Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.
Г.Г. Филиппова выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную [43, 19].
К видотипичным функциям матери относятся следующие.
Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:
Г.Г.Филиппова отмечает, что далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено [45, 39]. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.
Взгляд Г.Г. Филипповой относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.
Проведённый анализ существующих определений понятия «материнство», позволил заключить, что единого определения материнства в настоящее время не существует. Поэтому в данной работе будет использоваться несколько обобщённое понятие, перекликающееся с целями и задачами работы: материнство это уникальная ситуация развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка, а также одна из социальных ролей женщины, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Понятия «Материнский инстинкт» и «Готовность к материнству»
Изучение готовности к материнству ведётся в различных аспектах. Большинство авторов (В.И. Брутман., А.С. Батуев., Д.В. Винникот., С.А Минюрова., И.Ю. Хамитова), исследующих проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни, и на процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений с окружающими людьми (родителями, сверстниками, партнером и др.)
Говоря об инстинктивной основе можно отметить, что «материнский инстинкт» направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Выраженность родительского инстинкта (материнского и отцовского) во многом определят количество детей в семье.
Материнский, родительский инстинкт – это, прежде всего, преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода. Не подлежит сомнению социальная обусловленность инстинкта продолжения рода. Человек может выжить только в сообществе. Сильное влияние на него оказывают нормы, принятые в обществе, где он живет, а также пример родителей. Но в настоящее время многодетная семья все чаще становится редким явлением, а большинство молодых семей в Санкт-Петербурге ориентированы на 1 ребенка (средний показатель детности на 2007 год – 1,14) [67].
Одна из исследователей психологической готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот феномен как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.
Автор выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству.
1. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.
Эта составляющая была определена С.Ю Мещеряковой., исходя из концепции М.И Лисиной., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми [32, 29]. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях [33, 54-55]. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми.
2. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.
Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
3. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка.
То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
В проведенном эмпирическом исследовании целесообразно использовались 1-я и 3-я группы показателей психологической готовности к материнству, так как 2-я группа подразумевает состояние беременности, что не соответствует признакам целевой группы.
Подводя итог, нужно разграничить понятия «материнский инстинкт» и «готовность к материнству». «Материнский инстинкт» относится к области неосознанного, но обусловлен не только биологическими процессами, но и ранним опытом, приобретенным в родительской семье. Влияние полученного опыта сказывается в будущем на собственном репродуктивном поведении.
«Готовность к материнству» можно сопоставить с осознанным желанием конкретной женщины завести ребенка, процессом подготовки, планирования семьи, готовностью изменить свой образ жизни, принять новую ответственную роль, пониманием того, какие трудности могут возникнуть в процессе развития и воспитания ребенка.
Латентный период материнства
Особый интерес представляет собой изучение онтогенеза материнства, который можно разделить на 3 основных этапа:
1) латентное материнство, включающее весь период формирования материнской сферы женщины от пренатального периода развития и до зачатия собственного ребенка;
2) беременность - это переходный этап, характеризуемый актуализацией материнского отношения и проявлением особенностей сформировавшегося в латентный период типа материнства;
3) актуальное материнство - от родов и на протяжении всего периода взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать - дитя». Отсюда следует определение понятия «латентное материнство» - это начальный этап формирования материнства, характеризующийся неосознанным присвоением образа материнства, свойственной женским поколениям родительской семьи и внесением в нее оригинальных особенностей собственного опыта развития [32, 37-38].
Феномен латентного материнства несет в себе ряд задач, решение которых приводит в последующем к реализации адекватного типа актуального материнства. Это такие задачи, как, например, присвоение образа материнства собственной матери; усвоение стиля эмоционального сопровождения взаимодействия матери и ребенка; приобретение опыта эмоционального переживания ситуации взаимодействия с собственной матерью.
Нерешенность этих задач или их частичная реализация приводит к формированию отклоняющихся типов материнского поведения.
Таким образом, латентный период материнства является подготовкой женщины к будущему материнству, т. е. подготовительным этапом формирования практически всех компонентов готовности к материнству (социально-личностного, потребностно-мотивационного, когнитивно-операционного и эмоционального).
1.2 Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству
Для раскрытия понятия «готовность к материнству» представляется целесообразным определить и разграничить составляющие данного понятия.
Физиологическая готовность предполагает зрелость организма матери и его способность выносить и родить здорового ребенка. Психологическая предполагает готовность матери нести ответственность за жизнь ребенка, желать его воспитывать. Желанность – наиболее благоприятный признак будущего благополучия ребенка. Она проявляется в любви к еще не родившемуся младенцу, стремлении общаться с ним, интерпретировать его действия как общение.
Под социальной готовностью понимаются те условия, в которых мать и ребенок будут пребывать в то время, когда оба они напрямую зависят от внешних условий и других людей, их окружающих.
Многочисленные данные свидетельствуют о тот, что многие женщины оказываются не готовыми к материнству ни в физиологическом, ни в психологическом, ни в социальном аспектах. В одном из многочисленных однотипных обследований среди 361 беременной женщины было обнаружено лишь 10,3% здоровых. 30% женщин оценивали собственные семейные отношения как плохие, отмечая частые ссоры, скандалы, отсутствие контакта между супругами. Следствием этого было то, что у 10,6% женщин выявлено состояние острого эмоционального напряжения, а у 19,7% - невроз затяжного течения [60, 19].
Родители, имеющие различные патологии и хронические заболевания с большей вероятностью рискуют передать предрасположенность к этим заболеваниям своим будущим детям. По последним данным число детей, выписанных из роддома с высокой степенью риска, составляет от 93,1% до 96,4%, причем примерно 74% имеют патологию центральной нервной системы [62, 41].
Мотивационная основа материнского поведения, как было сказано выше, формируется в течение всей жизни женщины. Показано, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, в собственном раннем детстве испытали отрицательный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Одна из причин девиантного (отклоняющегося) материнства коренится в драме взаимоотношений женщины с ее матерью. Анализ семейных историй женщин, отказавшихся от новорожденных, свидетельствует, что в свое время их отвергла их собственная мать. Ведущей потребностью женщины с девиантным материнским поведением остается стремление добиться любви и признания собственной матери. Эта эмоциональная зависимость не позволяет женщине самой в будущем стать матерью [13, 57-58].
Другой причиной отказа матери от новорожденного является искаженное восприятие ею своего ребенка. Возможно, оно возникает из-за особенностей эмоционального состояния женщины, переживающей резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором мать мечтает во время беременности. При этом он может восприниматься как существо, обманувшее ее надежды. Такое состояние встречается у одиноких матерей с повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, неосознанным чувством вины. Они легко проецируют на новорожденных собственные отрицательные черты и чувства, поскольку для них ребенок воплощает в себе все самое неприятное, что им пришлось испытать. Результатом таких переживаний могут быть два противоположных действия – отвержение ребенка или стремление быть идеальной матерью, что в любом случае влечет негативные последствия для ребенка [13, 60-61].