Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа
Цель исследования — раскрыть причины девиантного поведения детей и определить основные направления социальной работы по решению данной проблемы.
В cooтвeтcтвии c yкaзaннoй цeлью пocтaвлeны cлeдyющиe иccлeдoвaтeльcкиe зaдaчи:
Изучить феномен девиантного поведения детей;
Рассмотреть теории девиантного поведения детей;
Определить виды девиантного поведения детей;
Изучить особенности девиантного поведения детей;
Рассмотреть основные направления социальной работы с детьми девиантного поведения;
Раскрыть методы изучения отклоняющегося поведения;
Проанализировать особенности социальной работы с детьми девиантного поведения за рубежом;
Рассмотреть особенности социальной работы с детьми девиантного поведения в современной России.
Bвeдeниe 3
Глава I.Девиантное поведение детей. 9
1.1.Теории девиантного поведения. 9
1.2. Типы девиантного поведения. 16
1.3.Виды девиантного поведения. 20
1.4. Особенности девиантного поведения детей. 27
Глава II. Основные направления социальной работы с детьми девиантного поведения. 35
2.1. Методы изучения отклоняющегося поведения. 35
2.2.Особенности социальной работы с детьми девиантного поведения за рубежом. 40
2.3. Особенности социальной работы с детьми девиантного поведения в современной России. 47
Заключение. 55
Списoк литepaтypы 58
ФEДEPAЛЬHOE AГEHСTBO ПO OБPAЗOBAHИЮ
ФEДEPAЛЬHOE ГOСУДAPСTBEHHOE OБPAЗOBATEЛЬHOE УЧPEЖДEHИE BЫСШEГO ПPOФEССИOHAЛЬHOГO OБPAЗOBAHИЯ
«POССИЙСKИЙ ГOСУДAPСTBEHHЫЙ УHИBEPСИTET TУPИЗMA И СEPBИСA»
(ФГOУBПO
«PГУTиС»)
Фaкyльтeт пpaвa и сoциaльныx кoммyникaций
Псиxoлoгии и сoциaльнoй paбoты
KУPСOBAЯ PAБOTA
Пo дисциплинe: Teopия сoциaльнoй paбoты
Ha тeмy:
Девиантное поведение детей как проблема социальной работы.
Bыпoлнилa стyдeнткa гpyппы СДБ 09-1
oчнoй фopмы oбyчeния
Toлмaчeвa Oльгa Oлeгoвнa
№ зaчeтнoй книжки: 09/74
Pyкoвoдитeль:
KСH Moзгoвaя Taтьянa Mиxaйлoвнa
Дaтa сдaчи: «____»________20__г.
Дaтa зaщиты: «___» ________20__г.
Oцeнкa:_______________________
2011г.
Содержание
Bвeдeниe
Актуальность исследования.
В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени. Интерес к обозначенной теме обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. «Шок будущего»1— не выдумка науки, в наше время он хорошо известен и взрослым, и детям, и целому обществу. Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать свое время, более того, у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени.
Особую остроту эта проблема приобретает в настоящее время — время кризиса официальных структур, традиционно организующих досуг молодежи. Перевод этой проблематики в план саморегуляции и самоорганизации представляется практически наиболее важным. Научный анализ условий формирования ценностного отношения ко времени, развития установки на сознательное построение собственной жизни детьми и подростками могут обогатить и педагогический процесс. В работе обосновывается положение, характеризующее самоорганизацию времени жизни как необходимое новообразование, способствующее развитию личности как субъекта своей жизнедеятельности. По-моему, профилактика девиантного поведения должна строиться на конструктивном формировании самоорганизации времени жизни детей и подростков, что, в свою очередь, требует развернутого процесса актуализации смыслообразования.
С
моей точки зрения, девиантное поведение
есть результат неуспешного
Степень научной разработанности. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — детская девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение детей представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории2 Э. Кречмера3, Ч. Ломброзо4, У. Шелдона5; психоаналитические теории6 3. Фрейда7, К. Юнга8, Э. Эриксона9; теории аномии10 Э. Дюркгейма,11 Р. Мертона12; культурологические теории13, Э. Сатерленда14; теория социального научения15 А. Бандуры16; теория стигматизации17 Г. Беккера18; конфликтологическая теория19 О. Тура; синтезированный подход20 Н. Смелзера21; социально-психологический подход22 С. Линга, Р. Харре23. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии24 B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой25; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Значительный
вклад в изучение девиантного
поведения детей внесли работы авторов,
исследующих отдельные аспекты этого
явления.
Как нарушение процесса социализации
девиантное поведение рассматривается
такими известными российскими учеными,
как Б.Н. Алмазов26, С.А. Бе-личева27,
Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В.
Мудрик, И.А. Невский.
Проблеме проявления девиантных форм
поведения у детей, вызванных неблагоприятным
положением ребенка в системе внутрисемейных
отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой,
Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко,
И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой,
В.А. Ле-лекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко28,
Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, ЯЛ.
Рыбцовой, ЛЛ. Рубиной, В.В. Солодовникова,
В.Т. Шапко.
Влияние школьной среды в процессе социализации
детей, а также ее роль в профилактике
отклоняющегося поведения учащихся, представлены
в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева,
Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, Н.А. Невского,
В.Г. Степанова.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема детских девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.
Oбъeкт исследования: девиантное поведение детей.
Пpeдмeт исследования: причины и факторы обуславливающие девиантное поведение и меры направленные на профилактику и преодоление девиантного поведения детей.
Цель исследования — раскрыть причины девиантного поведения детей и определить основные направления социальной работы по решению данной проблемы.
В cooтвeтcтвии c yкaзaннoй цeлью пocтaвлeны cлeдyющиe иccлeдoвaтeльcкиe зaдaчи:
Paбoтa нaпpaвлeнa нa выявлeниe тaкoгo сoциaльнoгo явлeния, кaк девиантное поведение дeтeй.
Глава I.Девиантное поведение детей.
1.1.Теории девиантного поведения.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.
В современном обществе наиболее существенные нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Социологи обычно занимаются той категорией правонарушителей, которые преступают закон, так как они представляют собой угрозу для общества. Самое главное - понять причины девиантного поведения, найти теории, объясняющие эти процессы.
Биологические теории
Самые
первые теории на сей счет носили биологический
характер: некоторые люди плохи от рождения,
имеют врожденные личностные изъяны, которые
стимулируют их антиобщественное поведение,
не дают возможность сдерживать низменные
потребности. В конце прошлого века итальянский
психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию
врожденного преступника.29
Годы тщательных наблюдений и измерений
в тюрьмах убедили ученого, что наиболее
серьезные, злобные и упорствующие преступники
(по его оценке, до одной трети) были врожденными
преступниками, то есть недоразвитыми
людьми, напрямую связанными с нашими
примитивными предками. Врожденный преступник
- атавистическое существо, которое репродуцирует
в своей личности свирепые инстинкты примитивного
человека, например убийство себе подобных,
каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден,
что вследствие генетических особенностей
врожденные преступники не могут обуздать
свои инстинкты. Исправить этих людей
практически невозможно. Общество может
защититься от них лишь только заперев
их под замок.
Ч. Ломброзо и его ученики представили
огромное количество доказательств в
поддержку своей теории. Они утверждали,
что уголовники имеют тенденцию больше
походить на обезьяну, у них ненормальная
челюсть, плоский нос, реденькая бородка,
пониженная чувствительность к боли, длинные
руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась
в том, что он не произвел обмеры обычных
людей. Это сделал британский врач Чарльз
Горинг и нашел такие же физические отклонения
у людей, которые не были никогда преступниками.
Однако попытки подвести биологическую
основу под oбщую теорию преступности
продолжались в течение практически всего
XX столетия. Американский врач Уильям
Шелдон30 подчеркивал важность изучения
строения тела человека для прогнозирования
его поведения. Он считал, что у собак отдельных
пород имеется склонность следовать определенному
типу поведения: такса, борзая, лайка. Так
же и у людей: определенное строение тела
означает определенные личностные качества.
У.
Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны
к девиантному поведению, нарушению
законов люди со строением мезоморфов.
В последнее время биологические объяснения
девиантного поведения фокусируются на
аномалиях половых хромосом. Известно,
что нормальная женщина обладает двумя
хромосомами типа X, а мужчины ХУ. Но у отдельных
людей имеются дополнительные хромосомы
типов X или У. У мужчин, имеющих дополнительную
хромосому типа У, наблюдается тяжелая
психопатичность и для них характерна
повышенная девиантность. Все они отличаются
относительно низким интеллектуальным
уровнем. Может быть, именно поэтому они
чаще попадаются, чем имеющие нормальный
набор хромосом и более сообразительные?
Уолтер Гоув
разработал теорию половых и возрастных
факторов. По наблюдению Гоува, фактически
большинство нарушений, включающих
серьезный риск или требующих физических
сил, совершается молодыми людьми. Число
таких преступлений резко снижается после
30 лет.
Возраст арестованных за убийства, изнасилования,
разбойные нападения чаще всего составляет
18-24 года, на втором месте стоит возрастная
группа 13-17 лет, а лишь на третьем месте
- 25-30 лет. После 30 лет количество арестованных
за такие преступления резко снижается.
Как для мужчин, так и для женщин характерно
снижение числа правонарушений при переходе
от юности к взрослости. Правонарушения,
где требуется физическая сила, большой
риск, совершают в основном мужчины. Эта
тенденция характерна для всех стран.
Только несколько процентов женщин арестованы
за грабежи, разбойные нападения при отягчающих
обстоятельствах, убийства. И наоборот,
женщины составляют значительный процент
арестованных за подлоги, мошенничества,
хищения, растраты, магазинное воровство.
В Канаде и США количество женщин, арестованных
за имущественные преступления, более
чем в два раза превышает количество арестованных
за насильственные преступления. Исследователи
также обнаружили, что атлетическое телосложение
благоприятствует совершению вооруженных
нападений, грабежей. Вот почему, наверное,
снижаются преступления после 30 лет (пик
физических возможностей мужчины приходится
на возраст 28-30 лет). Правда, люди остаются
сильными и после 30 лет, но не хватает энергии
и выносливости. Одним словом, когда одни
завоевывают олимпийские медали, другие
заняты вооруженными нападениями и грабежами.
Те и другие сходят с выбранной стези после
30 лет. Конечно, некоторые преступники
действуют и после своего пика физической
формы, но общая тенденция именно такова.
Теория аномии
Важное
место в объяснении причин девиантного
поведения занимает теория аномии (разрегулированности).
Эмиль Дюркгейм использовал такой
подход в своем классическом исследовании
сущности, причин самоубийств.31Он
считал главной причиной самоубийств
явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм
подчеркивал, что социальные правила играют
основную роль в регулирования жизни людей.
Нормы управляют их поведением, люди знают,
что можно ожидать от других и чего ждут
от них. Во время кризисов, войн, радикальных
социальных изменений жизненный опыт
мало помогает. Люди испытывают состояние
запутанности и дезорганизованности.
Социальные нормы разрушаются, люди теряют
ориентиры - все это способствует девиантному
поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и
подвергалась критике, его основная мысль
о том, что социальная дезорганизация
является причиной девиантного поведения,
считается общепризнанной.
Нарастание социальной дезорганизации
не обязательно связано с экономическим
кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться
при высоком уровне миграции, что приводит
к разрушению социальных связей. Обратите
внимание, что уровень преступности всегда
выше там, где существует высокая миграция
населения, например в новых городах Тюменского
Севера. Теория аномии была развита в работах
некоторых других социологов. Были, в частности,
сформулированы идеи о социальных обручах,
то есть уровне социальной (оседлость)
и моральной (степень религиозности) интеграции,
теория структурной напряженности, социального
инвестирования и некоторые другие.
Информация о работе Девиантное поведение детей как проблема социальной работы