Эволюция каналов социальных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций

Описание работы

Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 5

2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6


3. Учебная программа……………………………………………….7



4. Теоретический раздел…………………………………………….40



Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40

Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66



5. Планы семинарских занятий……………………………………...74



6. Практические занятия……………………………………………..85



7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90



8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93



9. Глоссарий……………………………………………………………96



10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98

Работа содержит 1 файл

умк ск .doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Коммуникация – целесообразное взаимодействие двух субъектов, опосредованное  неким объектом.

Научная информация –информация, получаемая в процессе логического познания, адекватно отображающая  процессы и явления природы, общества и мышления и используемая в общественно-исторической практике.

Недокументированные смыслы – это знания о прошлом и настоящем, эмоциональные переживания и желания, распределенные в памяти современников, образующих общество.

Общественная коммуникационная система – это структурированная совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресурсами и профессиональными кадрами.

Паралингвистика – семиотическая дисциплина, изучающая невербальные средства устной коммуникации и их использование в реальном общении.

Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой информации и пользующейся ею.

Потребность - функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности.

Самосознание – осознание принадлежности к определенному социальному единству, присущее индивидуальным членам общества.

Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, предметом изучения – коммуникационные знаки  и методы их использования.

Сохранение – движение смыслов во времени без их исчезновения

Социальная группа – это совокупность людей, обладающих общими социальными признаками: демографическими, производственно-экономическими, общественными.

Социальная коммуникация – это движение смыслов в социальном времени и пространстве.

Социальная память – это движение смыслов в социальном времени

Социальное время – это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками.

Социальное пространство – это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.

Социально-коммуникационный институт – это элемент индустриальной общественно-коммуникационной системы, представляющий собой учрежденную совокупность организационных и технологических систем, обладающих определенным, социально-признанным назначением.

 


8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон 20февраля 1995г.// Собрание законодательств РФ.- 1995.-№ 8.-С.1213-1225.

2. Об информации, информационных технологиях и защите информации:  Федеральный закон 27 июля 2006 г.

3. Закон  Орловской области «Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области» от 24 апреля 2008г.

4. Положение о ГСНТИ: утверждено Постановлением правительства РФ от 24июня 1997 г., №950 //Информационные ресурсы России. - 1997. - №4. – С.4-5.

5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010гг.)»

6. Областная целевая программа «Информатизация Орловской области «ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА»(2008-2010гг.)»

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

2.      Кашкин,В.Б. Введение в теорию социальных коммуникаций: Учебное пособие./В.Б.Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.

3.      Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие./А.В Соколов. - СПб: СПбГУП, 1996.-320 с.

4.      Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций: учебное пособие./А.В.Соколов. - СПб: Изд-во ЛОПИ, 1995.-163 с.

5.      Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебное пособие Ч.1./ А.В.Соколов. СПб.-2001.-160 с.

6.      Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебно-методическое пособие 4.2./ А.В.Соколов. М.: ИПО Профиздат.- 2003.-160с.

 

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Афанасьев В.Г. Социальная информация./В.Г Афанасьева - М.: Наука, 1994.- 200 с.

2.      Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис /Д.И.Блюменау. Л.: Наука. 1989. - 193с.

3.      Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации: Учебно-практическое пособие /В.В.Брежнева, В.А.Минкина; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. – 304с.

4.      Богомолова Н.И. Массовая коммуникация и общение./Н.И.Богомолова- М.: Знание, 1998. - 78 с.

5.      Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и  массовая коммуникация./В.Ю.Борев,А.В.Коваленко - М.: Наука, 1986.- 303 с.

6.      Гендина Н.И.Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие /Н.И.Гендина, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова. – М.: Школьная библиотека, 2002. - 288с.

7.      Дворкина М.Я Информационное обслуживание: социокультурный подход / М. Я. Дворкина . М.: ИПО Профиздат, 2001. – 112с.

8.      Каган М.С. Мир общения./М.С. Каган - М.: Политиздат, 1988.-321 с.

9.      Колеватов В.А. Социальная память и познание /В.А Колеватов- М.: Мысль, 1984.-190 с.

10. Колин К.К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов./ К.К.Колин - М.: Академический проект; М.: Фонд «Мир», 2003.-432 с.

11. Лосев А.Ф. Проблема смысла и реалистическое искусство./А.Ф.Лосев - М.: Искусство, 1995.-320 с.

12. Массовая информация и коммуникация в современном мире. - Ч. 1.-ч. 3.-М.: ИНИОН, 1989,1991.

13. Михайлов А.И. Научные коммуникации и информатика /А.И.Михайлов, А.И.Черный, Р.С.Гиляревский. – М, Наука, с.45-55,71-94, 161-194, 240-246.

14. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информация./В.Н. Михайловский - СПб.: Наука, 1994.-145 с.

15. Семенова В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. /В.Е.Семенова- СПб: У-та, 1995.-2000 с.

16. Соколов А.В. Библиотека и социальные коммуникации /А.В.Соколов. // НТБ.-1994.-№ 8.-№ 11.

17. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации /А.В.Соколов. –СПб.: Изд-во РНБ, 2001. – 352 с.

18. Шлыкова О.В.Феномен мультимедиа. Технология эпохи электронной культуры: монография /О.В.Шлыкова. –М.: МГУКИ, 2003. – 268с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Адаир Д. Эффективная коммуникация /Д.А.Адаир.- М.:Изд-во Эксмо, 2006. -320с.

2.      Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизации. Исторические формы общения народов. ./С.Н.Артановский - СПб: СПбГАК, 1994.-224 с.

3.      Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. /Э.Берн - Л.: Лениздат, 1992.-400 с.

4.      Бориснев С.В. Социология коммуникаций: учебное пособие для вузов /С.В.Бориснев. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270с.

5.      Пиз Л. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей: Пер. с англ. /Алан Пиз - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992.-218 с.

6.      Яковлев И.П. Ключи  общению. Основы теории коммуникации /И.П.Яковлев. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 240с.

 

 

Варианты правильных ответов

на тестовые задания

 

Вопросы

Правильные ответы

Вопросы

Правильные ответы

Вопросы

Правильные ответы

Вопрос 1

3,2,4,1,5

Вопрос 5

1,2,3

Вопрос 9

2,5

Вопрос 2

3,5
 

Вопрос 6

4,5

Вопрос 10

1-Б,Д
2-А, 3-Е
4-Г,В

Вопрос  3

3,4,5

Вопрос 7

2

Вопрос 4

2

Вопрос 8

4

 



[1] Инфраструктура – составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом; например, в экономическую инфраструктуру входят транспорт, связь, образование, жилье и т.п., от состояний которых зависит общественное производство (Словарь иностранных слов)

[1] ИНТЕРНЕТ-хост – главная ЭВМ, обеспечивающая обслуживание сети, передачу сообщений и выполнение программ, связанных с дополнительными функциями и задачами.

[1] Парадигма - пример, образец  (греч.).

 

[1] Информационная безопасность общества или государства есть состояние защищенности по отношению к опасным информационным воздействиям. Информационная безопасность личности характеризуется защищенностью психики и сознания от опасных информационных воздействий (11).

[1] Диверсификация – разностороннее развитие

[1] Устойчивое развитие – это переход к таким формам социальной и производственной деятельности, которые сохраняют баланс  в системе «человек-общество-природа» и не позволяют человечеству лишить себя экологически чистого будущего.


Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций