Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
- рост значения профессии, связанных с концентрацией информации и знаний: менеджеров, работников информационной сферы.
информационное общество, в котором сфера информационных продуктов и услуг становится преобладающей.
Понятие «информационное общество» долгое время было неоднозначным. Первая концепция информационного общества выделяла следующие его составляющие: электронизация, компьютеризация, информатизация, медиатизация (14).
Политологи основными характерными чертами информационного общества считали гласность, открытость и свободу коммуникаций. Экономисты и социологи отмечали как основную черту занятость большей части населения в информационной сфере – в областях производства и обмена информационными продуктами и услугами. Так, в США в информационном секторе заняты уже 80% работающего населения. То есть движущей силой становится производство информационного, а не материального продукта.
Испанский ученый, профессор Калифорнийского университета Мануэль Кастельс исследуя эволюцию структуры занятости в странах «большой семерки» за 1990-2005 годы, показывает общие черты, характерные для информационного общества:
- Вытеснение сельскохозяйственной занятости;
- Постоянное сокращение традиционной промышленной занятости;
- Развитие услуг производительной и социальной сферы с акцентом на деловые услуги и услуги здравоохранения;
- Растущая диверсификация[1] сферы услуг как источника рабочих мест;
- Быстрый рост управленческих, профессиональных и технических рабочих мест;
- Формирование «пролетариата «белых воротников»: конторские служащие и работники торговли;
- Относительная стабильность существенной доли занятости в розничной торговле;
- Одновременный рост на верхнем и нижнем уровнях профессиональной структуры;
- Относительная модернизация профессиональной структуры во времени, с более высоким ростом доли занятости, которые требуют высшей квалификации и высокого уровня образования, по сравнению с ростом категорий низшего уровня (17, с. 223).
Совсем еще недавно показателями развития государства считались материальные ресурсы: добыча нефти, газа, угля, электроэнергии и т.п. Сегодня одним из приоритетных ресурсов развития и критериев прогресса является информация в совокупности со средствами её переработки, получения и использования.
До недавнего времени формировалось индустриально-потребительское общество, уделявшее основное внимание удовлетворению все возрастающих потребностей народонаселения. Индустриальная цивилизация сформировала модель экономического роста, которая может привести к гибели биосферы и человечества. В 1992 году в Рио-де-Данейро состоялась конференция ООН по проблемам окружающей среды. 179 стран мира выработали соглашение отказаться от всех форм и моделей развития, которые могут привести к экологической катастрофе. Ученые отметили необходимость создания новой модели цивилизации, переориентация потребностей населения, их интеллектуализация, то есть смещение акцентов с материально-вещественных на информационные ресурсы (3). Именно информационные ресурсы становятся измерителем благосостояния общества и важнейшей его составляющей.
Таким образом, можно выделить три основных аспекта в определении информационного общества:
1 – ступень исторического развития человеческого общества по цепи «аграрное-индустриальное-
2 - информационные ресурсы; формирование информационной индустрии, включающей компьютерную и телекоммуникационную промышленность; возможность доступа к разнообразным источникам информации;
3 –стадия развития человечества, основным объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги, сетевые технологии (8).
Специалисты отмечают следующие черты информационного общества, уже характерные для США, Великобритании, Западной Европы:
- признание государствами и социальными группами важности информации как стратегического ресурса развития;
- информационные технологии охватывают все сферы человеческой деятельности; влияют на природу, объем и содержание информации; все процессы индустриального и коллективного существования формируются новым технологическим способом;
- решение проблем информационного кризиса; разрешение противоречий между избытком производства информации и возможностями своевременной переработки и использования;
- свободный доступ к информационным ресурсам всей цивилизации;
- максимальное удовлетворение информационных потребностей с минимальными затратами (9).
Темпы происходящих перемен столь интенсивны, что людям сложно адаптироваться к новым условиям, приходится постоянно совершенствовать свои навыки и знания, чтобы соответствовать требованиям рынка труда.
Европейская комиссия учредила форум для изучения становления информационного общества в следующих областях: экономика и занятость; социальные и демократические ценности; образование, переквалификация, обучение; будущее средств массовой информации; культурное измерение; устойчивое развитие[1], технологии и инфраструктура.
Профессор Колин К.К. выделяет три группы критериев, являющихся количественным показателем становления информационного общества в стране:
1. экономические критерии, характеризующие долю валового национального продукта страны, которая создается в информационной сфере общества. Переход в стране начинается, если эта доля превышает 50%. В США этот показатель был превышен в 1980-е годы;
2. социальные критерии: доля занятости населения в производстве информационных продуктов, средств информатизации и оказания услуг;
3. технологические критерии: уровень развития информационного потенциала общества.
Профессор Соколова И.В. выделяет четыре группы стран в мировом сообществе по способности к производству, накоплению и использованию знаний:
Страны, которые производят только сырье, продовольствие и товары по иностранным лицензиям;
Страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и лишь частично по оригинальным технологиям;
Страны, производящие оригинальные технологии;
Страны, производящие новые технологии и новые знания (18).
С помощью этих критериев определяются способности страны к производству, накоплению и использованию знаний. В нашей стране неуклонно растет осознание преимуществ, которые несут информационно-коммуникационные технологии и в целом информатизация.
В начале третьего тысячелетия ученые прогнозируют информационное общество на основе уже текущего процесса информатизации. Так, например, считают, что новую информационную цивилизацию отличают семь особенностей:
1. Принципиально новый технологический уклад общества, основанный на использовании информации и научных знаний. Новые технологии решат проблемы экологии, сырьевых и энергетических ресурсов.
2. Формирование глобальной цифровой информационной среды мирового сообщества: развитие сетей связи, телевидения, информационно-
3. Изменение социально-экономической структуры общества, структуры занятости населения: появятся новые виды профессий с информационном обществе: например, менеджер информационных ресурсов, провайдер в системе электронных коммуникаций, тьютер в системе дистанционного образования, социолог-информатик и т.п. Усилится расслоение общества по уровням потребления информационных ресурсов и услуг, что в свою очередь приведет к социальному неравенству и, возможно, к новым формам эксплуатации.
4. Сформируется информационный образ жизни и профессиональной деятельности; новая информационная культура общества.
5. Информационные технологии создают новые возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей.
6. Формирование нового информационного миропонимания и мировоззрения повлияет на научную парадигму и методологию научных исследований.
7. Проблемы информационной безопасности сформируют новые этические нормы поведения человека (19).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об информации, информатизации и защите информации. Федеральный закон от 20.02.95.//Собрание законодательства РФ.-1995.-№ 8.-ст. 609.
2. Об участии в международном информационном обмене. Федеральный закон от 4.06.96./ИРР.-1996.-№ 4-5.
3. Об информации, информационных технологиях и защите информации Федеральный закон от 27 июля 2006г. ?
4. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества// Коммунист.-1988.- № 2.-с. 82-92.
5. Вершинская О.Н. Гуманитарный подход к проблеме информатизации //НТИ.-Сер. 1.-1995.- № 4.-С.1-4.
6. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации./Г.Р.Громов. - М.: Наука, 1988.-240с.
7. Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты /под ред. Р.С.Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592с.
8. Кастельс Мануэль Информационная эпоха: экономика, общество и культура: /пер с англ. / под научной ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ,2000.-608с.
9. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов./К.К. Колин М.: Академический Проект; М.:Фонд «Мир», 2003.-432с.
10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции./А.И.Ракитов.- М.: Политиздат,1991.-287с.
11. Соколова И.В. Социальная информатика /социологические аспекты/. И.В.Соколова -М.: Союз,1999.- 283с.
12. Урсул А.Д. Проблема информации и информатизации общества//НТИ. Сер. 2.-1991.-№ 6.-с.108.
13. Урсул А.Д. Информатизация: системно-деятельный подход// НТИ. Сер.2.-1989.-№ 11.-с.2-8.
14. Штрик А.А. Влияние информационных технологий на процессы глобализации, конкурентноспособности и прозрачности национальных экономик// Информационные технологии.-2003.-№ 5.- Приложение.-33с.
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций
ПЛАН
1.
2.
3.
После второй мировой войны развитые страны столкнулись с новым явлением – информационным кризисом, вызванным противоречием между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком. Ученые писали: «Гениальные открытия сделаны, опубликованы и похоронены в недрах библиотек, где их невозможно обнаружить: мы не знаем, что мы знаем!»
Известный ученый Шкловский И.С. в книге «Вселенная, жизнь, разум» (1962г.) среди причин, угрожающих цивилизации, на первое место поставил перепроизводство информации, которое может парализовать не только экономическую, но и всю общественную жизнь, вызвав информационный коллапс.
В 1965 году президент АН СССР А.Н.Несмеянов привел следующий расчет: «Если бы химик, свободно владеющий 30 языками, начал с 1 января читать все выходящие в этом году публикации, представляющие для него профессиональный интерес, и читал бы их по 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час, то к 31 декабря он прочитал бы 1/20 часть этих публикаций. В будущем положение ухудшится еще больше, поскольку годовой прирост химической литературы составляет более 8,5%».
В 70-80-ые годы прошлого века во всех странах мира писали об информационном буме, информационном взрыве и кризисе. В то же самое время бытовала другая точка зрения, которую высказывал И.Бар-Хиллел: в расширении объема научных публикаций нет ничего необычного: растет число публикаций и параллельно увеличивается число читателей. Кто из них был прав и был ли информационный взрыв и информационный кризис?
Жалобы на обилие информации были тысячи лет тому назад: «Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу» (шумерское письмо, 4 век до н.э.).
Ускоренное развитие производства естественным образом сопровождалось увеличением и обновлением суммы знаний, накопленных человечеством. Существует статистика: к 1800 году общая сумма человеческих знаний начала удваиваться каждые 50 лет, с 1950-ых годов – удвоение каждые 10 лет, с 1970-ых годов – каждые 5 лет, а с 1990-ых годов – каждый год.
Лавинообразный рост информации и информационных потоков, начавшийся в 19 веке и ускорившийся в 20 веке привел к тому, что специалисты перестали ориентироваться в потоке информации, эффективно использовать достижения науки. На поиск необходимой информации тратилось рабочее время и значительные усилия. Сложившееся в сфере информационной деятельности положение исследователи, изучающие закономерности развития науки, стали называть «кризисом», «информационным кризисом».
Фридрих Энгельс сформулировал закон ускоренного развития науки, который гласит: «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений», то есть сумма новых научных знаний увеличивается по экспоненте.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций