Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
5. Камалов Р.Р. Об информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста //Информатика и образование. – 2005. - №2. – С.109-111.
6. Колин К.К. Информационная цивилизация: какой она будет?// Библиотековедение.-2001.-№ 5.-С.32-38.
7. Рыбина Л.И. Информационная культура – приоритетное направление библиотечной деятельности //Библиография. – 2006. - №2. – С.30-32.
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Документ как источник и носитель информации.
Документально-информационные потоки.
Задачи:
1. Анализ вторичного научного документа на примере РЖ «Информатика»;
2 .Овладение методикой анализа документально-информационного потока.
Задание1:
- Определение функций РЖ и его места в системе вторичных документов;
- Анализ и характеристика РЖ как источника информации.
Схема анализа РЖ
1. Организация, готовящаяся и издающая РЖ.
2. Библиографическая характеристика РЖ.
3. Документально-информационный поток, отраженный в РЖ: по видам документов, странам, тематике (отрасли знаний).
4. Структура РЖ: разделы, подразделы.
5. Библиографическая характеристика документа в РЖ.
6. Реферат как источник информации.
7. Справочный аппарат издания.
8. Отличительные признаки РЖ как вторичного научного документа.
Задание 2: Анализ раздела «Информационный поиск» реферативного журнала «Информатика».
Схема анализа раздела РЖ
1. Место раздела «Информационный поиск» в РЖ «Информатика». Соотношение объемов потока в РЖ и раздела «Ииформационный поиск» позволяет судить о месте этого раздела среди других разделов и о его роли в РЖ.
Год | Количество публикаций | Доля раздела ИП в РЖИ в % | |
РЖИ | Раздел «ИП» | ||
|
|
|
|
2. Анализ документально-информационного потока по видам документов,
отраженного в разделе «Информационный поток»
Вид документа | Количество документов | Общее количество документов | Доля % | |
2000 | 2007 | |||
1.Периодические издания |
|
|
|
|
2.Книги |
|
|
|
|
3.Труды конференции |
|
|
|
|
4.Препринты |
|
|
|
|
5.Депонированные рукописи |
|
|
|
|
6.Стандарты |
|
|
|
|
3. Язык публикаций
Язык | Количество публикаций | Общее количество | |
Год | Последующий год | ||
Русский |
|
|
|
Английский |
|
|
|
Немецкий |
|
|
|
Японский |
|
|
|
Польский |
|
|
|
Чешский |
|
|
|
Китайский |
|
|
|
Французский |
|
|
|
Болгарский |
|
|
|
Словацкий |
|
|
|
Сербский |
|
|
|
Венгерский |
|
|
|
Итальянский |
|
|
|
Испанский |
|
|
|
Нидерландский |
|
|
|
Румынский |
|
|
|
Португальский |
|
|
|
Словенский |
|
|
|
Монгольский |
|
|
|
4. «Ядерные» (профильные) журналы раздела «Информационный поиск»
Название журнала
| Издающая страна | Число статей | |
2000 | 2007 | ||
1.Научно-техническая информация. Сер.1 Организация и методика информационной работы Сер.2 Информационные процессы и системы | Россия |
|
|
5. Наполнение рубрик раздела «Информационный поиск» в 2000, 2007 гг.
Рубрики раздела | Количество публикаций | |
2000 | 2007 | |
|
|
|
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ КАК ВИД
КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи занятия:
1. Определить связь знаний курса «Социальные коммуникации» с библиотечно-библиографической деятельностью.
2. Выяснить отношение к будущей профессии.
3. Акцентировать внимание студента на формирование личностных качеств будущего специалиста.
Литература:
1. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря.
2. Соколов А.В. В ожидании перестройки //НТБ.-1989.-№ 10.-С.1-9.
1 задание: Библиотекарь как профессионал: психологический портрет.
1.1.
1.2.
1.3.
2 задание: Социально-психологический портрет библиотекаря: на основе методики и по результатам исследования «Библиотечная профессия: современное состояние, перспективы» (1986-1990 гг.).
Анкетирование студентов о выборе будущей профессии и отношение к ней (см. приложение). Подведение итогов анонимного анкетирования.
Соколов А.В. В ожидании перестройки (НТБ.-1989.-№ 10.-С.1-9). Формирование профессионального сознания советского библиотекаря.
Имидж и статус современного библиотекаря: состояние, направления формирования; показатели. Библиотекарь как технолог коммуникаций.
1. Существует мнение, что воспитывает книга, а не библиотекарь. Каково Ваше мнение?
1. Воспитывает книга
2. Воспитывает библиотекарь
3. Другое:_______________________
2.Различно ли профессиональное сознание у библиотекаря массовой, детской и НТБ?
1. Совершенно разное
2. Имеет сходство
3. Скорее схожее, чем разные
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций