Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Понятие «технология» можно рассматривать по-иному: на древнегреческом «техне» - искусство, мастерство, «логос» - учение, знание. То есть технология – средства и механизмы всей деятельности человека, то, что создается разумом и руками. У каждого специалиста своя технология: технология врачевания, преподавания, обучения и т.п.
Технология как вид деятельности включает различные компоненты, образующие систему: знание, методы, приемы, процессы, операции, ресурсы (энергетические, сырьевые, технические, кадровые).
Информационная технология – это процесс использования совокупности методов и средств сбора, обработки и передачи данных для получения новой информации о состоянии объекта, процесса, явления.
Информационные технологи имеют дело с принципиально новыми, нематериальными ресурсами – с информацией. Это способ повышения эффективности интеллектуального творчества на основе использования автоматизированных рабочих мест, баз данных, систем информационного обмена, локальных сетей, автоматизированной обработки текстов, кабельной и спутниковой связи и т.п..
Цель автоматизированных информационных технологий – получить информацию нового качества. С помощью информационных технологий увеличиваются объёмы и возможности сортировки перерабатываемой информации, сокращаются сроки её переработки, повышается уровень анализа профессиональных задач и эффективность принятия решений.
Информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления различных сфер деятельности. Они обеспечивают автоматизацию производства от проектирования до распределения и продажи продукции. В области здравоохранения помогают в диагностике, в лечении. В управлении информационные системы поддержки принятия решений являются инструментом управления. Перечень можно продолжать.
Информационные технологии наиболее важную роль играют в области технологического развития общества:
Позволяют автоматизировать информационные процессы и эффективно использовать информационные ресурсы;
Обеспечивают информационное взаимодействие между специалистами, например, системы электронных коммуникаций, системы распространения массовой информации;
Влияют на процесс интеллектуализации общества, на развитие образования, культуры;
Играют важную роль в процессах накопления и получения новых знаний (15).
Американские специалисты определили количественные оценки роли информационных технологий в развитии экономики своей страны: информационные технологии составляют в целом около 7-8% в объеме валового национального продукта и способствуют более чем 30% его роста.
Главный научный сотрудник Российского НИИ информационных технологий и систем автоматизированного проектирования Штрик А.А. провел исследование влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие национальных экономик. Макроэкономические показатели и показатели информационно-коммуникационной оснащенности стран были получены из статистического сборника Всемирного Банка по экономическому развитию стран мира за 2001 год.
К показателям информационно-коммуникационной оснащённости Штрик А.А. отнес наиболее доступные и сопоставимые показатели: количество телефонов на 1000 человек, количество ПК на 1000 человек, количество ИНТЕРНЕТ - пользователей на 10000 человек, количество ИНТЕРНЕТ-хостов [1]на 10000 человек. Результаты исследования привели автора к следующим выводам: развитие информационно-коммуникационных технологий формирует потенциал долгосрочного экономического роста, позитивно воздействует на повышение конкурентоспособности, глобализации и прозрачности экономики, стимулирует рост общей производительности и увеличивает эффективность экономической деятельности.
Информатизация. Термины с аналогичными окончаниями, например, индустриализация, электрификация, автоматизация, компьютеризация и т.п., означают сложные социально-экономические или научно-технические процессы реорганизации человеческой деятельности в качестве реакции на потребности развивающегося общества.
Доктор технических наук, профессор Колин К.К. считает 40-е годы ХХ века началом процесса информатизации:
- 1 этап - 40-е годы: осознание роли средств массовой информации, развитие радиоэлектроники, создание ЭВМ.
- 2 этап – 70-е годы: создание интегральных схем, микропроцессоров, появление ПЭВМ.
В 1988 году академик А.П.Ершов пророчески определяет информатизацию как всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, которому присуще:
- освоение информационной картины мира;
- осознание единства законов функционирования информации в природе и обществе;
- оздание индустрии производства и обработки информации (4).
Сложность процесса информатизации общества приводит к многозначности самого понятия «информатизация». Вершинская О.Н. в 1995 году утверждает, что информатизация – это процесс интенсификации производства, распространения и использования знаний, осуществленных с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий. То есть, информатизация по форме – это все большее проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, по сути - это интенсификация использования информации и знаний, по содержанию – это все виды информационной деятельности (6).
Таким образом, в середине 90-х годов сложилось три равноправных толкования термина «информатизация»:
1. социально-экономический и научно-технический процесс;
2. способ повышения эффективности использования информации, создание оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей;
3. применение перспективных информационных технологий как средства повышения эффективности использования информации, формирование инфосферы (5).
В 1994 году выходит Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информации», определивший основные направления государственной политики в сфере информатизации:
- создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей для взаимодействия в едином информационном пространстве России;
- формирование и защита информационных ресурсов государства как национального достояния;
- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации;
- стандартизация в сфере информации.
При Президенте РФ был создан Комитет по политике информатизации.
В 1995 году в стране принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», в котором дается определение информатизации: «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» (7). Данный закон является первым базовым документом для формирования информационного законодательства.
Впервые в законодательной практике России даются определения информатизации и документированной информации и информационных ресурсов. Регламентируются правовые отношения, возникающие при создании и использовании информационных ресурсов, информационных технологий, средств их обеспечения, а также при защите информации (7).
В 1996 году принят Федеральный закон «Об участии в международном обмене» для создания правового режима с целью эффективного участия России в этом процессе в рамках единого мирового информационного пространства. Объектами международного информационного обмена определены: документированная информация, информационные ресурсы, продукты, услуги и средства информационного обмена.
Информатизация стала неотъемлемой чертой современного развития – реакцией общества на потребности в увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. США – первая страна, в которой начался этот процесс: ещё в начале 60-х годов прошлого века экономисты отмечали более 50 видов деятельности, связанных с информационным производством, с индустрией знания. Они уже тогда заявляли, что США переходят от экономики товара к экономике знаний. В 1970-е годы начала складываться новая технологическая парадигма[1]
Информатизация влияет на социальные коммуникации в экономическом, социальном, психологическом и юридическом аспектах, потому что информационные процессы являются составляющей всех видов деятельности любого общества и государства:
От достоверности, объективности и оперативности информирования зависят результаты в управлении, науке, производстве.
Усиление конкуренции требует предоставления на рынок товаров, достигших пика своего жизненного цикла.
Необходимо постоянное повышение образовательного уровня и творческой активности всех членов общества.
Происходит ускорение профессионального информационного обмена: электронная почта, электронные издания, телеконференции.
Актуальным становится вопрос защиты интеллектуальной собственности, контроль за доступом к информации.
Примером может служить социально-экономический прогресс Японии: страна без сырьевых и энергетических ресурсов занимает второе место в мире по уровню социального и экономического развития и первое место по средней продолжительности жизни. Это можно рассматривать как результат национальной политики в области информатизации общества, осознание того, что информация является стратегическим ресурсом развития, влияющим на экономию энергетических, материальных и людских ресурсов. Именно Япония занимает лидирующее положение по производству информационных продуктов, услуг и технологий.
В США уделяется большое внимание интенсификации информатизации; увеличиваются инвестиции в новые исследовательские разработки, акцентируется внимание на повышении качества образования, развитии международного сотрудничества в этой области.
Во всех развитых странах понимают, что отставание в области информатизации может стать необратимым для их развития и они будут восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно развитых стран.
С одной стороны, как утверждают исследователи современного мира, ни одно государство не может выбирать свой темп и свою последовательность перехода от индустриальной эпохи к информационному веку, в который вовлечены все страны мира (17). С другой стороны, на рубеже веков ЮНЕСКО введены новые понятия «информационное неравенство» и «информационная бедность», которые характеризуют положение информационно отсталых стран и качество жизни в этих странах.
Разработка концепции информатизации в России началась в конце 80-х годов. С самого начала учеными оценивалось ее значение. «Общество, которое видится как результат процесса информатизации – это высоко гуманитарное общество, оптимально перестраивающее свои общественные отношения и свое взаимодействие с природой, то есть информационное общество», - писал в 1989 г. доктор философских наук, президент Академии космонавтики А.Д. Урсул.
Государство формирует информационную политику, направленную на развитие сферы общества, связанную с созданием, обработкой, хранением и передачей информации. Государственная информационная политика регулирует следующее:
- обеспечение права и технических возможностей доступа к информации и информационным ресурсам для своего населения, решая юридические, экономические и технологические вопросы;
- соблюдение свободы слова;
- защита интересов национальных меньшинств и подрастающего поколения в информационной сфере;
- защита национального культурного наследия; противостояние культурной экспансии других стран;
- обеспечение информационной безопасности;[1]
- охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством, с компьютерными преступлениями;
- контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;
- цензура в глобальных компьютерных сетях (12).
Как отмечают ученые (19) с 2002 года в России начинается принципиально новый этап экономического развития: на совместном заседании Президиума Госсовета РФ, Совета безопасности и Совета по науке и технологиям при Президенте России принято решение об изменении стратегии развития страны. Взят курс на переход к информационной модели развития экономики, для чего необходим переход к новому этапу информатизации общества. В этом же году принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010 годы» (объем финансирования 75 млрд рублей). В 2006 году принят новый Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Таким образом, определены приоритетные направления экономической и научно-технической политики страны, среди которых одним из ведущих является развитие информационно-
Информационное общество. В истории человечества ученые с экономической точки зрения выделяют следующие этапы развития:
доиндустриальное общество, в котором основную роль играло производство продуктов сельского хозяйства;
индустриальное общество, экономической характеристикой которого является промышленное производство;
постиндустриальное общество, начавшее формироваться во второй половине ХХ века, характерными чертами которого являются:
- акцент в экономической деятельности смещается от производства товаров к предоставлению услуг, сокращение сельскохозяйственного и промышленного производства;
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций