Девиантное поведение детей как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — раскрыть причины девиантного поведения детей и определить основные направления социальной работы по решению данной проблемы.
В cooтвeтcтвии c yкaзaннoй цeлью пocтaвлeны cлeдyющиe иccлeдoвaтeльcкиe зaдaчи:
Изучить феномен девиантного поведения детей;
Рассмотреть теории девиантного поведения детей;
Определить виды девиантного поведения детей;
Изучить особенности девиантного поведения детей;
Рассмотреть основные направления социальной работы с детьми девиантного поведения;
Раскрыть методы изучения отклоняющегося поведения;
Проанализировать особенности социальной работы с детьми девиантного поведения за рубежом;
Рассмотреть особенности социальной работы с детьми девиантного поведения в современной России.

Содержание

Bвeдeниe 3
Глава I.Девиантное поведение детей. 9
1.1.Теории девиантного поведения. 9
1.2. Типы девиантного поведения. 16
1.3.Виды девиантного поведения. 20
1.4. Особенности девиантного поведения детей. 27
Глава II. Основные направления социальной работы с детьми девиантного поведения. 35
2.1. Методы изучения отклоняющегося поведения. 35
2.2.Особенности социальной работы с детьми девиантного поведения за рубежом. 40
2.3. Особенности социальной работы с детьми девиантного поведения в современной России. 47
Заключение. 55
Списoк литepaтypы 58

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Социальная работа с детьми девиантного поведенияпреступность!!!!!!!!!!!!!.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

     Затем определяются объект и предмет изучения – то есть то, что будет взято для изучения, и что нам угодно об этом узнать.

     Следующим действием становится выдвижение целей изучения  - то есть уточнение и конкретизация предмета в определенных формулировках, не оставляющих места разночтению, размытости, неопределенности, излишней всеобщности. Отчетливо сформулированные цели помогают отбросить обилие лишних фактов, с которыми исследователь неминуемо встречается в ходе работы.

     Для достижения целей определяются задачи, которые надлежит при этом решить (действия,  которые следует предпринять и осуществить). Задачи также понимаются, как промежуточные этапы, необходимые для достижения цели.

     Но  сознание исследователя не tabula rasa – он неизбежно базируется на уже имеющихся у него знаниях и представлениях. Именно так совершается (пока еще индуктивный) переход от целей к задачам через выдвижение гипотез, основной характеристикой которых являются: а) принципиальная возможность и положительного и отрицательного разрешения, б) невозможность априорного разрешения (до опытной проверки).

     Для решения этих задач, предельно формализованных  в гипотезах, выбираются пригодные методы.

     Социологические методы. Среди социологических методов, заимствованных девиантологами, числятся опросы и интервью. Основные этапы проведения опроса включают составление анкеты, ее пилотажную проверку, формирование выборки (с соблюдением репрезентативности), собственно опрос, обработка, анализ  и интерпретация результатов.

     По  отношению к составлению анкеты важно соблюдать несколько принципиальных требований. Во-первых, тематический подбор вопросов, которые должны максимально  соответствовать изучаемой проблеме. Во-вторых, приемлемая структура вопросов - закрытые и открытые вопросы  Ответы на первый тип вопросов легче анализировать, но свободное мнение респондента в этом случае подгоняется под шаблон, что снижает информативность ответов. Свободные ответы информативны и отражают действительное мнение респондента, но их труднее анализировать. Так же необходимо следить за тем, чтобы вопросы не подталкивали респондента к какому-то определенному ответу.

     В третьих, вопросы должны формулироваться  так, что бы респондент их легко понимал.

     Разновидностью опросного метода можно считать интервью. Различие между ними, как правило, довольно условно, по этому вопросу нет окончательного согласия и в среде специалистов. Наиболее оправданным представляется количественный подход к осмыслению результатов интервью, при котором подсчитывается частота встречаемости тех или иных категорий ответов. Опросы, как правило, охватывают большее число респондентов, а в случае интервью, общение с респондентом длится дольше.

     Интервью  делятся на структурированные  (имеющие четкий план задаваемых вопросов), частично структурированные и не структурированные интервью.

     Проводить интервью достаточно сложно, но информация получаемая в результате, обычно значительно глубже и интереснее, чем в опросах.

     Далее, среди методов, заимствованных у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Все документы можно условно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди последних особую группу составляют печатные издания - пресса. Поиск информации в официальных документах можно вести по-разному. Можно, например, сравнить между собой конкурирующие в печатных изданиях точки зрения по какому-то вопросу (скажем, по проблеме наркомании, или детской беспризорности). Можно составить рейтинг упоминаемых в прессе девиантологических проблем, или отдельно анализировать криминальную хронику. К официальным документам относится так же официальная статистическая информация.

     Личные  документы - это, прежде всего, дневники, письма и фотографии.  Изучение писем и фотографий позволяет реконструировать внутренний мир человека. В этом случае взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед исследователем в “чистом” виде.  Изучая личные документы, ученый получает бесценную возможность взглянуть на интересующие его проблемы глазами того, кого он изучает. Во вторую очередь (по информативности) к личным документам следует относить документы в буквальном смысле – свидетельства, удостоверения, характеристики и прочие.35

     Психологические методы. С помощью тестовых методик диагностируются преимущественно психические свойства, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, тогда как посредством опросных исследуются характерологические особенности, свойства личности, структура мотивации и т.д.

Эксперимент. Так называемый «классический эксперимент» состоит в следующем: объект подвергается воздействию каких-либо факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен. Опасности для исследователя здесь состоят в том, что возникает соблазн считать, что те изменения, которые он фиксирует, происходят именно из-за его воздействия, и такому исследователю не помешает вспомнить римскую юридическую мудрость: «После того» – не значит: «вследствие того». Это означает, что исследователю надлежит принимать во внимание иные факторы, кроме привнесенных им, а так же – учитывать возможное действие факторов остаточных, неучтенных. В этом смысле многие сравнительные эмпирические исследования, строго говоря, нельзя назвать экспериментом. Так, если сопоставляются те или иные свойства в группах, между которыми имеется очевидное качественное различие, то даже если эти свойства также окажутся достоверно разными, то все-таки останется не выясненным вопрос, что именно обусловило эти различия? Иногда такие исследования пытаются называть «констатирующим экспериментом», но это не верно.  Всякий эксперимент обязательно констатирует какой-нибудь факт (даже такой: «Ничего установить не удалось»),  – но не всякое исследование есть эксперимент, и некоторые из них могут называться лишь измерением – не более.36

     Наблюдение. Здесь ученый становится непосредственными участником тех процессов, которые он изучает. Погружаясь в изучаемую социальную реальность, глядя на события глазами участника, ученый способен проникнуть в специфику мироощущения интересующей его категории людей. Заметим, что обычно подобная информация исследователю оказывается недоступной, ведь проникнуть в суть жизненного мира какой-либо социальной группы, можно только “став своим” в ней. Особый интерес представляет этот метод для изучения замкнутых сообществ - профессиональных преступников, проституток, наркоманов, сект.37

     Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.38

     Самоотчеты  и самоописания. При изучении вопросов, связанных с отклоняющимся поведением, анализ таких источников может дать исследователю неоценимую информацию. Причем она может быть использована в трех наиболее широких аспектах:

- с диагностическими  целями по отношению к конкретному  индивиду;

- с диагностическими  целями, связанными с выявлением  в таких самоописаниях наиболее типичных черт, присущих этой категории людей;

- в терапевтическом  плане – как способ самоанализа.

     Так широко известны биографические описания наркоманов, по которым, согласно этой схеме, можно, во-первых,  проследить решающие  обстоятельства, склонившие их к вступлению на путь порока, и отношение к ним самого больного, выявить его индивидуальные механизмы психологической защиты, и т.п. Во-вторых, по таким описаниям можно составить эскиз типичной  «биографии наркомана», в состав которой, к примеру, в обязательном порядке включается наличие «друзей», спровоцировавших первую пробу, зачастую легко выявляется отрицание, как доминирующий механизм защитной мотивации, и т.д. В третьих, самоотчеты и дневники, особенно составляемые в ходе (или после) прохождения терапии сами по себе являются средством рефлексии больного – заявленное (и/или действительно имеющее место) в них новое отношение к себе и наркотикам, к своему будущему - как минимум служит для него ориентиром. Теперь после вербализации – особенно письменной – этого отношения больной будет неосознанно стремиться к соответствию новому ориентиру, новой «модели себя».

Заканчивая  разговор о методах, следует сказать  о  различии между методами качественными и количественными. Они особенно эффективны в больших масштабах - когда нужно отразить состояние больших групп людей или наиболее общие закономерности.  К этим методам относятся в первую очередь опросы, формализованные интервью и анализ официальных документов.

    Качественные  методы более глубоки, и  нацелены на обнаружение особенного. Исследователь пытается выявить смысл, который люди вкладывают в свое поведение и в свои переживания. Обработка данных, собранных с помощью качественных методов подразумевает их содержательную интерпретацию. Помимо этого, правда, может быть осуществлен статистический анализ встречаемости каких-либо содержательных категорий – так происходит индуктивный переход от единичного, особенного - к общему, типичному.39

    2.2.Особенности  социальной работы  с детьми девиантного  поведения за рубежом.

 

    Для более подробного изучения профилактики и методов борьбы с девиантным поведением, я думаю, стоит обратиться к зарубежному опыту социальной работы. Анализ заграничных методик поможет лучше понять подходящие способы борьбы с девиациями в России.

Голландия.40 Все правонарушения проверяются в полиции по следующим критериям:

    1. величина нанесенного ущерба не должна превышать определенной суммы (примерно тысячу долларов);

    2. если это второе правонарушение, то оно должно быть совершено  не ранее, чем через год после  первого;

    3. третье правонарушение исключает  возможность участия подростка в проекте Halt.41 В этом случае участие в программе возможно только по решению органов юстиции.

    Если  правонарушение удовлетворяет этим критериям, то материалы по подростку  из полиции направляются в бюро Halt. Работник бюро выступает в качестве посредника, пытаясь найти компромисс между родителями подростка, потерпевшим и прокуратурой. Подросткам предлагается несколько вариантов устранения последствий правонарушения, договоренность оформляется документально, и бюро следит за его выполнением всеми сторонами. В случае отказа дается ход протоколу о правонарушении.

    Согласно  договору подросток обязан: принести извинения потерпевшим, возместить ущерб, посещать мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности. Наиболее распространенными способами возмещения причиненного ущерба являются:

    • прямое устранение результатов правонарушения (мытье, покраска стен);

    • работа в организации, которой нанесен  урон (например, в магазине);

    • возмещение ущерба деньгами, заработанными  самим подростком на общественных ра ботах (например, за повреждение автомобиля).

    4. Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) – работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу.

    Этот  проект работает по следующим направлениям:

    1. помощь подросткам, обучающимся в обычной школе, но потерявшим с ней всякие связи;

    2. помощь подросткам, не потерявшим  связи со школой, но налицо  признаки дезадаптации (отставание в учебе, высокий уровень конфликтности);

    3. специальная школа для подростков, которые вследствие разных причин не могут вернуться к регулярным занятиям в обычной школе.

    Например, в комплексе PPI в северном районе Амстердама постоянно работают, исключая администрацию и технический персонал, социальный работник, два психолога, четыре ортопеда, деятельность которых сродни деятельности нашего освобожденного классного руководителя, учителя-предметники, мастера производственного обучения. Всего в бюро работает 22 сотрудника.

    Работа  указанного проекта имеет и свои проблемы. Например, педагоги считают, что целесообразно сконцентрировать социальных работников и психологов, работающих в штатах школ, в PPI. Работа непосредственно в школах должна вестись на договорных началах между PPI и директорами школ. Проблема в том, что труд социальных работников и психологов в школах оплачиваются министерством образования, а работа с детьми, бросившими школу в PPI – министерством по делам молодежи.

    5. Проект Family First (FF) – работа с неблагополучными  семьями, относительно которых органами власти решается вопрос о лишении родительских прав. Как правило, это неполная семья, в которой мать (обычно не голландского происхождения) ведет асоциальный образ жизни. Представители власти, курирующие эту семью, принимают решение о лишении матери родительских прав и подготавливают документы. Но, прежде чем дать

    делу  ход, предлагают матери сотрудничество с социальным работником, работающим по проекту FF. Исключение составляют критические случаи, угрожающие жизни детей. Решение работать по проекту принимается матерью добровольно. Когда местные власти, контролирующие результат

Информация о работе Девиантное поведение детей как проблема социальной работы