Девиантное поведение детей как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — раскрыть причины девиантного поведения детей и определить основные направления социальной работы по решению данной проблемы.
В cooтвeтcтвии c yкaзaннoй цeлью пocтaвлeны cлeдyющиe иccлeдoвaтeльcкиe зaдaчи:
Изучить феномен девиантного поведения детей;
Рассмотреть теории девиантного поведения детей;
Определить виды девиантного поведения детей;
Изучить особенности девиантного поведения детей;
Рассмотреть основные направления социальной работы с детьми девиантного поведения;
Раскрыть методы изучения отклоняющегося поведения;
Проанализировать особенности социальной работы с детьми девиантного поведения за рубежом;
Рассмотреть особенности социальной работы с детьми девиантного поведения в современной России.

Содержание

Bвeдeниe 3
Глава I.Девиантное поведение детей. 9
1.1.Теории девиантного поведения. 9
1.2. Типы девиантного поведения. 16
1.3.Виды девиантного поведения. 20
1.4. Особенности девиантного поведения детей. 27
Глава II. Основные направления социальной работы с детьми девиантного поведения. 35
2.1. Методы изучения отклоняющегося поведения. 35
2.2.Особенности социальной работы с детьми девиантного поведения за рубежом. 40
2.3. Особенности социальной работы с детьми девиантного поведения в современной России. 47
Заключение. 55
Списoк литepaтypы 58

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Социальная работа с детьми девиантного поведенияпреступность!!!!!!!!!!!!!.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

    Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

    Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

    Основанный  на гиперспособностях  тип девиантного  поведения.

    Это особый тип отклоняющегося поведения  выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности33

    1.3.Виды  девиантного поведения.

 

    К видам, или формам девиантного поведения  относят алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические  расстройства, самоубийства, уголовную преступность.

      Преступность. В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Как показывает статистика, 70% преступлений совершается  лицами до 18 лет с целью присвоения чужой собственности.

     Наркомания - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. Результаты социологический исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистические настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в "любом месте". Обнаруживается, что сегодня общество гораздо лучше информировано о опасных последствиях наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: 12,2% считают его пагубным, 66,5% относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие курильщики гашиша, нередко даже бравируют этим. Наступающее после приема наркотика возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. но на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что их ждет дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе  с наркоманией могут способствовать сферы социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма.

     Проституция - особый вид криминального бизнеса, когда в качестве проституток выступают дети.

     Определение детской проституции может сильно отличаться, в зависимости от того, кто использует этот термин. В большинстве стран законодательство определяет детей как лиц, не достигших совершеннолетия. Однако некоторые определения ограничивают детскую проституцию возрастом пре-пубертата или раннего пубертата и выделяют отдельно подростковую проституцию. Дополнительный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, определяет детскую проституцию как «практику, при которой ребёнок используется в сексуальных целях лицами за вознаграждение или любую другую форму компенсации» (статья 2b). Вознаграждение или компенсация может предназначаться как самому ребёнку, так и третьим лицам.

     Алкоголизм - заболевание, рассматриваемое как форма наркомании и разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него и сопровождающееся систематическим потреблением алкогольных напитков, несмотря на негативные последствия. Негативные последствия могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием.

     Факторов, способствующих развитию алкогольной зависимости у детей и подростков достаточно много:

     - рождение и пребывание детей  в семьях с повышенным фактором  риска (чаще всего это семьи алкоголиков);

     - период формирования ребенка,  как личности. В данном случае  употребление спиртосодержащих напитков выступает в роли самоутверждения и противостояния семье, школе, проблемам;

     - в последние годы немалую роль  в развитии алкогольной зависимости  у детей сыграли средства массовой  информации, а особенно ТВ. Рекламные  ролики, пропагандирующие пиво, способствовали снятию запретов на употребление подростками этого напитка, приводя к быстрому привыканию и формированию так называемой пивной зависимости.

     Проблема  детского алкоголизма гораздо серьезнее  таковой у взрослых людей, поскольку  в период формирования и становления  всех физиологических функций болезнь протекает в злокачественной форме, происходит быстрая деградация личности, развиваются тяжелые сопутствующие заболевания. Основными «мишенями» в детском организме для алкоголя является мозг, печень, кровь. Но наиболее уязвима для действия этанола - еще незрелая центральная нервная система. Именно в пубертатный период, когда происходит образование нейронных связей и их дифференцирование, больше всего страдает личность ребенка: затормаживается общее развитие - логическое и абстрактное мышление, эмоциональная сфера, интеллект, память.

     Поскольку физиологические функции организма  в возрасте 11-18 лет находятся на стадии формирования, то очень велика опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций, а зачастую подобные явления приводят к коматозному состоянию. На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон, судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации, бред), возможен летальный исход.

     Согласно  исследованиям Э.А.Бабаяна и М.Х.Гонопольского  (1987 г.) в области детской наркологии выделяют пять основных этапов развития алкозависимости у детей:

     1. На первом этапе, длительность  которого составляет 3-6 мес., происходит привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок.

     2. Для второго этапа, составляющего  порядка 1 года, характерно регулярное употребление алкоголя, увеличение доз, кратности приема. В этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако прекращение приёма алкоголя именно в этот период дает достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.

     3. Третий этап сопровождается развитием  устойчивой психической зависимости. Его длительность составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.

     4. Четвертый этап характеризуется  хронической стадией алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причем в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени - менее продолжительна.

     5. На пятом этапе формируется  устойчивая алкозависимость, наступает деменция, дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на последнем этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики.

     К сожалению, детский алкоголизм достаточно сложен в плане лечения, поскольку  личность ребенка, как таковая еще  не сформирована, а весомых мотиваций, которые действенны для взрослых, у ребенка нет.

    Суицид  - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешенных проблем, от самой жизни.

    Рассматривая  суицидальное поведение детей, необходимо учитывать, что понятие смерти как категории прекращения жизни у них, как правило, не сформировано. Таким образом, суициды ребенка и взрослого человека принципиально различны.

    До 3-х лет ребенок еще не имеет  границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает мертвое и живое. У него нет представлений о времени, о будущем, а значит, и о смерти. Если в течение первых лет жизни ему приходится сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие в связи с этим представления и эмоции лишь отражают реакции на смерть значимых для него людей, особенно матери. Суициды в этом возрасте встречаются крайне редко.

    У дошкольников некоторые представления  о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они часто считают  смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности прекращения собственной жизни. Кроме того, у большинства детей этого возраста нет понимания необратимости смерти.

    У школьников уже отмечается четкое разграничение  понятий жизни и смерти, хотя смерть еще продолжает оцениваться ими как временное явление. При этом у многих все же присутствует страх умереть, чаще – страх смерти родителей.

    Причинами суицидов у детей 7-10 лет чаще всего  являются развод родителей, смерть близкого человека, животного и всё чаще – наркозависимость. Нарастающая социальная дезадаптация, одиночество, нравственные и физические страдания, отсутствие перспективы порождают тревогу, агрессию, аутоагрессию, нередко выражающиеся в суицидальном поведении.

    Подросткам  свойственны размышления о жизни и смерти, повышенный интерес к этим темам, что и находит свое отражение в молодежной субкультуре. Тема смерти является особенно привлекательной, нередко она приобретает для юношей и девушек даже ореол таинственной романтичности.

    Лишь  незначительный процент подростков осознают, что смерть является окончательным прекращением физической и духовной жизни. Остальные так или иначе отрицают необратимость смертельного исхода, верят в реинкарнацию, в загробную жизнь и т.д. В связи с этими особенностями у детей и подростков значительно сложнее, чем у взрослых, отличить истинные суицидальные акты от демонстративных суицидальных имитаций.

    Критическими  факторами, определяющими склонность ребенка к самоубийству, являются:

    • изменение гормонального фона в период полового созревания и связанная с этим неустойчивость настроения, переживания по поводу изменений, происходящих в растущем организме;
    • специфическая возрастная реакция на алкоголь;
    • наличие у ребенка каких-либо заболеваний, заметных окружающим, особенно сверстникам;
    • неправильное воспитание, вырабатывающее идеальные высоконравственные установки, которые противоречат реальной жизни и приводят к завышенным требованиям к себе и окружающим ( это порождает депрессивные реакции, связанные с «потерей веры в людей», сопровождающиеся идеями самообвинения со всеми вытекающими из этого последствиями.

    Успех в нелегком деле по распознанию возможной  попытки суицида во многом облегчается  самим ребенком! 80% задумавших совершить  самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.

    Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять. Нередко потенциальные суициденты заводят разговоры о смерти, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, упоминают об эпизодах суицидов в фильмах и романах. Обычно такие высказывания непосредственно предшествуют попытке самоубийства.

    1.4. Особенности девиантного поведения детей.

 

Девиантное  поведение детей не соответствует  закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы  подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Информация о работе Девиантное поведение детей как проблема социальной работы