Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
1. Введение………………………………………………………… 5
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
3. Учебная программа……………………………………………….7
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий……………………………………………………………96
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
45
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУСТВ И КУЛЬТУРЫ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА
ОРЕЛ 2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУСТВ И КУЛЬТУРЫ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
032001 Документоведение и документационное обеспечение управления
071201 Библиотечно-информационная деятельность
052800 Музейное дело и охрана памятников
ББК С 550.74 или 88.5
УДК 316.7
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры информатики документоведения 3 марта 2009 г. Протокол № 6
Составитель:
Деденева А С.- кандидат педагогических наук, профессор
Рецензенты:
Борисова О.О. – заведующая кафедрой библиотековедения и библиографии, доктор педагогических наук, профессор ОГИИК
Анурина Т.М. –кандидат социологических наук, доцент ОГЭИТ
Социальные коммуникации: учебно-методический комплекс для студентов библиотечно-информационного факультета /составитель: А.С.Деденева.- Орел, ОГИИК, 2009.- 100 с.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6
4. Теоретический раздел…………………………………………….40
Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40
Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66
5. Планы семинарских занятий……………………………………...74
6. Практические занятия……………………………………………..85
7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90
8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93
9. Глоссарий………………………………………………………
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98
Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.
Типовая учебная программа дисциплины составлена разработчиком дисциплины и автором основных учебных пособий профессором А.В.Соколовым в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки библиотечно-информационных специалистов. В основу данной учебной программы дисциплины положен концептуальный подход Соколова А.В. Дополнены следующие темы:
- Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций;
- Научные коммуникации;
- Информационный взрыв и информационный кризис в системе научных коммуникаций;
- Документ как источник и носитель информации;
- Документально-информационные потоки и их закономерности.
- Информатизация общества и др.
Учебно-методический комплекс построен в соответствии с видами учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические задания, задания для самостоятельной работы. Для самопроверки по рассматриваемым темам предлагаются тестовые задания. Завершает пособие список рекомендуемых источников, учебной и научной литературы по курсу.
Выдержка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства 2003г. Специальность 052700 Библиотечно-информационная деятельность
ОПД Ф-02 СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Предмет, структура, задачи курса. Категории и понятия науки о социальных коммуникациях. Движение социальной информации в обществе, механизм взаимодействия коммуниканта и реципиента в социальной среде. Коммуникационная деятельность. Социальная память. Социально-коммуникационные институты. Библиотеки и информационные службы в системе коммуникационных институтов.
Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе. Роль документного канала в движении смыслов в социальном времени и пространстве. Электронная коммуникация и Интернет в социальных коммуникациях. Возможности коммуникационных каналов.
Информационный подход к социальным коммуникациям. Теории информации. Информационный процесс как сущностная основа социальных коммуникаций. Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям.
Понятие об информационной культуре. Общение в социальных коммуникациях. Коммуникационные средства. Социально-психологические отношения и коммуникационная компетентность. Этика в социальных коммуникациях.
Учебная программа
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Социальные коммуникации – элемент материальной и духовной жизни общества, так как без обмена информацией невозможно развитие цивилизации. Революционные изменения, происходящие в сфере общения, формирование единого мирового информационного пространства приводит к необходимости изучения закономерностей создания и развития каналов социальных коммуникаций.
Государственный образовательный стандарт обязывает специалиста информационной сферы деятельности иметь глубокие знания о возникновении, развитии и функционировании системы социальных коммуникаций, о формах и средствах коммуникационной деятельности в связи с тем, что социально-коммуникационные процессы активно влияют на формирование мировоззрения общества и его национальную культуру.
Для высшего образования данная дисциплина является общепрофессиональной, синтезирующей достижения философии, истории, культурологии, педагогики, социальной психологии, социологии, семиотики, документоведения, информатики, документоведения, музееведения, библиотековедения и библиографоведения в области изучения социально-коммуникационных процессов.
Цель дисциплины – изучение теории, истории и организация социальных коммуникаций как компонента материальной и духовной жизни общества.
Задачи учебной дисциплины:
рассмотрение социальной коммуникации как способа формирования человеческой личности;
раскрытие многообразия и сущности каналов социальных коммуникаций, процессов их формирования и функционирования в обществе;
изучение закономерности движения социальной информации и развития социально-коммуникационной деятельности;
определение роли и места учреждений сферы культуры в системе социальных коммуникаций.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- виды и формы коммуникационной деятельности;
- механизмы формирования, способы хранения и передачи социальной памяти;
- знаковые системы как средство коммуникаций;
- смысл как духовное начало в культуре;
- естественные и искусственные коммуникационные каналы;
- закономерности эволюции социальных коммуникаций;
- роль социально-культурных институтов в развитии социальных коммуникаций;
- концепции информации в современной науке;
- личностные, групповые и общественные коммуникационные потребности;
- информационные процессы как сущностную основу социальной коммуникации;
- информационное общество как новый этап эволюции социальной коммуникации;
- мультимедийную коммуникационную культуру;
- задачи, методы и средства формирования информационной культуры;
- многоаспектность информационной культуры личности.
Студенты должны уметь:
ориентироваться в информационно-коммуникационных системах и направлениях их деятельности;
определять социальные и личностные коммуникационные потребности;
владеть терминологией в области социальных коммуникаций;
владеть методами формирования информационной культуры.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы
Раздел 1. Введение в теорию социальных коммуникаций
Раздел 2. Эволюция социальных коммуникаций
Раздел 3. Информационно-коммуникационные системы
Раздел 4. Информационная культура
2. Темы и краткое содержание
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Тема 1.1. Теория социальной коммуникации
Социальные коммуникации как научная дисциплина: цели, задачи, предмет и объект изучения. Интегрирующее значение курса в системе подготовки специалистов информационной деятельности.
Коммуникация: эволюция понятия. Механистический и деятельностный подход к понятию. Коммуникация животных. Коммуникации в различных науках. Типы коммуникаций.
Социальная коммуникация: схема коммуникации и формы ее реализации. Классификация социальных коммуникаций: по субъектам взаимодействия; по коммуникационным средствам, по сфере функционирования, по региональным и хронологическим признакам. Функции социальной коммуникации. Социальное время и социальное пространство.
Учреждение (библиотека, музей) как социально-коммуникационный центр.
Тема 1.2. Смысл как категория социальной коммуникации
Смысл как научное понятие философии, логики, лингвистики, психологии, социальной коммуникации. Смысл как духовное начало в культуре. Знание, умение, стимулы, эмоции – продукты духовной человеческой деятельности. Классификация культурологических смыслов: личностный, социальный и др. Смыслы в виде коммуникационных сообщений, в виде утилитарных изделий,
Познавательное понимание как предмет изучения гносеологии. Коммуникационное понимание как предмет изучения герменевтики. Формы коммуникационного понимания: получение нового знания, коммуникационное восприятие, псевдокоммуникация.
Тема 1.3. Социальная память как объект изучения
социальной коммуникации
Память и ее виды: генетическая, психическая и социальная. Индивидуальная и групповая память.
Социальная память как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Ретроспективная и текущая социальная память. Социальная память и общественное сознание. Социальная память и культура.
Структура социальной памяти общества. Способы хранения и передачи социальной памяти. Духовное и материальное культурное наследие: овеществленные и неовеществленные составляющие Национальный характер, социальные нормы, обычаи, инновации, традиции. Коммуникационная функция традиции.
Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций