Дети с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования:

Изучить личностные особенности подростков с девиантным поведением.

Задачи исследования:

1. Изучить имеющуюся по данной теме литературу.

2. Выявить личностные особенности подростков с девиантным поведением в гендерном аспекте.

3. Выявить личностные особенности подростков с правопослушным поведением в гендерном аспекте.

4. Сравнить личностные особенности подростков с девиантным и правопослушным поведением.

Работа содержит 1 файл

курсовая по пед. псих..docx

— 51.05 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 
 

    Актуальность  темы:

    Каждому обществу свойственны такие формы  социальных отклонений и в тех  масштабах,  какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования –  социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени  сплоченности социальных групп.

    Девиантное  поведение (ДП) вообще - понятие весьма  неопределенное. Даже в попытках строже очертить его границы содержатся противоречия, сводящие эти попытки на нет. Так, под ДП понимаются: поступки, действия, несоответствующие официально установленным или фактическим сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям). Количество школьников, которые определяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

    Отклоняющееся поведение - система поступков или  отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

    Данная  проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве». В нем записано, что профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

    Типичными проявлениями девиантного поведения  являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, протекающие с семейной, школьной дезадаптацией, трудностями общения. Сами по себе они не являются основанием для диагностического заключения.

Объект  исследования: девиантное поведение.

Предмет исследования: личностные особенности подростков с девиантным поведением.

Цель  нашего исследования:

Изучить личностные особенности подростков с девиантным поведением.

Задачи исследования:

1. Изучить  имеющуюся по данной теме литературу.

2. Выявить личностные особенности подростков с девиантным поведением в гендерном аспекте.

3. Выявить  личностные особенности подростков  с правопослушным поведением  в гендерном аспекте. 

4. Сравнить  личностные особенности подростков  с девиантным и правопослушным  поведением.

Гипотеза исследования:

    Можно предположить, что, подростки с девиантным поведением обладают личностными особенностями:  
 
 
 
 

Методологическая  основа:

     исследования являются субъектно-деятельностный и бытийный подходы к изучению личности (Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина), определяющие личность как систему, способную к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию в различных сферах своего взаимодействия с миром, как субъект организации пространств своего бытия; гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш.Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская–Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.

     В работе использовались следующие  психодиагностические методы: методика определения психологического пола О.Г. Лопуховой; методика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я); тест уровня субъективного контроля Дж. Роттера; методика диагностики индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Понамарёвой.

     Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими  предпосылками, а также целями и  задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Методики:

  1. Теоретический анализ литературы
  2. 16-факторный опросник Кеттелла;
  3. Методика Лири.
  4. Методы математической статистики: угловой анализ Фишера.

Выборка:

    В нашем исследовании приняли участие дети с девиантным поведением, состоящие на учете в ОДН (в количестве 20 человек, возраста 16 лет). И правопослушные дети (в количестве 20 человек, 16 лет). Исследование проводилось в гендерном аспекте.

Оглавление 
 

Введение ……………………………………………………………………..2

Глава 1. Психологическая характеристика девиантного

               поведения……………………………………………..

    1. Психические основы девиантного поведения……………………
    2. Основные причины девиантного поведения…………………….
      1. Наркомания…………………………………………………..
      2. Пьянство и алкоголизм…………………………………….
      3. Проституция………………………………………………..
      4. Суицидное поведение……………………………………..
      5. Девиантное поведение на почве сексуальных

        заболеваний……………………………………………….

    1. Правонарушения…………………………………………………..
    2. Социальный контроль над девиантным поведением……………

Глава 2. Исследование личностных особенностей подростков с

               девиантным и правопослушным  поведением………………

    2.1 Описание выборки и методов исследования……………………

    1. Описание результатов исследования личностных особенностей подростков с девиантным поведением……………………………
    2. Описание результатов исследования личностных особенностей подростков с правопослушным поведением……………………
    3. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с девиантным и правопослушным поведением…………………

Заключение…………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………….. 
 
 
 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

 

          Оценка любого поведения  подразумевает его сравнение  с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся  от нормы поведение часто называют девиантным.

    Основные  виды девиантного  поведения

          Девиантное поведение  подразделяется на две группы

        1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

        2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

    К основным субъектам девиантного  поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами  психической патологией и склонных  на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

        Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

    Акцентуированные  характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.

    Психические расстройства в виде акцентуаций  возникают у молодых людей  по ряду причин:

        1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что  к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах -  алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

        Особенно  провоцирует появление ранее  скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.

        2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.

        3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. 1

    Личностные  расстройства

    Отчуждение  – проявляется в том, что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.
 

    Деперсонализация – имеет место, когда отчуждается само «я», утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем. 

    Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:

              Локус контроль –  человек приписывает себе или  другим ответственность за важнейшие  события или наоборот, человек  считает, что его жизнь зависит  от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых  формах депрессии мнимое чувство  вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может  привести к суицидальным попыткам;

              Бред физического  недостатка, который возникает в  период полового созревания   преимущественно   у   девочек.   Эти переживания,   как правило,  
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1 П.Д. Павленок Основа социальной  работы: Учебник М:1998 –  265 с.

        Связаны с внешностью и широко варьируются  от веснушек до полноты или      худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.

              Синдром философской  интоксикации. Интерес молодых к  проблемам бытия – явление  вполне нормальное. Однако у части  молодых людей этот интерес принимает  уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы  переустройства мира. Часто их увлекают такие  таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.

Информация о работе Дети с девиантным поведением