Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Хранение и использование документированной социальной памяти в учреждении. Библиотека, музей как социальные службы, обеспечивающие хранение и общественное использование документированной социальной памяти.
Тема 1.4. Знаковые системы – носители социальной памяти
Семиотический подход к социальной коммуникации. Знак и символ. Сущность знака: логико-философское и лингвистически-
Классификация знаков: иконические, индексальные, символические. Знаки – образы, знаки – модели, одиночные коммуникационные знаки, знаковые системы
Коммуникационный знак как посредник между пользователем языка и объектами окружающего мира. Семиотика социальной коммуникации: семантика, синтактика, прагматика. Семантический треугольник: план содержания и план выражения. Коммуникационный знак как единство значения и имени.
Соотношение понятий: текст, знак, смысл. Понятие «язык», естественный и искусственный языки.
Тема 1.5. Коммуникационная деятельность
Деятельность и ее виды. Социально-культурная деятельность. Коммуникационная деятельность как движение смыслов в социальном пространстве. Коммуникационные действия как составляющие коммуникационной деятельности. Формы коммуникационной деятельности: подражание, диалог, управление. Виды коммуникационной деятельности: микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация.
Коммуникционный процесс и его элементы: коммуниканты и сообщение. Формы коммуникаций, коммуникационные средства. Виды коммуникаций: межличностная, групповая, массовая. Коммуникативная среда. Сфера коммуникаций.
Общение как категория социальной коммуникации, включающая познание, коммуникацию и совместные действия.
Тема 1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность
Связь смысловой социально-коммуникационной деятельности с игровой деятельностью. Игра как вид общения и коммуникационной деятельности. Творческий характер игры. Типы и функции игр: учебные, тренировочно - подготовительные, для формирования коллективного сознания и др. Целесообразность и организованность в игровой деятельности.
Детские и взрослые игры: маскарад, разгадка, состязание, сказка. Роль игры в социально-культурной деятельности. Ритуальная псевдоигра.
Тема 1.7. Коммуникационные каналы
Коммуникационные каналы как линия связи коммуниканта и реципиента. Естественные коммуникационные каналы: социальные функции. Искусственные коммуникационные каналы.
Невербальные каналы: язык жестов. Вербальные каналы устной коммуникации: речевая деятельность. Коммуникативные функции естественного и искусственного языков.
Документные каналы коммуникации. Понятие «документ» и классификация документов по признаку знаковой формы. Каналы научных коммуникаций: формальные и неформальные каналы передачи информации.
Технические средства коммуникации. Электронные каналы и средства коммуникации. Диалог с искусственным интеллектом. Глобальная сеть Интернет.
Закон кумуляции коммуникационных каналов. Влияние новых информационных технологий на эволюцию коммуникационных каналов.
РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Тема 2.1. Общество как среда социальной коммуникации
Духовная жизнь общества и коммуникационная деятельность. Социально-психологические чувства «они», «мы» и «я» как основа человеческого общества.
Человек и общность. Типы общностей. Общественное сознание и менталитет. Общественные коммуникационные потребности.
Цивилизация: этимология термина. Цивилизация, культура и социальные коммуникации: соотношение понятий. Эволюция цивилизаций.
Государство и социальные коммуникации: коммуникационные права и свободы; цензура и ее виды. Социальные коммуникации и наука, образование, религия, культура.
Тема 2.2. Эволюция общественных коммуникационных систем
Социальная коммуникация как движение смысла в историческом времени и пространстве. Этапы развития цивилизаций. Цивилизация и коммуникация: взаимовлияние. Синхронистическая и диахроническая коммуникации как взаимодействие цивилизаций. Диахронические сообщения, адресованные потомкам. Ретроспективная и текущая социальная память.
Общественные коммуникационные системы. Уровни развития коммуникационной культуры: словесность, письменность, книжность, мультимедийность. Хронология общественных коммуникационных систем: общинная, рукописная, мануфактурная, индустриальная, мультимедийная. Их отличительные черты.
Формирование книжного дела и появление библиотек. Развитие прессы как первого канала массовой коммуникации. Становление книжно-газетной культуры. Влияние научно-технической революции на развитие социальных коммуникаций: телеграф, телефон, фотография, радио, звукозаписи, кинематограф, телевидение, компьютер, Интернет.
Закономерности эволюции социальных коммуникаций.
Тема 2.3. Социально-коммуникационные институты
Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов в процессе эволюции общества. Кумулятивные институты, выполняющие функцию социальной памяти: архивное дело, библиотечно-библиографическое дело, музейное дело, система научно-технической информации. Некумулятивные институты: книгоиздательское дело, книготорговое дело и др.
Принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов: либерально-демократические и тоталитарные схемы управления. Цензура. Манипуляция сознанием и коммуникационная защита. Средства массовой информации и их влияние на мировоззрение членов общества.
РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ
Тема 3.1. Коммуникационные потребности
Потребность как функциональное свойство живых систем: биологических, психологических, социальных. Сигнальная побуждающая функция потребностей. Потребность как межнаучная категория.
Коммуникационная потребность, побуждающая субъект к коммуникационной деятельности. Типы коммуникационных потребностей по субъектам-носителям и по происхождению: абсолютные, вторичные и спонтанные потребности.
Личностные коммуникационные потребности – биогенные и социогенные. Духовные потребности в самореализации и социализации. Познавательные, этические и эстетические потребности.
Групповые коммуникационные потребности: абсолютные и вторичные. Целевые социальные группы, нуждающиеся в коммуникационном обслуживании. Общественные коммуникационные потребности: материальные и духовные.
Информационные потребности как сложное многоплановое явление. Структура информационных потребностей. Косвенные и прямые методы изучения информационных потребностей.
Тема 3.2.Концепции информации в современной науке.
социальная информация
Концепции информации в современной науке. Информация как отраженное разнообразие. Типы информации: биологическая, социальная, машинная. Социальная информация как способ описания и объяснения социально-коммуникационных процессов. Виды социальной информации по общественному назначению; ее свойства. Структура социальной информации.
Информация как содержание социальной коммуникации. Теория информации и единица измерения информации К.Шеннона. Трактовка информации в физике, кибернетике, генетике, физиологии, биологии и других науках.
Информационный подход к социальной коммуникации. Информация и знание.
Тема 3.3. Информационно-коммуникационные системы
Устная коммуникация и ее знаковые средства. Коммуникационные барьеры на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту.
Документная коммуникация. Институты документной коммуникации и каналы опубликованных, неопубликованных и непубликуемых документов; их задачи.
Электронная коммуникация: ее становление, возможности и средства. Интернет как глобальная коммуникационная система.
Тема 3.4. Научная коммуникация
Наука - производитель научной информации Виды и свойства научной информации: атрибутивные, динамические, прагматические.
Научная коммуникация как механизм распространения научной информации в пространстве и во времени. Формальные научные коммуникации: информационная деятельность, архивное дело, библиотечно-библиографическая деятельность и другие виды распространения научных документов. Неформальные научные коммуникации: роль в системе коммуникаций преимущества и недостатки. Закономерности и свойства системы научной коммуникации: открытость, интегральность, иерархичность.
Тема 3.4.1 Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций
Информационные взрыв и информационный кризис: причины и проявления. Закон ускоренного развития науки Ф. Энгельса. Процессы дифференциации и интеграции знаний. Противоречие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возможностями ее переработки и использования. Информационные барьеры. Барьерное сознание. Пути преодоления информационного кризиса.
Информатика - наука, изучающая информационные процессы в социальных коммуникациях.
Тема 3.4.2. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные
потоки и их закономерности
Роль документа в науке. Возникновение видов научных документов для удовлетворения общественных потребностей. Опубликованные, неопубликованные, непубликуемые научные документы. Первичные и вторичные документы. Научная книга, журнал, описание изобретений, депонированные рукописи, научно-технические отчеты, реферативные журналы, аналитические обзоры.
Документально-информационные потоки: виды, структура. Закономерности роста и старения научной литературы: причины и проявления; значение для информационного обслуживания. Эмпирический закон рассеяния научных публикаций в периодических изданиях С. Брэдфорда. Условия выполнения закона.
Тема 3.4.3. Информационное обслуживание как область
профессиональной коммуникационной деятельности
Информационная деятельность как составляющая умственного труда. Основные и вспомогательные операции информационной деятельности: сбор, поиск, обработка, хранение, поиск, передача и распространение информации. Формирование информационного обслуживания как профессиональной деятельности: отличительные черты. Информационные технологии, информационные процессы, информационные системы.
Документное, фактографическое концептографическое обслуживание. Коммуникационное обслуживание. Информационное обеспечение управления в условиях дефицита и избытка информации.
Тема 3.4.4. ГСНТИ как система организации
информационного обслуживания в России
История формирования ГСНТИ в Российской Федерации. Первые информационные центры БИНТ и КОМИНОЛИТ, явившиеся основой. Первые этапы создания ГСНТИ.
Постановление Совета Министров «Об общегосударственной системе научно-технической информации» 1966 года. Этапы развития ГСНТИ.
Организационно-функциональная структура ГСНТИ как четырех- уровневая система. Координация и кооперация обработки нисходящего и восходящего документально-информационных потоков. Основные направления деятельности федеральных, отраслевых, региональных органов научно-технической информации и библиотек.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года. Федеральный закон «О науке и научно-технической политике»1996 года. «Положение о государственной системе научно-технической информации» 1997 года. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 года. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов.
Современное состояние ГСНТИ: проблемы, направления развития. Закон Орловской области «Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области»2008 года. Областная целевая программа «Электронная Орловщина (2008-2010гг.)».
Тема 3.9. Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций
Этапы развития общества по экономическим признакам: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Информатизация общества как глобальный процесс развития цивилизации.
Информационное общество: основные характерные черты и особенности: доступ к информации, уровень информационных технологий, жизнедеятельность информации и др. Социально-экономические процессы формирования информационного общества: США, Европа, Япония, Россия. Количественные показатели становления информационного общества.
Социально-коммуникационные институты информационного общества. Информационно-культурная среда новой цивилизации. Телекоммуникационные технологии. Международная сеть Интернет.
Феномен мультимедиа: определение понятия, области применения. Мультимедиа как продукт, программа, технология.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций