Эволюция каналов социальных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций

Описание работы

Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 5

2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6


3. Учебная программа……………………………………………….7



4. Теоретический раздел…………………………………………….40



Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40

Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66



5. Планы семинарских занятий……………………………………...74



6. Практические занятия……………………………………………..85



7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90



8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93



9. Глоссарий……………………………………………………………96



10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98

Работа содержит 1 файл

умк ск .doc

— 484.50 Кб (Скачать)


45

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУСТВ И КУЛЬТУРЫ»

 

БИБЛИОТЕЧНО –ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРЕЛ 2009


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУСТВ И КУЛЬТУРЫ»

 

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
032001 Документоведение и документационное обеспечение управления
071201 Библиотечно-информационная деятельность
052800 Музейное дело и охрана памятников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРЕЛ 2009

 

 

ББК С 550.74 или 88.5

УДК 316.7

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры информатики документоведения 3 марта  2009 г. Протокол № 6

 

 

 

Составитель:
Деденева А С.- кандидат педагогических наук, профессор

 

 

Рецензенты:

Борисова О.О.  – заведующая кафедрой библиотековедения и библиографии,  доктор педагогических наук, профессор ОГИИК

Анурина Т.М. –кандидат социологических наук, доцент ОГЭИТ

 

 

 

 

 

           Социальные коммуникации: учебно-методический комплекс для студентов библиотечно-информационного факультета /составитель: А.С.Деденева.- Орел, ОГИИК, 2009.- 100 с. 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение…………………………………………………………   5

2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6

 

3. Учебная программа……………………………………………….7

 

4. Теоретический раздел…………………………………………….40

 

Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40

Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66

 

5. Планы семинарских занятий……………………………………...74

 

6. Практические занятия……………………………………………..85

 

7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90

 

8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93

 

9. Глоссарий……………………………………………………………96

 

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память. 

Типовая учебная программа дисциплины составлена разработчиком дисциплины и автором  основных учебных пособий профессором А.В.Соколовым в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки библиотечно-информационных специалистов. В основу данной учебной программы дисциплины положен концептуальный подход Соколова А.В. Дополнены следующие темы:
- Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций;

-         Научные коммуникации;

-         Информационный взрыв и информационный кризис в системе научных коммуникаций;

-         Документ  как источник и носитель информации;

-         Документально-информационные потоки и их закономерности.

-         Информатизация общества и др.

          Учебно-методический комплекс построен в соответствии с видами учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические задания, задания для самостоятельной работы. Для самопроверки по  рассматриваемым темам предлагаются тестовые задания. Завершает пособие список рекомендуемых источников, учебной и научной литературы по курсу.

 


Выдержка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства 2003г. Специальность 052700 Библиотечно-информационная деятельность

ОПД Ф-02 СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Предмет, структура, задачи курса. Категории и понятия науки о социальных коммуникациях. Движение социальной информации в обществе, механизм взаимодействия коммуниканта и реципиента в социальной среде. Коммуникационная деятельность. Социальная память. Социально-коммуникационные институты.  Библиотеки и информационные службы в системе коммуникационных институтов.

Возникновение и развитие коммуникационных каналов и коммуникационных средств в обществе. Роль документного канала в движении смыслов  в социальном времени и пространстве. Электронная коммуникация и Интернет в социальных коммуникациях. Возможности коммуникационных каналов.

Информационный подход к социальным коммуникациям. Теории информации. Информационный процесс как сущностная основа социальных коммуникаций. Семиотический, системный и деятельностный подходы к социальным коммуникациям.

Понятие об информационной культуре. Общение в социальных коммуникациях. Коммуникационные средства. Социально-психологические отношения и коммуникационная компетентность. Этика в социальных коммуникациях.

Учебная программа

 

 

I.                    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

              Социальные коммуникации – элемент материальной и духовной жизни общества, так как без обмена информацией невозможно развитие цивилизации. Революционные изменения, происходящие в сфере общения, формирование единого мирового информационного пространства приводит к  необходимости изучения закономерностей создания и развития каналов социальных коммуникаций.

          Государственный образовательный  стандарт обязывает специалиста информационной сферы деятельности иметь глубокие знания о возникновении, развитии и функционировании системы социальных коммуникаций, о формах и средствах коммуникационной деятельности в связи с тем, что социально-коммуникационные процессы активно влияют на формирование мировоззрения общества и его национальную культуру.

Для высшего образования данная дисциплина является общепрофессиональной, синтезирующей достижения философии, истории, культурологии, педагогики, социальной психологии, социологии, семиотики, документоведения, информатики, документоведения, музееведения, библиотековедения и библиографоведения в области изучения социально-коммуникационных процессов.

              Цель дисциплины – изучение теории, истории и организация социальных коммуникаций как компонента материальной и духовной жизни общества.

           Задачи учебной дисциплины:

     рассмотрение социальной коммуникации как  способа формирования человеческой личности;

     раскрытие многообразия и сущности каналов социальных коммуникаций, процессов их формирования и функционирования в обществе;

     изучение закономерности движения социальной информации и развития социально-коммуникационной деятельности;

     определение роли и места учреждений сферы культуры в системе социальных коммуникаций.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

-         виды и формы коммуникационной деятельности;

-         механизмы формирования, способы хранения и передачи социальной памяти;

-         знаковые системы как средство коммуникаций;

-         смысл как духовное начало в культуре;

-         естественные и искусственные коммуникационные каналы;

-         закономерности эволюции социальных коммуникаций;

-         роль социально-культурных институтов в развитии социальных коммуникаций;

-         концепции информации в современной науке;

-         личностные, групповые и общественные коммуникационные потребности;

-         информационные процессы как сущностную основу социальной коммуникации;

-         информационное общество как новый этап эволюции социальной коммуникации;

-         мультимедийную коммуникационную культуру;

-         задачи, методы и средства формирования информационной культуры;

-         многоаспектность информационной культуры личности.

Студенты должны уметь:

     ориентироваться в информационно-коммуникационных системах и направлениях их деятельности;

     определять социальные и личностные коммуникационные потребности;

     владеть терминологией в области социальных коммуникаций;

     владеть методами формирования информационной культуры.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы

Раздел 1. Введение в теорию социальных коммуникаций

Раздел 2. Эволюция социальных коммуникаций

Раздел 3. Информационно-коммуникационные системы

Раздел 4. Информационная культура

2. Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

              Тема 1.1. Теория социальной коммуникации

              Социальные коммуникации как научная дисциплина: цели, задачи, предмет и объект изучения. Интегрирующее значение курса в системе подготовки специалистов информационной деятельности.

              Коммуникация: эволюция понятия. Механистический и деятельностный подход к понятию. Коммуникация животных. Коммуникации в различных науках. Типы коммуникаций.

Социальная коммуникация: схема коммуникации и формы ее реализации. Классификация социальных коммуникаций: по субъектам взаимодействия; по коммуникационным средствам, по сфере функционирования, по региональным и хронологическим признакам. Функции социальной коммуникации. Социальное время и социальное пространство.

Учреждение (библиотека, музей) как социально-коммуникационный центр.

Тема 1.2. Смысл как категория социальной коммуникации

              Смысл как научное понятие философии, логики, лингвистики, психологии, социальной коммуникации. Смысл как духовное начало в культуре. Знание, умение, стимулы, эмоции – продукты духовной человеческой деятельности. Классификация культурологических смыслов: личностный, социальный и др. Смыслы в виде коммуникационных сообщений, в виде утилитарных изделий,

Познавательное понимание как предмет изучения гносеологии. Коммуникационное понимание как предмет изучения герменевтики. Формы коммуникационного понимания: получение нового знания, коммуникационное восприятие, псевдокоммуникация.

Тема 1.3. Социальная память как объект изучения
социальной коммуникации

     Память и ее виды: генетическая, психическая и социальная. Индивидуальная и групповая память.

Социальная память как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Ретроспективная и текущая социальная память. Социальная память и общественное сознание. Социальная память и культура.

Структура социальной памяти общества. Способы хранения и передачи социальной памяти. Духовное и материальное культурное наследие: овеществленные и неовеществленные составляющие Национальный характер, социальные нормы, обычаи, инновации, традиции. Коммуникационная функция традиции.

Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций