Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:41, дипломная работа
Работа посвящена изучению проблемных аспектов готовности к материнству у молодежи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству 7
1.1. Различные подходы к определению понятия «материнство» 7
1.2. Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству 13
Глава 2. Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства 22
2.1 Социальные аспекты материнства и семейных отношений 22
2.2 Основные причины, препятствующие готовности к материнству 34
Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи 41
3.1 Описание методов исследования 41
3.2 Анализ результатов исследования 44
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 76
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет социологии
___________________
Кафедра теории и практики социальной работы
Готовность к материнству у
молодёжи
дипломная работа
по специальности 040101-Социальная работа
Санкт-Петербург
2010
оглавление
| Введение | 3 |
Глава 1. | Теоретические аспекты готовности к материнству | 7 |
1.1. | Различные подходы к определению понятия «материнство» | 7 |
1.2. | Психосоциальная и психофизиологическая составляющие готовности к материнству | 13 |
|
|
|
Глава 2. | Ценностная ориентация современной молодежи в отношении материнства | 22 |
2.1 | Социальные аспекты материнства и семейных отношений | 22 |
2.2 | Основные причины, препятствующие готовности к материнству | 34 |
|
|
|
Глава 3. | Эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи
| 41 |
3.1 | Описание методов исследования
| 41 |
3.2 | Анализ результатов исследования | 44 |
| Заключение | 68 |
| Список литературы | 72 |
| Приложения | 76 |
|
|
|
Введение
Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Проблемами материнства занимаются социологи, медики, педагоги, психологи и другие специалисты. Полученные в многочисленных работах данные о влиянии материнского отношения и поведения на развитие ребенка во всех возрастах говорит об актуальности этих исследований.
Некоторые авторы рассуждают о необходимости осознания матерью своего высокого предназначения, чем и будет достигнуто оптимальное для развития ребенка и самореализации женщины содержание материнства. Основным фактором осознания своего материнского предназначения женщиной является ее личностный рост и гармонизация духовной и физической сфер. Однако, добиться подобной гармонизации бывает очень сложно, учитывая постоянные изменения социальных, экономических, нормативных и культурноценностных факторов.
Актуальность изучения психосоциальной готовности к материнству определяется противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, высоким показателем неполных семей и увеличением числа социальных сирот, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и, в первую очередь, женщине.
Несмотря на значительное улучшение бытовых условий по уходу за ребенком (широкая доступность предметов гигиены, специальных детских питательных смесей, развивающих игрушек) количество детей в семье ограничивается (1-2 ребенка).
Е.В. Сакварелидзе указывает, что если в 1945 году в России было примерно 678 тысяч детей-сирот, то сегодня их в два раза больше. Распространённость отказничества (около 20 тысяч случаев в год в России) несопоставима с распространённостью абортов (около 20 597 000 в 1997 году). Россия занимает первое место по количеству абортов [5, 17]. В каждой четвёртой российской семье имеют место факты насилия над детьми [5, 9].
По данным ООН от произвола родителей ежегодно умирают примерно два миллиона детей в возрасте до четырнадцати лет. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери [1, 21]. Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми [1, 17]. В современных условиях 89% женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, завершая свою репродуктивную функцию до 30-летнего возраста [33, 52].
Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей [26, 34-35]. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его препятствием к достижению целей, связанных с профессиональной и другими, внесемейными, сферами жизни [24, 12-13]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [30, 11].
Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Кроме того, уменьшение количества детей ведёт к тому, что часто первый младенец, с которым встречается женщина, став матерью, - это её собственный ребёнок. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств [45, 55].
В ходе проведённых исследований Г.Г. Филиппова сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции [45, 63].
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
Социальная обусловленность проблемы материнства: демографические тенденции (смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль населения, ухудшается здоровье людей репродуктивного возраста); отсутствие у большинства людей социально-экономических оснований, гарантирующих приемлемый уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка; изменения семейных стереотипов и ценностей, трансформации традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменения паттернов семейных отношений.
В основе социокультурного подхода к проблеме беременности и материнства лежат следующие принципы:
1) репродуктивное поведение и мотивация - не столько биологические, сколько социальные явления;
2) репродуктивное поведение и установки каждой конкретной женщины производны от соционормативной культуры общества, которая в свою очередь зависит от его социальной структуры и образа жизни;
3) хотя репродуктивная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, в целом она весьма разнообразна и исторически изменчива; отсюда следует необходимость ее сравнительно-исторического исследования, интегрирующего данные социологии, этнографии, социальной истории, исторической и кросскультурной психологии, этнологии и языкознания.
Целью работы является: изучение степени психосоциальной готовности к материнству у молодежи.
Для поставленной цели решались следующие задачи:
2. провести теоретико–методологический анализ исследований, посвященных изучению готовности к материнству.
3. провести эмпирическое исследование готовности к материнству у молодежи;
4. осуществить возрастной анализ степени готовности к материнству девушек и молодых женщин.
5. разработать методические рекомендации.
Объект: факторы, влияющие на готовность к материнству.
Предмет: уровень психосоциальной готовности и ценностные ориентации девушек и молодых женщин, не имеющих детей.
Используемые методы и методики:
1. Теоретические основы, использующиеся в изучения материнства.
2. Метод анкетирования.
3. Проективный рисунок («Мой ребенок»).
База эмпирического исследования:
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодёжи «Вектор».
Контингент респондентов:
Исследование проводилось в 2-х группах, разделённых по возрастному принципу.
1- я группа: школьницы (старшеклассницы) от 16 до 18 лет в количестве 50-ти человек. Все респонденты учатся в школе, не работают, проживают со своими родителями и\или другими членами семьи.
2- я группа: девушки, молодые женщины от 20 до 29 лет в количестве 50-ти человек, из них 18 являются и студентками, и имеют постоянное рабочее место.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем дипломной работы составляет 78 страниц.
В тексте содержится 4 таблицы и 17 рисунков. Список литературы включает 70 наименований, из которых 11 - на иностранном языке.
Глава 1. Теоретические аспекты готовности к материнству
Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Интерес к данной теме во многом объясняется размыванием традиционного восприятия женщины, ее предназначения и места в культуре. В России социально-политическое, научно-техническое развитие привели к повышению профессионального и образовательного уровня женщины, возрастанию ее роли во всех сферах жизни и одновременно способствовали возникновению таких явлений как кризис семьи, девальвация материнства на индивидуальном и социальном уровнях. Возрастание теоретического интереса к феномену материнства определяется еще и тем, что утрачена смысловая глубина в понимании и принятии материнства как ценности.
1.1 Различные подходы к определению понятия «материнство»
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
В словаре русского языка «материнство» определяется как состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми [35, 312].
В Социологическом Энциклопедическом словаре «материнство» рассматривается основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание, рождение, вскармливание ребенка); Одна из социальный ролей женщины [39, 129].
В сексологическом словаре материнство обозначается как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты [25, 75].
Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [44, 22-23].
Представители феминистского подхода объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины [52, 23].
Большая часть теорий, рассматривающих материнство (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Ж.-Ж. Руссо), определяют материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. обозначает материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [13, 21-22].
«Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности, всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли».
Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство [30, 41].
Некоторые исследователи отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери [3, 32]. Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.