Девиантное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.


Задачи:


1. Определить понятие и виды девиантного поведения.


2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.


3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.


4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

Содержание

Введение


1. Понятие и причины девиантного поведения


2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению


3. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением


Заключение


Использованная литература

Работа содержит 1 файл

дев.поведение.рефет.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

Девиантное поведение детей и подростков.

Введение 

1. Понятие  и причины девиантного поведения 

2. Причины  девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению 

3. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением 

Заключение 

Использованная  литература

Введение 

Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет  к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом. 

За последние  пять лет в Республике Татарстан  количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 11,8%. Причем в структуре  подростковой преступности резко возросло число насильственных и корыстно-насильственных преступлений, таки как убийства, кражи, грабежи и разбои [4; 39].  

За 9 месяцев 2003 г. в нашей республике несовершеннолетними  было совершенно 2884 преступления, в  которых в общей сложности  принимали участие 2415 подростков. За совершение различных правонарушений на профилактический учет в ОВД сотрудниками милиции было поставлено 7561 несовершеннолетних. В Центр временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей МВД Республики Татарстан были направлены 367 безнадзорных, беспризорных подростков-правонарушителей, 315 – в социально-реабилитационные центры, 360 – в социальные приюты. Из общего числа выявленных беспризорных и безнадзорных детей только 222 оказались  жителями других регионов [6; 90-91]. 

Рост  числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую –и приводя их к смертельному исходу. Если в 1990 г. в республике среди детей и подростков, погибших от самоубийств, было всего 2 подростка в возрасте моложе 15 лет, и 30 - в возрасте 15 – 19 лет, то в 2002 г. число подростков, покончивших с жизнью самоубийством, в возрасте до 15 лет стало уже 10, а в возрасте 15 – 19 лет – 61 [30; 84].  

Рост  числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления. 

Проблема  девиантного поведения подростков является пограничной областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии и т.д. В последние годы стала активно развиваться новая научная дисциплина – виктимология – отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как жертва социогенных и персоногенных воздействий [7; 91]. 

Исследования  в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями  роста противоправного поведения  детей и подростков и ростом семейного  неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей [18; 101].  

В связи  со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность. 

Объект  данной работы - дети с девиантным поведением.  

Предметом исследования является социальная работа с детьми с девиантным поведением, рассматриваемая как совокупность теоретических и практических подходов по снижению уровня детской девиантности. 

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с  детьми с девиантным поведением.  

Задачи: 

1. Определить  понятие и виды девиантного поведения. 

2. Проанализировать  основные причины детского и  подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению. 

3. Раскрыть  специфику форм и методов социальной  работы с детьми с девиантным поведением. 

4. Проанализировать  опыт социальной работы с детьми  с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах. 

В работе использовались методы системного, причинно-следственного  и сравнительного анализа, изучение практического опыта деятельности учреждений для детей с девиантным поведением. 

Структура данной работы состоит из введения, двух глав (первая – анализ теоретических  подходов, вторая – содержащая описание практического опыта), заключения и  списка использованной литературы. 

 

1. Понятие  и причины девиантного поведения

1.1. Содержание  понятия «девиантное поведение» и его виды  

Даже  в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается  достичь такого положения, когда  бы абсолютно все его члены  строго и повсеместно следовали  утвердившимся в нем нормам и  правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.  

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное [26; 199]. 

В широком  смысле, понятие «девиантное поведение» охватывает любые виды отклонений от социальных норм – и положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.).  

Объединяет  положительные и отрицательные  виды девиантного поведения то, что основой всех их выступают неадекватные способы взаимодействия человека с реальностью, ведущие к дезадаптации.  

В.Д.Менделевич выделят следующие характерные  дезадаптационные варианты взаимоотношений человека с реальностью: 

1. Осознанное  противодействие реальности, когда  индивид активно пытается разрушить  ненавистную ему действительность, изменить ее в соответствии  с собственными установками и  ценностями. При этом ответной  реакцией со стороны действительности  становится также противодействие,  изгнание или попытка изменить  индивида, подстроить его под  требования реальности. Такой противостоящий  вариант взаимоотношений человека  и реальности характерен при  криминальном и делинквентном поведении. 

2. Болезненное  противостояние реальности, обусловленное  признаками психической патологии  и психопатологическими расстройствами (в том числе, невротическими), когда окружающий мир воспринимается  враждебным в связи с субъективным  искажением его восприятия и  понимания. При таком противостоянии  у психически больного человека  данный способ противодействия  является единственным и вынужденным.  

3. Уход  от реальности, который осознанно  или неосознанно выбирают люди, расценивающие реальность негативно  или оппозиционно и считающие  себя неспособными адаптироваться  к ней.  

4. Игнорирование  реальности, проявляющееся в автономизации жизни человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. Важно, что при этом нет ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Как отмечает В.Д.Менделевич, такой способ взаимодействия с реальностью очень редок и встречается «лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области» [13; 136-137]. 

В зависимости  от способа взаимодействия с реальностью  и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов  девиантного поведения: 1) делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей [13; 137]. 

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека. 

Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.  

Поэтому на практике чаще используется более  узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.  

В случаях, когда девиантное поведение нарушает моральные и иные неправовые нормы, к нему применяются социальные санкции: общественное порицание, религиозное осуждение («анафема»), лечение и т.д. Если же девиантное поведение связано с нарушением правовых норм, то к нему применяются правовые санкции, вплоть до уголовного преследования. 

Таким образом, в узком смысле девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя [23; 652]. 

 

1.2. Причины  девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению 

Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.  

Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы и др.); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институализированными средствами их достижения [27; 432].  

Многие  западные исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают происходящий сегодня рост девиантного поведения среди подростков с усилением процесса деиндивидуализации, характерного для современного общества потребления и массовой культуры, где многие люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой.  

Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков