Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
4. Совпадают по существу
3. Какие функции следует передать «библиотечным работам»?
1. Обслуживание пользователей на абонементе
2. Заказ и обработка литературы
3. СБО
4. Другие________________________
4. Почему Вы избрали профессию библиотекаря?
1. Сознательно и целенаправленно
2. Можно было бы выбрать другую гуманитарную профессию
3. Скорее случайно, чем осознанно
5. Изменилось ли Ваше представление о будущей профессии в процессе обучения?
1. Хорошо знаю, что меня ждет, поэтому не изменилось
2. Пришлось пережить разочарование
3. Действительность лучше, чем ожидалось
6. Есть ли существенные различия в профессиональном сознании молодого и старшего поколения библиотекарей?
1. Сознание разное, взаимопонимание исключено
2. Взаимопонимание возможно при естественных различиях
3. Больше общего, чем различного
4. Существенных различий нет
7. Планируете ли Вы свое чтение?
1. Как правило, да
2. Частично
3. Нет
4. Никогда
8. Сколько Вы прочитали за прошлый месяц книг? Назовите 2-3 книги.
9. Следите ли Вы за специальной литературой по библиотечному делу?
1. Слежу за отечественной литературой
2. Слежу за определенными публикациями
3. Читаю по совету друзей
4. Не слежу
10. Как Вы думаете, библиотекарь и библиограф – представители двух разных профессий или одной?
1. Одной профессии
2. Разные самостоятельные профессии
3. Библиотекарь – функциональная специализация библиотечной профессии
4. Другое
11. Что имело решающее значение при выборе Вашей будущей профессии?
1. Мнение родителей, близких
2. Влияние друзей
3. Школа, учитель
4. Общение с библиотекарем
5. Интерес к литературе
6. Кино, радио, телевидение
7. Случайность
8. Выбор профессии сделан самостоятельно
12. Нужен ли куратор-преподаватель в студенческой группе?
1. Нужен на все годы обучения
2. Нужен на младших курсах
3. Не нужен, т.к. нужно студенческое самоуправление
13. Где бы Вы хотели работать?
1. В библиотеке
2. В частной фирме
3. ______________________
4. Мне всё равно
14. Назовите ФИО современных библиотековедов, библиотекарей.
15. Какие навыки и знания коммуникации нужны библиотекарю? Перечислить.
6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
1. Система социально-коммуникационных наук.
2. Схема коммуникации.
3. Формы коммуникационных действий.
4. Материальная и смысловая коммуникация: сходство и различия.
5. Паралингвистика: аспекты изучения коммуникаций.
6. Документ как основное средство коммуникации.
7. Система документальных коммуникаций в обществе.
8. Библиотека как центр документной коммуникации.
9. Роль музея в системе документных коммуникаций.
10. Знак и знаковые системы: понятия, классификация.
11. Технические средства коммуникации в ХХ-ХХI веках.
12. Электронная коммуникация.
13. Цензура как форма коммуникационного управления обществом.
14. Информационное общество: характерные черты.
15. Библиотечная и библиографическая коммуникация в современном обществе.
16. Реклама как социальная коммуникация.
17. Средства массовой информации и их влияние на жизнь общества.
18. Искусство как межличностная коммуникация.
19. Игра как социальная коммуникация.
20. Компьютеры как средство общения.
21. Влияние государства на развитие социальных коммуникаций.
22. Массовые коммуникации и общественное сознание.
23. Этика и этикет в межличностной коммуникации.
24. Общение и коммуникация: общее и отличное.
25. Язык жестов.
26. Информация и коммуникация.
27. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
28. Организационные принципы ГСНТИ.
29. Информационный взрыв и информационный кризис.
30. Электронная книга и электронный журнал.
31. Международные коммуникации.
32. Массовая аудитория как объект и субъект коммуникации.
33. Научные коммуникации: определение понятия.
34. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности.
35. Основные законы информационных коммуникаций.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Государственная власть и ее роль в развитии социальных коммуникаций.
2. Институт массовых коммуникаций.
3. Эпоха и социальные идеалы.
4. Знаменитые исторические события и личности ХIХ-ХХ века и их влияние на общественное сознание.
5. Реформы Петра 1 в области социальных коммуникаций.
6. Социальные институты Орловской губернии.
7. Социальные институты Орловщины.
8. Возникновение и развитие периодической печати в Орловской области.
9. Массовая культура ХХ1 века.
10. Театральное искусство как средство развития личности.
11. Информационные процессы в современном обществе.
12. Роль электронных документов в коммуникации.
13. Современные технологии в коммуникационных процессах.
14. Печатная коммуникация в истории общества.
15. Интернет в системе коммуникаций.
16. Библиотечно-библиографические ресурсы Интернет.
17. Роль библиотек и музеев в сохранении культурного наследия.
18. Социальные коммуникации в эпоху глобализации.
19. Национальные особенности развития социальных коммуникаций.
20. Реклама как вид социальной коммуникации.
21. Этика в социальной коммуникации.
22. Этика делового общения.
7. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
ЗНАНИЙ
Раздел “Информационно-
1. Расположите понятия по родовидовому признаку:
1. Эстетическая информация
2. Социальная информация
3. Информация
4. Массовая информация
5.Фотовыставка
2. К научной информации относятся:
1. массовая информация
2. эстетическая информация
3. экономическая информация
4. публицистическая информация
5. маркетинговая информация
3. Свойства информации – это:
1. компактность
2. надежность
3. ценность
4. языковая форма
5. рассеяние
4. Абсолютные, вторичные, спонтанные потребности являются:
1. информационными потребностями
2. коммуникационными потребностями
3. познавательными потребностями
4. биологическими потребностями
5. духовными потребностями
5. Научная коммуникация включает:
1.устную коммуникацию
2. документную коммуникацию
3. электронную коммуникацию
4. письменную коммуникацию
6. Причиной информационного кризиса явились:
1. период полужизни публикаций
2. научно-технический прогресс
3. появление письменности
4. ускоренное развитие науки
5. перепроизводство информации
7. Удовлетворение информационной потребности является результатом комуникационной деятельности для:
1.коммуниканта
2. рецепиента
8. Закон Брэдфорда свойственен:
1.депонированным рукописям
2. спецвидам
3. непубликуемым документам
4.периодическим изданиям
5. информационным изданиям.
9. Современная наука выделяет следующие виды общества по экономическим признакам:
1. социалистическое
2. информационное
3. рабовладельческое
4. компьютеризованное
5. постиндустриальное
10. Установите соответствие:
ОБЩЕСТВО
1. Индустриальное а. Отторжение унификации и стандартизации
2.Постиндустриальное б. Стандартизация и унификация товаров и услуг
3. Доиндустриальное в. Оказание и потребление услуг
4. Информационное г. Производство новых технологий и знаний
Правильные ответы смотри на странице 100
ГЛОССАРИЙ
Артефакты – целенаправленно созданные людьми материальные изделия, первичный смысл которых запечатлен в их назначении.
Воспроизведение – извлечение хранящихся в памяти смыслов и использование их в практической жизни.
Забывание – освобождение памяти от неактуальных смыслов, не востребованных в практической деятельности.
Запоминание – восприятие органами чувств внешних сигналов, стимулов, образов, их мысленная обработка и формирование нового смысла, который включается в тот или иной вид памяти.
Документ – это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социальной коммуникации в качестве завершенного сообщения.
Закон сохранения информации – информация не возникает и не уничтожается, а только меняет свою форму.
Игра – это творческое духовное общение независимых субъектов, осуществляемое в рамках добровольно принятых условий.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, , общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационное общество – интеллектуально развитое либерально демократическое общество, достигшее сплошной информатизации общественного производства и повседневной жизни людей, благодаря мощной информационно-коммуникационной индустрии.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Коммуникационная деятельность – это движение смыслов в социальном пространстве.
Коммуникационная потребность – функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличным и нормальным состоянием их сознания.
Коммуникационное действие – завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.
Коммуникационные барьеры – препятствия на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту.
Коммуникационный знак – это социально признанное единство значения и имени (содержания и выражения).
Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций