Социальная работа с девиантной молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

Актуальность. Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным. Из-за отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте ещё не сформировано стойкое мировоззрение, лично

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 68.22 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность. Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным. Из-за отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте ещё не сформировано стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. Интернет, телевидение, да и любые компании друзей или малознакомых людей могут повлиять на психику подростков. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими. Ещё одним фактором развития девиантного поведения является то, что в настоящее время легко можно достать не только спиртную и табачную продукцию, но и различные наркотические вещества. Огромными темпами растёт преступность среди молодежи. Из этого всего следует увеличение уровня распространения ВИЧ-инфекции и других заболеваний среди подростков и молодежи, и как следствие сокращается количество здоровых в физическом и психическом плане молодых людей. Статистика показывает, что наиболее криминальной частью населения сегодня являются подростки. Поэтому не случайно, что в настоящее время особую актуальность приобретает социальная работа именно с данной категорией населения.

Интересно то, что основной причиной девиантного поведения молодёжи специалисты выделяют неорганизованность её досуга.

Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный  вакуум. Происходит утрата нравственных ценностей. Молодежь быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Он стал сугубо потребительский:  просмотр фильмов, прослушивание дисков и т.д. С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. "От нечего делать" сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств , употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, "принадлежащие сами себе", склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Из этого  всего следует, что необходимо принять меры  по искоренению этой проблемы, так как на практике видно, что социальная работа с девиантной молодёжью проводится не в таком количестве, как хотелось бы, и не везде проводятся мероприятия для «такой» молодёжи.

Изученность. В настоящее  время среди исследователей наблюдается  повышенный интерес к  проблеме  девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина – психология девиантного поведения. Также изучаются различные причины, виды и подходы отклоняющегося поведения, как отечественными учёными , так и зарубежными (например, Н. Дж. Смелзером,  Р. Мертоном, Я.И. Гилинским).

Также достаточно определений  социальной работы, молодёжи, но конкретно  изучению именно социальной работы с  молодёжью, чьё поведение отклоняется  от социальных норм, по-моему мнению, недостаточно.

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание понятия и сущность социальной работы с девиантной молодёжью.

    1. Основные подходы к изучению проблем социальной работы с молодёжью.

Для начала нужно рассмотреть  понятия социальной работы. Курбатов, Альперович,  Циткилов и другие дают такие определения: в самом широком толковании - социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства.

А в более узком смысле это общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную  защищённость личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту его маргинальных слоёв. В задачи социальной работы включены: адаптация клиентов в обществе; создание условий для самоутверждения представителей «слабых» групп; диагностика социальных и личностных проблем; социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся; консультирование клиентов в социальных службах; социальная реабилитация  и терапия; социальный надзор и социальное попечительство; социальное проектирование и экспертиза социальных проектов; посредничество по определённому кругу вопросов между клиентами и различными организациями; инновационная деятельность в области социальной работы.

Социальную работу можно  определить и как специфическую  форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения.

Она проделала большой  исторический путь от личной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к научной  или организованной филантропии, а  затем и к признании ответственности  общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность  работы специальных профессиональных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте  и интуиции, к профессиональной деятельности.

 Также социальная работа может быть охарактеризована следующим образом:

1) Вид социальной деятельности, направленный на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказания помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путём изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

2) Теория, изучающая способы  и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъективности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и  объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Отличительной чертой социальной работы как науки является то, что она получила своё собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также в потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3) Учебная дисциплина  многоуровнего характера; она  преподаётся в высших, средних специальных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников  социальной сферы. Её цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивой установкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий.

Все понятия социальной работы отражают её сущность с разных сторон, но нас интересует социальная работа как профессиональная деятельность, так как она – одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения, в нашем случае именно с молодёжью.

Характер профессиональной деятельности требует от социального  работника знакомства с широким  кругом вопросов, начиная с организации  системы социального обеспечения  в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т.е. предполагающими  знание прикладной психологии, приёмами работы с клиентами.

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:1) социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2)социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.; 3)социальная работа с группой, причём группы могут классифицироваться: по возрасту, полу, по интересам или схожим проблемам. Часто социальным работникам приходиться иметь дело с группировками асоциального поведения или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, наркомания и т.д.).  В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения.

Одно из самых первых определений  молодёжи дали социологи С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский. Они рассматривая молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, культурные функции и подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. По их мнению, существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе. В. Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”.

Под молодежью в настоящее  время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет  включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

Информация о работе Социальная работа с девиантной молодёжью