Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Эволюция социальных коммуникаций
ПЛАН
1. Коммуникация и цивилизация: взаимовлияние.
2. Общественная коммуникационная система как часть общественной культуры.
3. Общинная коммуникационная система.
4. Рукописная коммуникационная система.
5. Мануфактурная коммуникационная система.
6. Индустриальная коммуникационная система.
Литература:
1. Соколов А.В. Социальные коммуникации. Часть II.- Учебно-методическое пособие.-М.: ИПО Профиздат, 2003.-С.3-46.
2. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.-572с.
3. Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. Научно-художественные очерки.-М.: Либерия,1992.-160с.
4. Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. М.:РГГУ, 2004.- 180с.
5. Столяров Ю.Н. Закон документного оснащения социальных коммуникаций //Библиотековедение. – 2002. - №6. – С.22-30.
6. Швецова-Водка Г.Н. Функции и свойства документов в системе социальных коммуникаций. //Книга. Исследования и материалы. –М., 1994.- Сб.69. –С.37-57.
Семинарское занятие № 4
ПЛАН
1. Информация в современных науках: философии, физике, математике и других.
2. Математическая теория информации.
3. Социальная информация: определение, виды.
4. Научная информация: отличительные признаки, свойства.
5 Информационный подход к социальной коммуникации.
6 . Информация и знание: соотношение понятий.
Литература:
1.Соколов А.В. Социальные коммуникации: Часть 2. – М., ИПО Профиздат, 2003. с.71-80.
2. Соколов А.В. Введение в теорию социальных коммуникаций: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 1996. – 319с.
3. Могилев А.В. и др. Информатика: учебное пособие для студенов педагогических вузов. – М., 2000, С.21-30.
4. Информатика: учебник \Под ред. Н.В.Макаровой. – М., Финансы и статистика, 2004, С.41- 42, 47-48.
5.Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты /под ред. Р.С.Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592с.
6.Экономическая информатика. \Под ред. П.В.Конюховского. – СПб, Питер, 2000,С.14-16.
7 Соколов А.В Предмет профессиональной деятельности: каков он? Размышления на тему: Что такое информация \\Мир библиографии. – 1999. – 4. – С.5-10.
5. Столяров Ю.Н. Онтологический метонимический смыслы понятия информация \\НТБ. - 2002. 3 – С.45-51.
6. Демушкин А.С. Принципиальные изменения в развитии понятия «информация». \\Делопроизводство. - 2004. – 3. – С.63-66.
Семинарское занятие № 5
Научные коммуникации
ПЛАН
1. Научная информация: отличительные особенности, виды, свойства.
2. Научный документ как средство распространения научной информации в пространстве и во времени.
2.1. Первичные научные документы.
2.2. Вторичные научные документы.
3. Документально-информационные потоки в научной коммуникации: характеристика, виды.
3.1. Закономерность роста документально-информационных потоков.
3.2. Закономерность старения документально-информационных потоков.
3.3. Закон рассеяния научных статей в периодических изданиях Бредфорда.
4. Научная коммуникация как механизм существования и развития науки.
Литература:
1. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации; учебно-практические пособия. В.В.Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ, СПб.: Профессия,2004.-304с (С.13-17,24-45,105-122).
2. Блюменау Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов: учебно-практическое пособие / Блюменау Д.И.-СПб. Профессия, 2002.-240с.
3. Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и проблема информационных потребностей/ Р.С.Гиляревский//НТИ. Сер.1.-1993.-№ 9.-С.1-8.
4. Гречихин А.А. Информационные издания: типология и основные особенности подготовки /А.А.Гречихин, И.Г.Скворцов, М.: Книга,1988.-272с.
5. Государственная система научно-технической информации//Справочник библиографа. – 2-е изд, ререраб. и доп.-Спб.: Профессия,2003. – С.62-64
6. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход /М.Я.Дворкина.- М.:ИПО Профиздат, 2001.- 150с.
7. Езова С.А. Культура общения библиотекарей: учебно-методическое пособие. –М.: Либерея, 2004. – 144с.
8. Информатика: учебное пособие /под ред. К.В. Тараканова.- М.: Книга, 1986.-320с.
9. Михайлов А.И. и др. Научные коммуникации и информатика./ А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С.Гиляревский; ВИНИТИ. - М.: Наука, 1976.- с.45-55, 71-94, 161-194, 240-246.
10. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие/ А.В. Соколов.-СПб, СПбГУКИ, 1996.-С.122-155.
11. Плешкевич Е.А. Бездокументный документ: начало нового этапа развития коммуникаций./Е.А. Плешкевич. .//НТИ. –Сер.1.-2007.-№1.-С.29-31.
Информационное обслуживание как вид
профессиональной коммуникационной деятельности
ПЛАН
1. Коммуникационные потребности: виды и методы их удовлетворения.
2. Информационные потребности: средства и методы удовлетворения.
3. Информационное обслуживание как вид информационной деятельности.
4. ГСНТИ как система организации информационного обслуживания. В России.
4.1. История формирования ГСНТИ.
4.2. Принцип построения ГСНТИ.
4.3. Современное состояние ГСНТИ.
Источники и литература:
1. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля2006 г.
2. Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области: закон Орловской области от24 апреля 2008г.
3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010гг.)»
4. Областная целевая программа «Информатизация Орловской области «ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА»(2008-2010гг.)»
5. Стратегия развития информационного общества в России: проект февраль 2008г.
6. Положение о Государственной системе научно-технической информации//Информационные ресурсы России.-1997.-№ 4.-С.4
7. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации; учебно-практические пособия. В.В.Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ, СПб.: Профессия,2004.-304с (С.13-17,24-45,105-122).
8. Блюменау Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов: Учебно-практ.пособие / Блюменау Д.И.-СПб. Профессия, 2002.-240с.
9. Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и проблема информационных потребностей /Р.С.Гиляревский //НТИ,
Сер.1.-1993.-№ 9.-С.1-8.
10. Гречихин А.А. Информационные издания: типология и основные особенности подготовки/ А.А.Гречихин, И.Г.Скворцов, М.: Книга,1988.-272с.
11. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход./М.Я.Дворкина.-М.:ИПОПр
12. Информатика: учебное пособие/Под ред. К.В. Тараканова.-М.:Книга, 1986.-320с.
13. Михайлов А.И. и др. Научные коммуникации и информатика./ А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С.Гиляревский; ВИНИТИ.-М.: Наука, 1976.- с.45-55, 71-94, 161-194, 240-246.
14. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие/ А.В. Соколов.-СПб, СПбГУКИ, 1996.-320с (С.122-155).
15. Азаров В. Принципы организации информационных ресурсов ГСНТИ/ В.Азаров, А.Антопольский// Информационные ресурсы России.-2003.-№ 1.-С.4-6.
Семинарское занятие № 7
Информационное общество как новый этап
эволюции социальных коммуникаций
ПЛАН
1. Информационное общество как новая цивилизация.
2. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».
3. Средство массовых коммуникаций в современном обществе.
4. Деятельность музеев, библиотек, офисов в информационном обществе: новые направления, международное сотрудничество.
Литература:
1. Гиляревский, Р. Информационное общество. Проблемы. Перспективы/ Р. Гиляревский, В. Цветкова, Т. Полунина// Информационные ресурсы России.-2005.-№ 4.-С.32-34.
2. Гиляревский, Р.С. На пороге «информационного общества»//НТИ.-Сер.1.-2005.-№
3. Электронные библиотеки России: доступ к информации и развитие социально-культурных коммуникаций //Библиотековедение.-2005.-№ 4.-С.21-32.
4. Шевийот, С. Библиотеки и информационная грамотность: современное состояние дел// Библиотековедение.-2005.-№ 4.-С.50-57.
5. Багрова, И.Ю. Электронная библиотека// Библиотековедение.-2005.-№ 4.-С. 50-57.
6. Жилкин, В.В. Понятие информационной субкультуры//Информатика и образование.-2005.-№ 2.-С.106-108.
7. Берестова, Т.Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров// Библиотековедение.-2005.-№ 1.-С.53-56.
8. Куйбышев, Л.А. Информационно-коммуникативные технологии и культура. Европа и Россия//Культура: управление, экономика, право.-2005.-№ 11.-С.14-18.
9. Черешкин, Д. Информационное развитие России – путь к информационному обществу// ИРР.-2005.-№ 1.-С.21-22.
10. Всемирный саммит по информационному обществу// Библиотековедение.-2006.-№ 1.-С.44-48.
11. Александрийский манифест о библиотеках «Информационное общество в действии»// Библиотековедение.-2006.-№ 1.-С.49-50.
Информатизация библиотечного дела
1. Информатизация общества как социально-экономический и научно-технический процесс.
2. Информационные технологии и их роль в переходе к новому этапу развития цивилизации.
3. Правовое обеспечение информатизации.
4. Информационный потенциал общества: информационные ресурсы, продукты и услуги.
5. Информатизация делопроизводства/библиотечного
Официальные документы:
1. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 25 января 1995г.//Собрание законодательств РФ.- 1995.-№ 8.-С.1213-1225.
2. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля2006 г.
3. Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области: закон Орловской области от24 апреля 2008г.
4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010гг.)»
5. Областная целевая программа «Информатизация Орловской области «ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА»(2008-2010гг.)»
6. Стратегия развития информационного общества в России: проект февраль 2008г.
Литература:
1. Информатика: Учебник /под ред. Н.В.Макаровой.-3-е изд. М.:, 2001, С.13-34, С.87-90.
2. Колин К.К. Информационная цивилизация. Какой она будет? //Библиотековедение.-2001.-№ 5.-С. 32-38.
3. Колин К.К. Россия по пути в информационное общество//Библиотековедение.-
4. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетия: государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы.-М.: Либерия,1999.-224с.
5. Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы. Материалы 9-й Международной конференции «Крым 2002» //НТБ.-2003.-№ 1.-С.65-81.
6. Информационные технологии в библиотеках региона: состояние, проблемы: сборник статей. /Под ред. А.С. Деденевой - Орел, ОГИИК, 2004. - 80с.
7. Информационные ресурсы региона: современное состояние, проблемы интеграции: сборник научных статей /гл. редактор А.С.Деденева. Орел, ОГИИК, 2008. – 107с.
Информационная культура личности
ПЛАН
1. Информация как инструмент развития общества. Информационно-культурная среда.
2. Информационные коммуникации в современном обществе.
3. Информационное обслуживание как социально-коммуникационный процесс.
4. Информационная культура как научное направление.
4.1. Соотношение понятий «культура» и «информационная культура».
4.2. Информационная культура личности.
Литература:
1. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: учебное пособие, Краснодар, 1996.-136с.
2. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона// ИРР. -2001.-№ 2.-С.24-33.
3. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: 2001, с.57-70. 87-105.
4. Езова С.А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки. //НТБ. -2007.-№4.-С.15-20.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций