его «Клиникой Федорова», «Федоровским центром» и т. п.

     Создав  некий вербальный образ организации  в виде истории или легенды, приступаем к разработке ее визуального образа.

     4. Визуальный образ организации

     Если  имидж организации ассоциируется  строго с имиджем ее руководителя, то визуальный образ уже найден - это изображение самого руководителя. Сложнее, когда необходимо конструировать этот образ, поскольку в дальнейшем он будет постоянно эксплуатироваться, и наша ошибка, допущенная при его создании, дорого обойдется компании. Что это за ошибка? Например, если созданный нами визуальный образ вызывает у потребителей ассоциации, прямо противоположные тем, которые ожидали мы. Или если нашими конкурентами уже используется подобный визуальный образ, причем в более необычной и интересной интерпретации.

     Наиболее  часто специалистами эксплуатируется  образ дома как символа стабильности и надежности. Например, ключевые понятия  для имиджа банка - традиции, устойчивость, надежность, что находит отражение  в изображениях фундаментальных солидных домов. Высшие учебные заведения также предпочитают образ дома. Дело в том, что нередко вуз с громким и привлекательным названием не имеет своих площадей, а арендует их в научно-исследовательском институте, театре или подвале жилого дома. Поэтому серьезные вузы, заботящиеся о высоком качестве оказываемых образовательных услуг, инвестируют в собственное развитие и создают материальную базу. Здания, в которых располагаются вузы, нередко выступают в качестве их визуальных образов.

     Однако, это необязательно. Образом может  выступать автомобиль, обувь, мяч  и даже земной шар.

     5. Корпоративные принципы

     На  данном этапе разрабатываются некие  внутрифирменные «правила игры», называемые в различных организациях по-разному. Это и корпоративные кодексы, и корпоративные принципы, и корпоративные стандарты.

     Задачи  корпоративных принципов:

  • создать или подчеркнуть внутрифирменную индивидуальность;
  • сформировать у персонала чувство сопричастности к миру фирмы;
  • способствовать командности, формированию коллектива единомышленников, проповедующих идеи организации;
  • создать некий визуальный образ персонала организации.

     6. «Свои» и «чужие»

     Следующим этапом разработки корпоративного имиджа является определение «друзей» и  «недругов» организации. Впоследствии «друзья» при проведении рекламных кампаний или каких-либо имиджевых акций будут помогать нам, противостоять «недругам».

     Итак, друзья - это те, кто поддерживает идеи, те, о ком заботятся и  кто заботится о нас. Это образованность и культура, чистота и здоровье, природа и красота.

     Однако  у нас наверняка есть и недруги. И если размышлять «от обратного», то это безграмотность и невежество, бескультурье, грязь и болезни, загрязнение  окружающей среды и т.д.

     Профессор А.Н. Чумиков отмечает, что «негативная имиджевая персонификация чревата серьезными опасностями для ее инициаторов. Отсюда современные враждебные образы создаются зачастую в абстрактной форме, не утрачивая при этом силы воздействия и значимости» [Чумиков, А. Н., 2008, с.61]. На страницах своего учебного пособия «Связи с общественностью автор приводит «довольно талантливую разработку антиобраза «быка», заимствованную из одного молодежного журнала» [Чумиков, А.Н. 2008, с.62].

     7. Имиджевая стратегия

     На  данном этапе осуществляется разработка имиджевой стратегии, которая, в  свою очередь, предусматривает подготовку имиджевых акций. Данные акции представляют собой элементы коммуникативной  программы организации. Их проведение должно быть увязано с принципами организации и направлено на приумножение числа их сторонников.

     8. Учитывать имидж при проведении  коммуникативных событий

     Известная поговорка гласит: «Положение обязывает». Действительно, любая акция, любая  исходящая информация должна вписываться  в разработанный имиджевый контекст.

     Проверку  на соответствие выстроенной концепции  имиджа следует проводить при  подготовке любых мероприятий и  осуществлении какой-либо деятельности нашей организацией. Если же выявляется расхождение, то необходимо подготовить  конкретные предложения, что нужно сделать, чтобы данная деятельность или мероприятия не противоречили имиджу.

      Разработка  корпоративного имиджа – сложный  процесс, требующий участия различных  специалистов, который состоит из планирования, формирования, продвижения имиджа.

      Итак, мы видим формирование образа компании – это искусство, которое требует длительной и трудоемкой работы. Важно, чтобы имидж организации был адекватным, оригинальным, современным, иметь точный адрес. Быть адекватным - значит соответствовать реально существующему образу или специфике фирмы. Быть оригинальным - значит отличаться от образов других фирм. Быть современным – значит шагать в ногу со временем. Иметь точный адрес - значит быть привлекательным для вашей целевой аудитории. Как это осуществить?

      Американская  исследовательница Бобби (Барбара) Джи в своем бестселлере «Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение» рассматривает основные этапы  формирования корпоративного имиджа. Она выделяет следующие этапы: 1).Определение цели формирования корпоративного имиджа; 2). Определение целевой аудитории, подробное ее изучение; 3). Разработка концепции корпоративного имиджа; 4). Оценка возможностей фирмы для формирования, заявленного корпоративного имиджа; 5). Формирование, внедрение и закрепление корпоративного имиджа в сознании потребителя; 6.Оценка состояния корпоративного имиджа, контроль за реализацией программы [Джи, Б., 1998, с.245]. 

     Формирование  корпоративного имиджа, по мнению автора, производится в соответствии с мастер-планом, который состоит из 4 основных частей:  1.  Закладка фундамента.  2. Внешний имидж: качество продукта, осязаемый имидж – воздействие на пять чувств, реклама, общественная деятельность, связи со средствами массовой информации, отношение персонала к работе и его внешний вид. 3. Внутренний имидж: финансовое планирование, кадровая политика  организации,  ориентация  и  тренинг  сотрудников,  программа  поощрения  сотрудников. 4. Неосязаемый имидж: воздействие на «Я» покупателя, самоимидж покупателя [Джи, Б., 1998, c.63].

Информация о работе Корпоративный имидж как PR – средство (на примере деятельности Заринской средней общеобразовательной школы)