Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Темпы эволюционного развития можно продемонстрировать на таком примере: если определить среднюю продолжительность жизни 62 года, то за 50 тысяч лет существования человечества было чуть больше 800 поколений. Из них 650 поколений провели в пещерах. Последние 70 поколений осуществляли связь между собой с помощью письменности. Только 6 поколений знакомы с печатным словом, только 2 пользуются электричеством.
Как отмечают ученые, если научно-технический прогресс подобен мощной машине, то её топливом является знание: машина технического прогресса с каждым годом потребляет все больше знаний. Если сегодня рождается ребенок, то после окончания им вуза объем информации увеличится в 24 раза. Ещё пример: в 1665 году выходил всего один научный журнал, а сейчас более 100 тысяч научно-технических журналов на 60 языках мира. Ученые и специалисты «тонут» в этом море информации.
Из-за недостатков своевременного информирования, сложности поиска информации повторяются проведения исследований и опытно-конструкторских разработок. Известно, что американские ученые в течение пяти лет решали задачу, связанную с системой переключения линии связи, что стоило около 200 тысяч долларов. Хотя данное исследование уж было проведено в России, но в США об этом не знали.
В США специально созданная комиссия установила, что ежегодно на повторные исследования только в области электроники расходуется около 200млн долларов. И это происходило не только в этой стране, и не только в этой области. Развитие общественного познания вызывает противоречие между постоянно растущими объемами информации, информационных фондов и физическими возможностями личности освоить их.
Напрашивается вывод: избыток информации привел к снижению возможности её использования. Сущность информационного кризиса заключается в том, что производство информации снижает возможности её своевременной переработки и использования.
Общество затрачивает усилия и средства на постоянное совершенствование информационной деятельности, на совершенствование информационного обслуживания, на разработку и внедрение новых средств и методов интенсификации информационных процессов, но кризисное состояние информационной деятельности периодически повторяется. Недостаточная оперативность информирования, дублирование при аналитико-синтетической обработке информации, низкое качество информационного обслуживания и т.п. Наука развивается по экспоненте более 300 лет, и с ростом объемов информации увеличиваются трудности её поиска, освоения.
Всё это в совокупности приводит к парадоксальной ситуации: одни завалены книгами и жалуются на информационный голод, другие не испытывают потребности даже в просмотре специальных журналов. В 1980-е годы проводилось исследование среди технологов, инженеров, конструкторов по использованию новой информации в 9 учреждениях, предприятиях центральных городов. Результаты были получены ошеломляющие: 46% непотребителей информации. Названы около 40 причин, почему не читают специальные журналы, почему не испытывают потребность в новых знаниях, в том числе – неудовлетворительное информационное обслуживание, отсутствие нужной литературы в фондах библиотек, информационных центров. Это говорили те, от кого зависел научно-технический прогресс в стране – инженеры, конструкторы.
Информационный кризис – закономерное явление. С появлением письменности возникло противоречие между объёмами накапливаемой информации и ограниченными возможностями её использования отдельной личностью. Особенно это остро стало проявляться с развитием науки. Промышленное производство не может развиваться без новой научной и технической информации.
Кризис информации – это состояние науки, когда наблюдается систематическое недоиспользование результатов её достижений. Это присуще не только современному этапу развития общества, системе научных коммуникаций – это состояние хроническое. Как любое хроническое заболевание, оно характеризуется периодами ремиссии (стабилизации) и обострения. Каждый раз, когда в системе научных коммуникаций возникает обострение – кризисная ситуация, система, подчиняясь закону саморегулирования, формирует новые формы и средства, компенсирующие кризисные явления. В разные эпохи это было появление печатной машины, научных журналов, архивов, информационных служб, компьютеров, новых носителей информации, сетевых технологий. Наступает относительная стабилизация.
Особенность современного информационного кризиса проявляется в том, что он сопровождается изменениями, происходящими с середины 20 века в науке и технике – дифференциация и интеграция. Дифференциация заключается в отпочковании отдельных разделов науки или техники в самостоятельные научные дисциплины и отрасли техники со своими специфическими задачами и методами. Это явление имеет позитивные и негативные моменты: с одной стороны – узкая специализация (например, врачебная), с другой стороны -каждый ученый знает все больше о все меньшем числе объектов, явлений, процессов.
Герцен: «Ученые разобрали по клочку поле науки и рассыпались по нему: им досталась тягостная доля поднимать целину и в этой работе они утратили широкий взгляд и сделались ремесленниками, оставаясь при мысли, что они пророки».
Эта отрицательная тенденция компенсируется интеграцией знаний. Интеграция проявляется:
1. Использовании идей и методов, выработанных в о дной области знаний, другой отраслью;
2. Современная наука и техника могут развиваться только при условии, что будет сохраняться единство науки, взимопроникновение наук, «разрушаемые» их дифференциацией ;
3. Развитие комплексных научно-технических проблем: освоение космического пространства, экология и др.
Данные изменения в характере развития науки и техники влияют существенно на научные коммуникации: на информационную деятельность, на информационное обслуживание:
Количественный рост документально-информационных потоков;
Качественное изменение документально-информационных потоков: особенно рассеяние публикаций;
Расширение спектра информационных потребностей, их качественное изменение: потребности в информации из смежных отраслей знаний.
Способности человека к восприятию и переработке информации остаются на прежнем уровне, несмотря на компьютеризацию. В 1996 году английская фирма Reuters Business Information провела исследования влияния информационных перегрузок на пользователей среди 1,3 тысяч менеджеров разного уровня в Великобритании, США и Австралии, работавших в разных службах. Две трети опрошенных отметили, что слишком большое количество информации действует разрушающе на, создает повышенную напряженность в отношениях с коллегами, снижает удовлетворенность от выполненной работы.
Более 40% высказались, что из-за избытка поступающей информации у них замедляется процесс принятия решений, затрудняется осуществление выбора. Одна треть опрошенных сообщила, что из-за избытка информации у них возникли проблемы со здоровьем.
Психолог Дэвид Льюис написал предисловие к отчету данного исследования, которое было названо «Умирая ради информации»: совокупность психофизиологических факторов, вызываемых у менеджеров переизбытком информации, назвал «синдромом информационной усталости». Эта болезнь на ранней стадии имеет следующие симптомы: забывчивость. Потеря способности к концентрации внимания, головные боли, раздражительность, нарушение сна, чувство беспомощности. Обострение болезни нарушает пищеварение, давление, зрение, возникают приступы необоснованной ярости. Из-за быстрой смены информации мозг перенапрягается и впадает в состояние паники.
Уже давно установлено, что человек обладает огромными, но все-таки ограниченными возможностями восприятия, обработки и хранения информации. Э. Тоффлер (США) писал в 1970 году: «…есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию».
Проблема не только в увеличении объёмов информации, но и в том, что не всегда ясно, какая информация нужна и где её искать. К тому же существую факторы, затрудняющие доступ к информации:
Межъязыковые барьеры: в мировом документально-информационном потоке увеличивается доля публикаций на редких и сложных языках – японский, итальянский.
Внутриязыковые барьеры: терминологические.
Надъязыковые барьеры: между учеными и инженерами –практиками, производственниками.
Социально-экономические барьеры: политические между странами; конкурентная борьба между фирмами; бюрократические.
Психологические факторы: недооценка роли информации и информационного образа жизни.
Эти барьеры определяют остроту кризисных явлений в системе научных коммуникаций в тот или иной период времени.
Итак, был ли информационный кризис? Взрыва, как некоторого потрясения, нарушившего систему научных коммуникаций в обществе, не было. Но кризисные явления, которые были на протяжении всей истории развития научных коммуникаций, во второй половине 20 века приобрели особо острый характер. В конце 20 - начале 21 веков стали проблемой глобальной. Реакцией на эту общественную потребность явилось формирование и развитие новой науки – информатики, изучающей информационные процессы в научных коммуникациях. Началась реорганизация материально-технической базы системы научных коммуникаций, информационного облуживания: стали повсеместно создаваться информационные службы, информационные системы, информационные сети. Первоначально шла компьютеризация, а затем информатизация информационной деятельности.
Увеличение объема знания, развитие науки, рост документально-информационных потоков – это благо. Задача – формирование новых методов и средств аналитико-синтетической обработки и распространения информации.
Литература:
1. 1. Михайлов А.И. . Научные коммуникации и информатика /А.И.Михайлов, А.И.Черный, Р.С.Гиляревский - М.: Наука, 1976.- С.6-44..
2. Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты /под ред. Р.С.Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592с.
4. Планы семинарских занятий
Семинарское занятие № 1
Социальные коммуникации и
коммуникационная деятельность
ПЛАН
1. Социальные коммуникации как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
2. Взаимосвязь социальных коммуникаций с философией, социологией, психологией, культурой и другими науками.
3. Коммуникационная деятельность и ее виды
3.1. Музыка и танец как средство коммуникации.
4. Социальная память и ее составляющие.
5. Система коммуникационных каналов в современном обществе.
5.1. Устная коммуникация.
5.2. Документальная коммуникация.
5.3. Электронная коммуникация.
5.4. Научная коммуникация.
Литература:
3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб, 1996.-С.17-89.
4. Соколов А.В. Социальные коммуникации. Ч.1, М.: ИПО Профиздат, 2001.-224с.
5. Асланян М.Г. Музыкальная культура Древнего Мира// Духовная культура Древнего мира.-Орел,1995.-С.253-282.
6. Заикина Н.А., Митрохина Л.В. Танцевальное искусство Древней Греции// Духовная культура Древнего мира.-Орел,1995.-С.242-252.
7. Езова С.А. Культура общения библиотекарей: учебно-методическое пособие. –М.: Либерея, 2004. – 144с.
8. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке.-М.,1995.-С.304-336.
9. Михайлов А.И. . Научные коммуникации и информатика /А.И.Михайлов, А.И.Черный, Р.С.Гиляревский - М.: Наука, 1976.- 435с.
Семинарское занятие № 2
Традиции и инновации русского народа
ПЛАН
1. Языческие праздники и ритуалы славянских народов.
2. Боги и герои Древней Руси.
3. Славянский фольклор.
4. Народное музыкальное искусство от скоморохов до современности.
5. Русские народные традиции и обычаи.
6. Роль народных игр в воспитании подрастающего поколения.
Литература:
1. Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды (теория и история): Учебное пособие.-М.: МГУК, 1997.-90с.
2. Дети и народные традиции: Материалы Пятых Виноградовских чтений. Челябинск, ЧГУ,1991.-Ч.1. Фольклор и дети.-160с.
3. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.-216с.
4. Макашина Т.С. Русская свадьба//Русские народные традиции и современность.-М.: Наука,1995, С. 154-173.
5. Наши традиции: крещение, венчание, погребение, посты.-М.: Букмэн, 1996.- 378с.
6. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа.- 2-е изд.- М.: ОЛМА-Пресс, 1999.- 542с.
7. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди.-СПб.:Азбука, 2000.-368с.
8. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранные М.Забылинным. Репринтовое воспроизведение издания 1880 г.-М.: Автор,1992.
9. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука,1987.-78с.
10. Сказания древних славян.-СПб.: Респека,1998.-656с.
11. Славянская мифология: словарь-справочник.-М.: Линор. Совершенство, 1998.-320с.
12. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании //Русские народные традиции и современность.-М.:Наука,1995, С.54-71.
13. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси.- СПб,1995.-185 с.
14. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учебное пособие.-М.: Высшая школа, 1999, С. 24-50.
Семинарское занятие №3
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций