Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Коммуникация – целесообразное взаимодействие двух субъектов, опосредованное неким объектом.
Научная информация –информация, получаемая в процессе логического познания, адекватно отображающая процессы и явления природы, общества и мышления и используемая в общественно-исторической практике.
Недокументированные смыслы – это знания о прошлом и настоящем, эмоциональные переживания и желания, распределенные в памяти современников, образующих общество.
Общественная коммуникационная система – это структурированная совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами.
Паралингвистика – семиотическая дисциплина, изучающая невербальные средства устной коммуникации и их использование в реальном общении.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой информации и пользующейся ею.
Потребность - функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности.
Самосознание – осознание принадлежности к определенному социальному единству, присущее индивидуальным членам общества.
Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, предметом изучения – коммуникационные знаки и методы их использования.
Сохранение – движение смыслов во времени без их исчезновения
Социальная группа – это совокупность людей, обладающих общими социальными признаками: демографическими, производственно-
Социальная коммуникация – это движение смыслов в социальном времени и пространстве.
Социальная память – это движение смыслов в социальном времени
Социальное время – это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками.
Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.
Социально-коммуникационный институт – это элемент индустриальной общественно-коммуникационной системы, представляющий собой учрежденную совокупность организационных и технологических систем, обладающих определенным, социально-признанным назначением.
8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон 20февраля 1995г.// Собрание законодательств РФ.- 1995.-№ 8.-С.1213-1225.
2. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон 27 июля 2006 г.
3. Закон Орловской области «Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области» от 24 апреля 2008г.
4. Положение о ГСНТИ: утверждено Постановлением правительства РФ от 24июня 1997 г., №950 //Информационные ресурсы России. - 1997. - №4. – С.4-5.
5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010гг.)»
6. Областная целевая программа «Информатизация Орловской области «ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА»(2008-2010гг.)»
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
2. Кашкин,В.Б. Введение в теорию социальных коммуникаций: Учебное пособие./В.Б.Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.
3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие./А.В Соколов. - СПб: СПбГУП, 1996.-320 с.
4. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций: учебное пособие./А.В.Соколов. - СПб: Изд-во ЛОПИ, 1995.-163 с.
5. Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебное пособие Ч.1./ А.В.Соколов. СПб.-2001.-160 с.
6. Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебно-методическое пособие 4.2./ А.В.Соколов. М.: ИПО Профиздат.- 2003.-160с.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.Г. Социальная информация./В.Г Афанасьева - М.: Наука, 1994.- 200 с.
2. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис /Д.И.Блюменау. Л.: Наука. 1989. - 193с.
3. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации: Учебно-практическое пособие /В.В.Брежнева, В.А.Минкина; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. – 304с.
4. Богомолова Н.И. Массовая коммуникация и общение./Н.И.Богомолова- М.: Знание, 1998. - 78 с.
5. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация./В.Ю.Борев,А.В.
6. Гендина Н.И.Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие /Н.И.Гендина, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2002. - 288с.
7. Дворкина М.Я Информационное обслуживание: социокультурный подход / М. Я. Дворкина . М.: ИПО Профиздат, 2001. – 112с.
8. Каган М.С. Мир общения./М.С. Каган - М.: Политиздат, 1988.-321 с.
9. Колеватов В.А. Социальная память и познание /В.А Колеватов- М.: Мысль, 1984.-190 с.
10. Колин К.К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов./ К.К.Колин - М.: Академический проект; М.: Фонд «Мир», 2003.-432 с.
11. Лосев А.Ф. Проблема смысла и реалистическое искусство./А.Ф.Лосев - М.: Искусство, 1995.-320 с.
12. Массовая информация и коммуникация в современном мире. - Ч. 1.-ч. 3.-М.: ИНИОН, 1989,1991.
13. Михайлов А.И. Научные коммуникации и информатика /А.И.Михайлов, А.И.Черный, Р.С.Гиляревский. – М, Наука, с.45-55,71-94, 161-194, 240-246.
14. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информация./В.Н. Михайловский - СПб.: Наука, 1994.-145 с.
15. Семенова В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. /В.Е.Семенова- СПб: У-та, 1995.-2000 с.
16. Соколов А.В. Библиотека и социальные коммуникации /А.В.Соколов. // НТБ.-1994.-№ 8.-№ 11.
17. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации /А.В.Соколов. –СПб.: Изд-во РНБ, 2001. – 352 с.
18. Шлыкова О.В.Феномен мультимедиа. Технология эпохи электронной культуры: монография /О.В.Шлыкова. –М.: МГУКИ, 2003. – 268с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Адаир Д. Эффективная коммуникация /Д.А.Адаир.- М.:Изд-во Эксмо, 2006. -320с.
2. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизации. Исторические формы общения народов. ./С.Н.Артановский - СПб: СПбГАК, 1994.-224 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. /Э.Берн - Л.: Лениздат, 1992.-400 с.
4. Бориснев С.В. Социология коммуникаций: учебное пособие для вузов /С.В.Бориснев. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270с.
5. Пиз Л. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей: Пер. с англ. /Алан Пиз - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992.-218 с.
6. Яковлев И.П. Ключи общению. Основы теории коммуникации /И.П.Яковлев. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 240с.
на тестовые задания
Вопросы | Правильные ответы | Вопросы | Правильные ответы | Вопросы | Правильные ответы |
Вопрос 1 | 3,2,4,1,5 | Вопрос 5 | 1,2,3 | Вопрос 9 | 2,5 |
Вопрос 2 | 3,5 | Вопрос 6 | 4,5 | Вопрос 10 | 1-Б,Д |
Вопрос 3 | 3,4,5 | Вопрос 7 | 2 | ||
Вопрос 4 | 2 | Вопрос 8 | 4 |
[1] Инфраструктура – составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом; например, в экономическую инфраструктуру входят транспорт, связь, образование, жилье и т.п., от состояний которых зависит общественное производство (Словарь иностранных слов)
[1] ИНТЕРНЕТ-хост – главная ЭВМ, обеспечивающая обслуживание сети, передачу сообщений и выполнение программ, связанных с дополнительными функциями и задачами.
[1] Парадигма - пример, образец (греч.).
[1] Информационная безопасность общества или государства есть состояние защищенности по отношению к опасным информационным воздействиям. Информационная безопасность личности характеризуется защищенностью психики и сознания от опасных информационных воздействий (11).
[1] Диверсификация – разностороннее развитие
[1] Устойчивое развитие – это переход к таким формам социальной и производственной деятельности, которые сохраняют баланс в системе «человек-общество-природа» и не позволяют человечеству лишить себя экологически чистого будущего.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций