Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Тематический план для специальности
0712001 «Библиотечно-информационная деятельность»
квалификации «Библиотекарь – библиограф, преподаватель»
квалификации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»
Тема | Всего | Аудиторные занятия | Самосработа | ||
Лекци | Семин. | Практ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Введение в теорию 1.1.Теория социальной коммуникации |
10 |
2 |
2 |
|
6 |
1.2. Смысл как категория социальной коммуникации | 8 | 2 |
|
| 6 |
1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации | 12 | 2 | 4 |
| 6 |
1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти | 10 | 2 | 2 |
| 6 |
1.5.Коммуникационная деятельность | 10 | 2 | 2 |
| 6 |
1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
1.7.Коммуникационные каналы | 10 | 2 | 2 |
| 6 |
Итого: | 68 | 14 | 14 |
| 40 |
Раздел 2. Эволюция социальных 2.1.Общество как среда социальной коммуникации |
10 |
2 |
4 |
|
4 |
2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем | 10 | 4 | 2 |
| 4 |
2.3.Социально-коммуникационные институты | 6 | 2 |
|
| 4
|
Итого: | 26 | 8 | 6 |
| 12 |
Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы 3.1. Коммуникационные потребности |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация | 10 | 4 | 2 |
| 4 |
3.3.Информационно- | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
3.4.Устная коммуникация | 6 | 2 |
|
| 4 |
3.5. Документная коммуникация | 6 | 2 |
|
| 4 |
3.5.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки и их закономерности | 18 | 4 | 2 | 8 | 4 |
3.6. Научная коммуникация | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
3.6.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций | 6 | 2 |
|
| 4 |
3.7.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
3.7.1. ГСНТИ – система организации информационного обслуживания в России | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
3.8. Электронная коммуникация | 10 | 2 | 2 | 2 | 4 |
3.9.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций | 10 | 4 | 2 |
| 4 |
3.10. | 22 | 6 | 2 | 6 | 8 |
Итого: | 128 | 36 | 20 | 16 | 56 |
Раздел 4. Информационная культура 4.1.Информационная культура как научное направление |
10 |
2 |
2 |
|
6 |
4.1.1..Информационная культура личности | 12 | 2 | 2 | 2 | 6 |
4.2. Массовая культура Массовые коммуникации. | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
4.3. Групповая коммуникация | 8 | 2 |
| 2 | 4 |
4.4 Личность как субъект социальной коммуникации. | 10 | 2 | 2 |
| 6 |
4.5.Этика социальной коммуникации | 12 | 2 | 2 |
| 6 |
Итого: | 58 | 12 | 10 | 4 | 32 |
Итого: | 280 | 70 | 59 | 20 | 140 |
квалификации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»
Тема | Всего | Аудиторные занятия | Самост | ||
Лекции | Семин. | Практ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Введение в теорию 1.1.Теория социальной коммуникации |
6 |
2 |
2 |
|
4 |
1.2. Смысл как категория социальной коммуникации | 6 | 2 |
|
| 4 |
1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации | 6 | 2 | 2 |
| 4 |
1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти | 4 | 2 |
|
| 4 |
1.5.Коммуникационная деятельность | 6 | 2 | 2 |
| 4 |
1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность | 6 | 2 | 2 |
| 4 |
1.7.Коммуникационные каналы | 4 | 2 |
|
| 4 |
Итого: | 38 | 14 | 8 |
| 32 |
Раздел 2. Эволюция социальных 2.1.Общество как среда социальной коммуникации |
6 |
2 |
2 |
|
4 |
2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем | 8 | 4 | 2 |
| 4 |
2.3.Социально-коммуникационные институты | 6 | 2 | 2 |
| 4
|
Итого: | 26 | 8 | 6 |
| 12 |
Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы 3.1. Коммуникационные потребности |
4 |
2 |
|
|
2 |
3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация | 8 | 4 | 2 |
| 2 |
3.3.Информационно- | 6 | 2 | 2 |
| 2 |
3.4.Устная коммуникация | 4 | 2 |
|
| 2 |
3.5. Документная коммуникация | 4 | 2 |
|
| 2 |
3.5.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки и их закономерности | 16 | 4 |
| 8 | 4 |
3.6. Научная коммуникация | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
3.6.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций | 4 | 2 |
|
| 2 |
3.7.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
3.7.1. ГСНТИ – система организации информационного обслуживания в России | 6 | 2 |
|
| 4 |
3.8. Электронная коммуникация | 5 | 2 |
|
| 4 |
3.9.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций | 6 | 2 |
|
| 4 |
3.10. | 12 | 4 |
| 4 | 4 |
Итого: | 92 | 32 | 8 | 12 | 40 |
Раздел 4. Информационная культура 4.1.Информационная культура как научное направление |
6 |
2 |
|
|
4 |
4.1.1..Информационная культура личности | 8 | 2 | 2 |
| 4 |
4.2. Массовая культура Массовые коммуникации. | 10 | 4 | 2 |
| 4 |
4.3. Групповая коммуникация | 6 | 2 |
|
| 4 |
4.4 Личность как субъект социальной коммуникации. | 6 | 2 |
|
| 4 |
4.5.Этика социальной коммуникации | 6 | 2 | 2 |
| 4 |
Итого: | 44 | 14 | 6 |
| 24 |
Итого: | 216 | 68 | 28 | 12 | 108 |
Тема | Все | Аудиторные занятия | Самотработа | ||
Лекци | Семин. | Практ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Введение в теорию 1.1.Теория социальной коммуникации |
5 |
2 |
|
|
3 |
1.2. Смысл как категория социальной коммуникации | 5 | 2 |
|
| 3 |
1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации | 5 | 2 |
|
| 3 |
1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти | 5 | 2 |
|
| 3 |
1.5.Коммуникационная деятельность | 4 | 1 |
|
| 3 |
1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность | 5 |
|
| 2 | 3 |
1.7.Коммуникационные каналы | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
Раздел 2. Эволюция социальных 2.1.Общество как среда социальной коммуникации |
5 |
2 |
|
|
3 |
2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
2.3.Социально-коммуникационные институты | 4 | 1 |
|
| 3 |
Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы 3.1. Коммуникационные потребности |
7 |
2 |
|
2 |
3 |
3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
3.3. Документная коммуникация | 7 | 2 |
| 2 | 3 |
3.3.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки: закономерности | 9 | 2 |
| 4 | 3 |
3.4. Научная коммуникация | 5 | 2 |
|
| 3 |
3.4.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций | 5 | 2 |
|
| 3 |
3.5.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности | 5 | 2 |
|
| 3
|
3.6.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
3.7.Мультимедийная коммуникационная культура. Электронные документы. Электронные музеи, библиотеки | 7 | 2 |
| 2 | 3 |
Раздел 4. Информационная культура 4.1.Информационная культура как научное направление |
5 |
2 |
|
|
3
|
4.2. Информационная культура личности | 5 | 2 |
| 2 |
|
Итого: | 72 | 22 | 12 | 12 | 36 |
IV. Формы итогового контроля:
Специальность “Документоведение и документационное обеспечение управления”: 9 семестр - экзамен
Специальность “Библиотечно-информационная деятельность”
Квалификация “Библиотекарь-библограф, преподаватель”
3 семестр – зачет, 5 семестр – экзамен
Квалификация “Менеджер информационных ресурсов”
3 семестр – экзамен
Квалификация «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»
3, 4 семестры – экзамен
Специальность ”Музейное дело и охрана памятников”
9 семестр – зачет
3.Теоретический раздел
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК НОВЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ПЛАН
1. Информационные революции.
2. Информационные технологии в развитии общества.
3. Информатизация как социально-экономический и научно-технический процесс.
4. Информационное общество как новый этап эволюции цивилизаций.
Одним из главных факторов развития цивилизации на современном этапе является информационная революция. Информационная революция – это изменение инструментальной основы способа передачи, хранения информации и обработки информации, доступной активной части населения (1,3). Аналогично тому, как на развитие военной мощи государства оказывают влияние открытия, например, в области транспортных средств (паровой двигатель, железная дорога, двигатель внутреннего сгорания и т.п.), так в истории человечества изобретения, влияющие на информационное взаимодействие людей, тоже можно рассматривать как революционные.
Первыми были появление языка и человеческой речи, повлиявшими на качественные изменения информационных процессов. Началось накопление и передача знаний от поколения к поколению – появилась первая информационная технология.
Второе изобретение – письменность. Фиксирование информации на материальных носителях способствовало хранению знаний, изменению процессов распространения информации и коммуникации.
Книгопечатание - третье изобретение, которое также рассматривается как новая информационная технология, которая привела к появлению печатных средств массовой информации - газет, журналов, к широкому распространению книжной продукции.
Открытие электричества, несомненно, стало революционным: появились радио, телефон, телевидение способствовали формированию мирового информационного пространства.
Изобретение микропроцессорной техники, ЭВМ. Персональные ЭВМ привели к развитию новых информационных технологий, расширивших деятельностные возможности человека.
Эти изобретения создали условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития и информационных коммуникаций, поэтому ученые их рассматривают как пять информационных революций, а современную информационную революцию считают шестой (15), называя ее информационно-технологической революцией.
Информационные революции представляют собой не только технологические инновации: они влияют на науку, технику, культуру, образование, мировоззрение и миропонимание. Небывалыми темпами увеличиваются объемы информации, что было предопределено сформулированным Ф.Энгельсом законом ускоренного развития науки: «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных его от предшествующих поколений».
Динамическое ускорение темпов роста научной информации можно проиллюстрировать: в начале века удвоение научной информации происходило в течение 50 лет, с 1950 г. – каждые 10 лет, с 1970г. – каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно. Неуклонно возрастает роль информации, которая превращается в стратегический национальный ресурс общества.
Мир стал другим:
- стал коротким жизненный цикл продуктов;
- конкуренция потребовала быстрой смены технологий;
- изменения становятся постоянными;
- власть на рынках берет потребитель;
- всеобщая доступность глобальной информации;
- необходимость функционировать в условиях непредсказуемых ситуаций и стратегий.
Эволюция двух процессов – увеличение роли информации и совершенствование технологии накопления, обработки и распространения информации во всех сферах деятельности – привела к формированию инфраструктуры [1] доступа к информации, к знаниям. Началось формирование информационной индустрии. В связи с этим в конце ХХ века в обиход нашей жизни вошел целый комплекс новых понятий: информатизация, информационное общество, информационное пространство, информационные технологии, информационные ресурсы и многие другие.
Информационные технологии. Одной из характерных черт информатизации и информационного общества является развитие информационных технологий. В массовом сознании понятие «технология» связано с материальным производством, с промышленностью. Действительно, во второй половине ХХ века внедрение научных открытий в производство приводит к обновлению технологии производства. Появляются термины «высокие технологии», «наукоемкие технологии», к которым относится биотехнология, лазерная обработка и многие другие. Но всё равно это традиционные технологии, построенные на вещественно-энергетических процессах, потому что предметом и результатом труда является материальный объект.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций