Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:20, курсовая работа
Цель нашего исследования:
Изучить личностные особенности подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся по данной теме литературу.
2. Выявить личностные особенности подростков с девиантным поведением в гендерном аспекте.
3. Выявить личностные особенности подростков с правопослушным поведением в гендерном аспекте.
4. Сравнить личностные особенности подростков с девиантным и правопослушным поведением.
Актуальность темы:
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп.
Девиантное поведение (ДП) вообще - понятие весьма неопределенное. Даже в попытках строже очертить его границы содержатся противоречия, сводящие эти попытки на нет. Так, под ДП понимаются: поступки, действия, несоответствующие официально установленным или фактическим сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям). Количество школьников, которые определяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве». В нем записано, что профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, протекающие с семейной, школьной дезадаптацией, трудностями общения. Сами по себе они не являются основанием для диагностического заключения.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: личностные особенности подростков с девиантным поведением.
Цель нашего исследования:
Изучить личностные особенности подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Изучить
имеющуюся по данной теме
2. Выявить личностные особенности подростков с девиантным поведением в гендерном аспекте.
3. Выявить
личностные особенности
4. Сравнить
личностные особенности
Гипотеза исследования:
Можно
предположить, что, подростки с девиантным
поведением обладают личностными особенностями:
Методологическая основа:
исследования являются субъектно-деятельностный и бытийный подходы к изучению личности (Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина), определяющие личность как систему, способную к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию в различных сферах своего взаимодействия с миром, как субъект организации пространств своего бытия; гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш.Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская–Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.
В работе использовались следующие психодиагностические методы: методика определения психологического пола О.Г. Лопуховой; методика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я); тест уровня субъективного контроля Дж. Роттера; методика диагностики индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Понамарёвой.
Система
методов, применяемых в исследовании,
была определена его исходными
Методики:
Выборка:
В нашем исследовании приняли участие дети с девиантным поведением, состоящие на учете в ОДН (в количестве 20 человек, возраста 16 лет). И правопослушные дети (в количестве 20 человек, 16 лет). Исследование проводилось в гендерном аспекте.
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Психологическая характеристика девиантного
поведения……………………………………………..
заболеваний……………………………………………….
Глава 2. Исследование личностных особенностей подростков с
девиантным и правопослушным поведением………………
2.1 Описание выборки и методов исследования……………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………..
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.
К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.
Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:
Акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.
Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:
1. Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.
Особенно
провоцирует появление ранее
скрытой акцентуации или
2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление, ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.
3. Перестройка «Я-концепции». «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. 1
Деперсонализация
– имеет место, когда отчуждается само
«я», утрачивается ощущение собственного
тела, теряет смысл любая деятельность,
притупляются эмоции, безразличие берет
верх во всем.
Депрессия – состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия может протекать в различных формах:
Локус контроль – человек приписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот, человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам;
Бред физического
недостатка, который возникает в
период полового созревания преимущественно
у девочек. Эти переживания,
как правило,
1
П.Д. Павленок Основа |
Связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.
Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройства мира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные науки, а так же контакты с НЛО.