Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:09, реферат
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
3. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
Заключение
Использованная литература
Девиантное поведение детей и подростков.
Введение
1. Понятие
и причины девиантного поведения
2. Причины
девиантного поведения детей и подростков
и факторы, способствующие его преодолению
3. Формы
и методы социальной работы с детьми с
девиантным поведением
Заключение
Использованная литература
Введение
Современная
социально-психологическая
За последние
пять лет в Республике Татарстан
количество зарегистрированных преступлений,
совершенных
За 9 месяцев
2003 г. в нашей республике несовершеннолетними
было совершенно 2884 преступления, в
которых в общей сложности
принимали участие 2415 подростков. За
совершение различных правонарушений
на профилактический учет в ОВД сотрудниками
милиции было поставлено 7561 несовершеннолетних.
В Центр временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей
МВД Республики Татарстан были направлены
367 безнадзорных, беспризорных подростков-правонарушителей,
315 – в социально-реабилитационные
центры, 360 – в социальные приюты.
Из общего числа выявленных беспризорных
и безнадзорных детей только 222 оказались
жителями других регионов [6; 90-91].
Рост
числа и форм девиантного поведения
среди детей и подростков ведет не только
к неблагоприятным последствиям для общества,
но и для самих подростков, угрожая их
физическому и психическому здоровью,
а зачастую –и приводя их к смертельному
исходу. Если в 1990 г. в республике среди
детей и подростков, погибших от самоубийств,
было всего 2 подростка в возрасте моложе
15 лет, и 30 - в возрасте 15 – 19 лет, то в 2002
г. число подростков, покончивших с жизнью
самоубийством, в возрасте до 15 лет стало
уже 10, а в возрасте 15 – 19 лет – 61 [30; 84].
Рост
числа различных видов
Проблема
девиантного поведения подростков является
пограничной областью, находящейся на
стыке изучения многих научных дисциплин
– педагогики, социологии, философии,
психологии, криминологии, медицины, теории
социальной работы, культурологии и т.д.
В последние годы стала активно развиваться
новая научная дисциплина – виктимология
– отрасль психологии, исследующая феноменологию,
закономерности и механизмы деформированного
интерактивного культурогенеза, в результате
чего личность подростка с девиантным
поведением рассматривается как жертва
социогенных и персоногенных воздействий
[7; 91].
Исследования
в области правонарушений подростков
проводят прямую связь между тенденциями
роста противоправного
В связи
со всем вышесказанным изучение причин
подростковой девиантности, факторов,
способствующих ее преодолению и форм
и методов социальной работы с детьми
и подростками с девиантным поведением
приобретают все большую актуальность.
Объект
данной работы - дети с девиантным поведением.
Предметом
исследования является социальная работа
с детьми с девиантным поведением,
рассматриваемая как совокупность теоретических
и практических подходов по снижению уровня
детской девиантности.
Целью
данной работы является анализ основных
направлений социальной работы с
детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить
понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать
основные причины детского и
подросткового девиантного поведения
и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть
специфику форм и методов
4. Проанализировать
опыт социальной работы с
В работе
использовались методы системного, причинно-следственного
и сравнительного анализа, изучение
практического опыта
Структура
данной работы состоит из введения,
двух глав (первая – анализ теоретических
подходов, вторая – содержащая описание
практического опыта), заключения и
списка использованной литературы.
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание
понятия «девиантное поведение» и его
виды
Даже
в самом развитом, высокоорганизованном
и цивилизованном обществе не удается
достичь такого положения, когда
бы абсолютно все его члены
строго и повсеместно следовали
утвердившимся в нем нормам и
правилам, неукоснительно выполняя предписанные
им социальные роли. В любом обществе
всегда происходит какое-либо нарушение
этих норм, правил и ролей, с которыми общество
не может мириться. Такие социальные отклонения
называются отклоняющимся, или девиантным
поведением.
Девиантное
поведение бывает различных видов. По
форме своего проявления девиантное поведение
можно разделить на проявляющееся в открытой,
явной форме (например, хищения, хулиганство
и др. преступления), и в скрытой, латентной
форме (например, бюрократизм, подхалимство
и др.). Девиантное поведение можно также
разделить на индивидуальное и групповое,
а также на первичное и вторичное [26; 199].
В широком
смысле, понятие «девиантное поведение»
охватывает любые виды отклонений от социальных
норм – и положительные (геройство, самопожертвование,
выдающиеся творческие способности, альтруизм
и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм,
наркомания, суициды и т.п.).
Объединяет
положительные и отрицательные
виды девиантного поведения то, что основой
всех их выступают неадекватные способы
взаимодействия человека с реальностью,
ведущие к дезадаптации.
В.Д.Менделевич
выделят следующие характерные
дезадаптационные варианты взаимоотношений
человека с реальностью:
1. Осознанное
противодействие реальности, когда
индивид активно пытается
2. Болезненное
противостояние реальности, обусловленное
признаками психической
3. Уход
от реальности, который осознанно
или неосознанно выбирают люди,
расценивающие реальность
4. Игнорирование
реальности, проявляющееся в автономизации
жизни человека, когда он не принимает
в расчет требования и нормы реальности,
существуя в собственном узкопрофессиональном
мире. Важно, что при этом нет ни столкновения,
ни противодействия, ни ухода от реальности.
Как отмечает В.Д.Менделевич, такой способ
взаимодействия с реальностью очень редок
и встречается «лишь у небольшого числа
повышенно одаренных, талантливых людей
с гиперспособностями в какой-либо одной
области» [13; 136-137].
В зависимости
от способа взаимодействия с реальностью
и нарушения тех или иных норм
общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов
девиантного поведения: 1) делинквентное,
2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое,
4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей
[13; 137].
Делинквентное
поведение - это поведение, нарушающее
социальные и правовые нормы. Под аддиктивным
поведением понимается такое поведение,
при котором происходит изменение психического
состояния посредством приема психоактивных
веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию
внимания на развитие и поддержание интенсивных
эмоций (например, религиозный или спортивный
фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг,
т.е. патологическая склонность к азартным
играм и т.д.). Патохарактерологический
вид девиации обусловлен процессом воспитания,
психопатологический – проявлениями
психических заболеваний. Особым видом
девиантного поведения являются девиации,
обусловленные гиперспособностями человека.
Среди
всех этих видов девиантного поведения
первый – делинквентное поведение, в крайних
своих формах являющееся уголовно наказуемым
деянием, наиболее часто становится в
центр общественного внимания.
Поэтому
на практике чаще используется более
узкий смысл понятия
В случаях,
когда девиантное поведение нарушает
моральные и иные неправовые нормы, к нему
применяются социальные санкции: общественное
порицание, религиозное осуждение («анафема»),
лечение и т.д. Если же девиантное поведение
связано с нарушением правовых норм, то
к нему применяются правовые санкции,
вплоть до уголовного преследования.
Таким
образом, в узком смысле девиантное
поведение – это поведение, которое рассматривается
как отклонение от групповых норм и приводит
к соответствующим принудительным социальным
и правовым санкциям: к изоляции, принудительному
лечению, исправлению и наказанию нарушителя
[23; 652].
1.2. Причины
девиантного поведения детей и подростков
и факторы, способствующие его преодолению
Как правило,
девианты – это люди с неадекватной социализацией,
т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности
и социальные нормы общества, особенно
– в детском и подростковом возрасте.
Причины
девиантного поведения определяются неоднозначно.
Психологи сосредотачивают свое внимание
на личностных, психологических отклонениях
и дезорганизациях (неврозы, психозы и
др.); социологи – на отклонениях социальных
групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм
связывал девиантное поведение со слабостью
и противоречивостью социальных норм
и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между
социокультурными целями и социально
одобряемыми институализированными средствами
их достижения [27; 432].
Многие
западные исследователи (Густав Ле Бон,
Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер)
связывают происходящий сегодня рост
девиантного поведения среди подростков
с усилением процесса деиндивидуализации,
характерного для современного общества
потребления и массовой культуры, где
многие люди утрачивают свою индивидуальность
и сливаются с толпой.