Эволюция каналов социальных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций

Описание работы

Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 5

2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6


3. Учебная программа……………………………………………….7



4. Теоретический раздел…………………………………………….40



Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40

Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66



5. Планы семинарских занятий……………………………………...74



6. Практические занятия……………………………………………..85



7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90



8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93



9. Глоссарий……………………………………………………………96



10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98

Работа содержит 1 файл

умк ск .doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Эволюция социальных коммуникаций

ПЛАН

1.     Коммуникация и цивилизация: взаимовлияние.

2.     Общественная коммуникационная система как часть общественной культуры.

3.     Общинная коммуникационная система.

4.     Рукописная коммуникационная система.

5.     Мануфактурная коммуникационная система.

6.     Индустриальная коммуникационная система.

Литература:

1.         Соколов А.В. Социальные коммуникации. Часть II.- Учебно-методическое пособие.-М.: ИПО Профиздат, 2003.-С.3-46.

2.         Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.-572с.

3.         Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. Научно-художественные очерки.-М.: Либерия,1992.-160с.

4.         Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. М.:РГГУ, 2004.- 180с.

5.         Столяров Ю.Н. Закон документного оснащения социальных коммуникаций //Библиотековедение. – 2002. - №6. – С.22-30.

6.         Швецова-Водка Г.Н. Функции и свойства документов в системе социальных коммуникаций. //Книга. Исследования и материалы. –М., 1994.- Сб.69. –С.37-57.

 

 

Семинарское занятие  № 4

 

Информация в социальных коммуникациях

ПЛАН

1. Информация в современных науках: философии, физике, математике и     других.
2. Математическая теория информации.

3. Социальная информация: определение, виды.

     4.   Научная информация: отличительные признаки, свойства.

5       Информационный подход к социальной коммуникации.

6 . Информация и знание: соотношение понятий.

 

Литература:

1.Соколов А.В. Социальные коммуникации: Часть 2. – М., ИПО Профиздат, 2003. с.71-80.

2. Соколов А.В. Введение в теорию социальных коммуникаций: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 1996. – 319с.

3. Могилев А.В. и др. Информатика: учебное пособие для студенов педагогических вузов. – М., 2000, С.21-30.

4. Информатика: учебник  \Под ред. Н.В.Макаровой. – М., Финансы и статистика, 2004, С.41- 42, 47-48.

5.Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты /под ред. Р.С.Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592с.

6.Экономическая информатика. \Под ред. П.В.Конюховского. – СПб, Питер, 2000,С.14-16.

7 Соколов А.В Предмет профессиональной деятельности: каков он? Размышления на тему: Что такое информация \\Мир библиографии. – 1999. – 4. – С.5-10.

5. Столяров Ю.Н. Онтологический метонимический смыслы  понятия информация \\НТБ. - 2002. 3 – С.45-51.

6. Демушкин А.С. Принципиальные изменения в развитии понятия «информация». \\Делопроизводство. - 2004. – 3. – С.63-66.

 

Семинарское занятие  № 5

Научные коммуникации

ПЛАН

1.     Научная информация: отличительные особенности, виды, свойства.

2.     Научный документ как средство распространения научной информации в пространстве и во времени.

2.1. Первичные научные документы.

2.2. Вторичные научные документы.

3.     Документально-информационные потоки в научной коммуникации: характеристика, виды.

3.1. Закономерность роста документально-информационных потоков.

3.2. Закономерность старения документально-информационных потоков.

3.3. Закон рассеяния научных статей в периодических изданиях Бредфорда.

4.     Научная коммуникация как механизм существования и развития науки.

 

Литература:

1.     Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации; учебно-практические пособия. В.В.Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ, СПб.: Профессия,2004.-304с (С.13-17,24-45,105-122).

2.     Блюменау Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов: учебно-практическое пособие / Блюменау Д.И.-СПб. Профессия, 2002.-240с.

3.     Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и проблема информационных потребностей/ Р.С.Гиляревский//НТИ. Сер.1.-1993.-№ 9.-С.1-8.

4.     Гречихин А.А. Информационные издания: типология и основные особенности подготовки /А.А.Гречихин, И.Г.Скворцов, М.: Книга,1988.-272с.

5.     Государственная система научно-технической информации//Справочник библиографа. – 2-е изд, ререраб. и доп.-Спб.: Профессия,2003. – С.62-64

6.     Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход /М.Я.Дворкина.- М.:ИПО Профиздат, 2001.- 150с.

7.     Езова С.А. Культура общения библиотекарей: учебно-методическое пособие. –М.: Либерея, 2004. – 144с.

8.            Информатика: учебное пособие /под ред. К.В. Тараканова.- М.:   Книга, 1986.-320с.

9.            Михайлов А.И. и др. Научные коммуникации и информатика./ А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С.Гиляревский; ВИНИТИ. - М.: Наука, 1976.- с.45-55, 71-94, 161-194, 240-246.

  10. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации:     учебное пособие/ А.В. Соколов.-СПб, СПбГУКИ, 1996.-С.122-155.

  11. Плешкевич Е.А. Бездокументный документ: начало нового этапа развития коммуникаций./Е.А. Плешкевич. .//НТИ. –Сер.1.-2007.-№1.-С.29-31.

 

Семинарское занятие № 6

Информационное обслуживание как вид

профессиональной коммуникационной деятельности

ПЛАН

1.     Коммуникационные потребности: виды и методы их удовлетворения.

2.     Информационные потребности: средства и методы удовлетворения.

3.     Информационное обслуживание как вид информационной деятельности.

4.     ГСНТИ как система организации информационного обслуживания. В России.

4.1.         История формирования ГСНТИ.

4.2.         Принцип построения ГСНТИ.

4.3.         Современное состояние ГСНТИ.

Источники и литература:

1.     Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля2006 г.

2.     Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области: закон Орловской области от24 апреля 2008г.

3.     Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010гг.)»

4.     Областная целевая программа «Информатизация Орловской области «ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА»(2008-2010гг.)»

5.     Стратегия развития информационного общества в России: проект февраль 2008г.

6.     Положение о Государственной системе научно-технической информации//Информационные ресурсы России.-1997.-№ 4.-С.4

7.     Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации; учебно-практические пособия. В.В.Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ, СПб.: Профессия,2004.-304с (С.13-17,24-45,105-122).

8.     Блюменау Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов: Учебно-практ.пособие / Блюменау Д.И.-СПб. Профессия, 2002.-240с.

9.     Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и проблема информационных потребностей /Р.С.Гиляревский //НТИ,
Сер.1.-1993.-№ 9.-С.1-8.

10.                        Гречихин А.А. Информационные издания: типология и основные особенности подготовки/ А.А.Гречихин, И.Г.Скворцов, М.: Книга,1988.-272с.

11.                        Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход./М.Я.Дворкина.-М.:ИПОПрофиздат, 2001.

12.                        Информатика: учебное пособие/Под ред. К.В. Тараканова.-М.:Книга, 1986.-320с.

13.                        Михайлов А.И. и др. Научные коммуникации и информатика./ А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С.Гиляревский; ВИНИТИ.-М.: Наука, 1976.- с.45-55, 71-94, 161-194, 240-246.

14.                        Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие/ А.В. Соколов.-СПб, СПбГУКИ, 1996.-320с (С.122-155).

15.                        Азаров В. Принципы организации информационных ресурсов ГСНТИ/ В.Азаров, А.Антопольский// Информационные ресурсы России.-2003.-№ 1.-С.4-6.

 

Семинарское занятие № 7

Информационное общество как новый этап
эволюции социальных коммуникаций

ПЛАН

1.     Информационное общество как новая цивилизация.

2.     Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

3.     Средство массовых коммуникаций в современном обществе.

4.     Деятельность музеев, библиотек, офисов в информационном обществе: новые направления, международное сотрудничество.


Литература:

1.       Гиляревский, Р. Информационное общество. Проблемы. Перспективы/ Р. Гиляревский, В. Цветкова, Т. Полунина// Информационные ресурсы России.-2005.-№ 4.-С.32-34.

2.       Гиляревский, Р.С. На пороге «информационного общества»//НТИ.-Сер.1.-2005.-№9.-С.27-30.

3.       Электронные библиотеки России: доступ к информации и развитие социально-культурных коммуникаций //Библиотековедение.-2005.-№ 4.-С.21-32.

4.       Шевийот, С. Библиотеки и информационная грамотность: современное состояние дел// Библиотековедение.-2005.-№ 4.-С.50-57.

5.       Багрова, И.Ю. Электронная библиотека// Библиотековедение.-2005.-№ 4.-С. 50-57.

6.       Жилкин, В.В. Понятие информационной субкультуры//Информатика и образование.-2005.-№ 2.-С.106-108.

7.       Берестова, Т.Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров// Библиотековедение.-2005.-№ 1.-С.53-56.

8.       Куйбышев, Л.А. Информационно-коммуникативные технологии и культура. Европа и Россия//Культура: управление, экономика, право.-2005.-№ 11.-С.14-18.

9.       Черешкин, Д. Информационное развитие России – путь к информационному обществу// ИРР.-2005.-№ 1.-С.21-22.

10.  Всемирный саммит по информационному обществу// Библиотековедение.-2006.-№ 1.-С.44-48.

11.  Александрийский манифест о библиотеках «Информационное общество в действии»// Библиотековедение.-2006.-№ 1.-С.49-50.

 

Семинарское занятие №8

Информатизация библиотечного дела

ПЛАН

1.     Информатизация общества как социально-экономический и научно-технический процесс.

2.     Информационные технологии и их роль в переходе к новому этапу развития цивилизации.

3.     Правовое обеспечение информатизации.

4.     Информационный потенциал общества: информационные ресурсы, продукты и услуги.

5.     Информатизация делопроизводства/библиотечного/музейного дела.

Официальные документы:

1.     Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 25 января 1995г.//Собрание законодательств РФ.- 1995.-№ 8.-С.1213-1225.

2.     Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля2006 г.

3.     Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области: закон Орловской области от24 апреля 2008г.

4.     Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001-2010гг.)»

5.     Областная целевая программа «Информатизация Орловской области «ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА»(2008-2010гг.)»

6.     Стратегия развития информационного общества в России: проект февраль 2008г.

Литература:

1.     Информатика: Учебник /под ред. Н.В.Макаровой.-3-е изд. М.:, 2001, С.13-34, С.87-90.

2.     Колин К.К. Информационная цивилизация. Какой она будет? //Библиотековедение.-2001.-№ 5.-С. 32-38.

3.     Колин К.К. Россия по пути в информационное общество//Библиотековедение.-2000.-№ 3.-С.32-40.

4.     Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетия: государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы.-М.: Либерия,1999.-224с.

5.     Кузьмин Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы. Материалы 9-й Международной конференции «Крым 2002» //НТБ.-2003.-№ 1.-С.65-81.

6.     Информационные технологии в библиотеках региона: состояние, проблемы: сборник статей. /Под ред. А.С. Деденевой - Орел, ОГИИК, 2004. - 80с.

7.     Информационные ресурсы региона: современное состояние, проблемы интеграции: сборник научных статей /гл. редактор А.С.Деденева. Орел, ОГИИК, 2008. – 107с.

 

Семинарское занятие № 9

Информационная культура личности

ПЛАН

1.      Информация как инструмент развития общества. Информационно-культурная среда.

2.      Информационные коммуникации в современном обществе.

3.      Информационное обслуживание как социально-коммуникационный процесс.

4.      Информационная культура как  научное направление.

4.1. Соотношение понятий «культура» и «информационная культура».

4.2.   Информационная культура личности.

Литература:

1.     Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: учебное пособие, Краснодар, 1996.-136с.

2.     Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона// ИРР. -2001.-№ 2.-С.24-33.

3.     Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: 2001, с.57-70. 87-105.

4.     Езова С.А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки. //НТБ. -2007.-№4.-С.15-20.

Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций