Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Мультимедиа технологии: гипертекст, объединение текста, графики, речи, музыки, анимации и т.п. Возможности удаленного доступа к информационным ресурсам. Диалоговый режим пользователя программного продукта. Рынок мультимедийных продуктов в России. Научные, учебные издания, образовательные программы, компьютерные игры и т.п. Мультимедиа в Интернет.. Коммуникационная культура мультимедиа.
Электронный документ: отличительные черты, возможности, носители электронного документа, способ документирования, записи и считывания информации.
Электронная книга, электронный журнал, электронная энциклопедия. Структура и виды электронных изданий: материальная конструкция, способ фиксации, знаковая природа и характер информации, целевое назначение. Специальные функции издания на CD-ROM. Информационный поиск в электронных изданиях.
Электронные музеи и библиотеки как этап развития информационных технологий: повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры услуг, доступность информации.
Ресурсы электронных библиотек: http:/www.bookz.ru; http:/www.orel.rsl.ru. Электронная доставка документов: http:/www.booksite.ru.
Виртуальные книжные магазины: http:/www.top-kniga.ru; http:/www.bizbook.ru; http:/www.biblion.ru.
РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Тема 4.1. Информационная культура как научное направление
Современное общество: проблемы информационного дисбаланса. Личность в новом информационном пространстве: равновесие чувственного и логического в познании. Психогигиена восприятия информации. Современные средства и методы работы с информацией.
Информационная культура как один из компонентов общей культуры. Составляющие информационной культуры. Психофизиологические основания информационной культуры. Личностная информационная культура и общественная информационная культура. Информационная культура как инструмент адаптации личности к условиям информатизации и глобализации.
Тема 4.2. Информационная культура личности
Информационная культура как совокупность информационного мировоззрения, системы знаний, умений, навыков, обеспечивающих самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей на основе современных технологий. Многоаспектность проблемы формирования информационной культуры личности. Информационная и коммуникационная компетентность.
Содержание информационной культуры. Формирование информационного стиля мышления; культуры производства и потребления информации. Механизм информационного обмена во всех процессах жизнедеятельности. Современные коммуникационные средства.
Соотношение понятий: культура чтения, библиотечно-библиографическая грамотность, компьютерная грамотность, информационная культура.
Роль библиотеки, музея в формировании информационной культуры личности; формы, методы и средства.
Тема 4.3. Массовая культура и массовые коммуникации
Массовая культура: история формирования. Массовая культура и художественное творчество.
Массовые коммуникации в системе социальных коммуникаций: понятие, функции, классификация. История развития массовых коммуникаций. Социально-культурные институты массовых коммуникаций: пресса, радио, телевидение. Каналы и средства массовых коммуникаций.
Специфика массовых коммуникаций. Влияние массовых коммуникаций на общественное мнение и сознание. Государство и массовые коммуникации. Массовые коммуникации и общение. Этика массовых коммуникаций.
Основные типы групп: семейные, формальные, неформальные. Цели объединения в группы. Внутригрупповая коммуникация: роли, нормы общения, лидерство. Правила коммуникативного поведения в группе.
Коммуникационные процессы в организации. Классификация ролей: председатель, работники, наблюдатели. Модели поведения. Коммуникативная тактика. Коммуникационные потоки в организации: вертикальные, горизонтальные, внешние.
Тема 4.5. Личность как субъект социальной коммуникации
Социально-психологические отношения в обществе. Коммуникационная деятельность как вид творческой деятельности. Игровая деятельность. Духовная деятельность. Духовные потребности личности.
Межличностные социальные коммуникации. Игра как форма межличностной коммуникации. Интеллектуально-игровая составляющая духовной жизни. Этика и этикет в межличностном общении. Схемы межличностного общения. Психотехника Д.Карнеги.
Этика общения. Этические оценки коммуникационной деятельности: массовой, групповой, межличностной коммуникации. Правда и ложь в коммуникации, коммуникационное управление.
Манипуляция сознанием и коммуникационная самозащита. Коммуникационное насилие, воздействие на чувства и воображение в коммерческой и политической рекламе. Манипуляция вниманием, памятью. Социальные мифы.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Социальные коммуникации как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
2. Инновации и традиции русского народа
3. Закономерности эволюции социальных коммуникаций
4. Профессия документоведа, музееведа, библиотекаря как вид коммуникационной деятельности.
5. Социально-коммуникационные системы России.
6. Межличностная коммуникация.
7. Информация и знание.
8. Научная коммуникация.
9. Информационное обслуживание как вид коммуникационной деятельности.
10. ИНТЕРНЕТ и электронная коммуникация.
11. Массовая культура как продукт массовой коммуникации.
12. Межличностные социальные коммуникации.
13. Формирование информационной культуры личности.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Документ как источник научной информации. Сравнительная характеристика научных, научно-практических специальных журналов.
Тема 2. Документально-информационные потоки.
2.1. Общая характеристика реферативного журнала «Информатика».
1.2. Анализ мирового документально- информационного потока на основе реферативного журнала «Информатика».
Тема 3. Электронные документы: виды, правила работы.
Тема 4. Электронные энциклопедии в Интернет как справочно-информационный ресурс.
Тема 5. Разработка тематического плана курса «Информационная культура студента».
Тема 6. Составление анкеты «Информационная культура студента».
5. Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену
1. Коммуникация: определение понятия, виды.
2. Социальные коммуникации как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
3. Виды социальной коммуникации: микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация.
4. Коммуникационная деятельность и ее формы.
5. Игра как творческое коммуникационное действие.
6. Социальная память как предмет изучения теории социальной коммуникации.
7. Знаковые системы как носители социальной памяти.
8. Смысл как категория социальных коммуникаций.
9. Коммуникационные каналы в современном обществе.
10. Вербальные и невербальные каналы и средства коммуникации.
11. Устная коммуникация.
12. Язык и речь, их функции в социальной коммуникации.
13. Документальная коммуникация.
14. Понятие «документ» в социальной коммуникации. Типология документов по знаковой форме.
15. Документальные каналы коммуникации.
16. Электронная коммуникация. Конкуренция с книжной культурой.
17. Каналы и средства электронной коммуникации.
18. Электронный документ.
19. Мультимедийная коммуникационная культура.
20. Закон кумуляции коммуникационных каналов.
21. Общество как среда социальной коммуникации. Уровни коммуникационной культуры.
22. Эволюция социальных коммуникаций.
23. Общинная коммуникационная система.
24. Рукописная коммуникационная система.
25. Мануфактурная коммуникационная система.
26. Индустриальная коммуникационная система.
27. Коммуникационные потребности: определение и типология.
28. Личностные коммуникационные потребности, состав, свойства.
29. Групповые коммуникационные потребности и их специфика.
30. Общественные коммуникационные потребности: отличия.
31. Научные коммуникации: формальные и неформальные каналы передачи информации.
32. Информация и ее виды в современном обществе.
33. Социальная информация и социальное знание.
34. Информация в системе наук: математике, физике, генетике, психологии, философии и др.
35. Информационный взрыв и информационный кризис в научной коммуникации.
36. Сущность, структура и свойства информационных потребностей и методы их изучения.
37. Информационная деятельность и информационное обслуживание как вид коммуникационной деятельности.
38. Информационное общество как новый этап эволюции социальной коммуникации.
39. Личность в информационном обществе.
40. Библиотека как центр социальных коммуникаций.
41. Межличностные коммуникации; психотехника Карнеги.
42. Массовая культура и массовое сознание.
43. Массовая культура как продукт массовых коммуникаций.
44. Современная информационно-культурная среда.
45. Проблемы информационного дисбаланса в современном обществе.
46. Информационная культура: сущность понятия.
47. Информационная культура как научное направление.
48. Формирование информационной культуры личности.
49. Массовая культура и художественное творчество.
50. Этика массовых коммуникаций: реклама, мода, слухи.
51. ГСНТИ как система организации информационного обслуживания.
52. Интернет как глобальный коммуникационный канал.
111. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ
Тема | Всего | Аудиторные занятия | Самос | ||
Лекции | Семин. | Практ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Введение в теорию 1.1.Теория социальной коммуникации |
5 |
2 |
|
|
3 |
1.2. Смысл как категория социальной коммуникации | 5 | 2 |
|
| 3 |
1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации | 5 | 2 |
|
| 3 |
1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти | 5 | 2 |
|
| 3 |
1.5.Коммуникационная деятельность | 4 | 1 |
|
| 3 |
1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность | 5 |
|
| 2 | 3 |
1.7.Коммуникационные каналы | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
Раздел 2. Эволюция социальных 2.1.Общество как среда социальной коммуникации |
5 |
2 |
|
|
3 |
2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
2.3.Социально-коммуникационные институты | 4 | 1 |
|
| 3 |
Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы 3.1. Коммуникационные потребности |
7 |
2 |
|
2 |
3 |
3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
3.3. Документная коммуникация | 7 | 2 |
| 2 | 3 |
3.3.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки и их закономерности Контрольная работа | 9 | 2 |
| 4 | 3 |
3.4. Научная коммуникация | 5 | 2 |
|
| 3 |
3.4.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций | 5 | 2 |
|
| 3 |
3.5.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности | 5 | 2 |
|
| 3
|
3.6.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций | 7 | 2 | 2 |
| 3 |
3.7.Мультимедийная коммуникационная культура. Электронные документы. Электронные библиотеки Контрольная работа | 7 | 2 |
| 2 | 3 |
Раздел 4. Информационная культура 4.1.Информационная культура как научное направление |
5 |
2 |
|
|
3 |
4.2. Информационная культура личности | 5 |
|
| 2 | 3 |
4.3 Личность как субъект социальной коммуникации. | 5 | 2 |
|
| 3 |
4.4.Этика социальной коммуникации | 6 | 2 | 2 |
| 3 |
Итого: | 144 | 40 | 12 | 20 | 72 |
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций