ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
……………………………………………………………….………
3
Глава I. Определение
понятия «девиантное поведение». Относительность
девиации ……………………………………………………………..
5
Введение
Наш мир существует исключительно
потому, что действия огромного
числа людей согласуются. Для
этого необходимо понимать, кто,
что и когда должен делать.
Условием организованной социальной
жизни является наличие между
людьми неких соглашений, выражаемых
в нормах. Без норм взаимодействия
в социальной группе были бы
невозможны. Однако поведение людей
далеко не всегда соответствует
общепринятым ценностям и нормам.
Подобное поведение будет рассматриваться
как девиантное.
Понятие девиации очень давно
и тщательно рассматривается
учеными всего мира. На эту
тему написано множество научных
трудов, но, несмотря на это, проблема
девиантного поведения была и
остается одной из важных проблем
любого цивилизованного общества.
Актуальность данной темы заключается
еще и в том, что кризисные
ситуации во многих сферах
общественной жизни неизбежно
приводят к увеличению девиаций.
Растет насильственная и корыстная
преступность, алкоголизация и наркотизация
населения, особенно подростков,
суицидальное поведение. В этих
условиях повышается спрос на
социальную поддержку, профессиональную
помощь социальных служб. Поэтому
девиантное поведение поставлено
в центр внимания специалистов
по социальной работе, социологов,
психологов, медиков.
В связи с этим в данном
исследовании производится попытка
ответить на ряд важных вопросов.
Какое определение дают различные
авторы понятию «девиация»? На
чем основывается их мнение? Девиантное
поведение: благо или зло? Что
является причиной подобного
поведения?
Обзор литературы показал, что
данная тема в полной мере
еще не раскрыта. Существует много
различных подходов к анализу
девиантного поведения. Каждый
освещает лишь какой-то один
аспект, но нет комплексной концепции.
Поэтому данная тема нуждается
в дальнейшем изучении.
Целью предпринимаемого исследования
является попытка изучить различные
подходы к проблеме девиации,
выявить причины отклоняющегося
поведения, основываясь на теориях исследователей.
Основную задачу можно сформулировать
как определение сущности понятия «девиация»,
выявление так называемых «групп риска»
- социальных групп, наиболее подверженных
опасности маргинализации, попытка анализа
с этой точки зрения ситуации в нашей стране.
За рамки курсовой работы выходят вопросы,
которые касаются подробного рассмотрения
форм девиантного поведения, а также изучения
методов, используемых для предотвращения
девиантного поведения. Эти вопросы требуют
дополнительного исследования.
В процессе работы использовались
учебники по социологии под
редакцией Ю. Г. Волкова, сборник
материалов международной конференции
«Девиация и делинквентность:
социальный контроль» под редакцией
З. Х. Саралиевой, содержащий материалы
социологических исследований на данную
тему. Кроме основной литературы использовались
статьи научных журналов.
Данная курсовая работа состоит
из двух глав. В главе I дается
определение понятия девиации с различных
точек зрения, рассматривается относительность
этого явления, позитивные и негативные
формы. Девиация, в общем случае, - это нарушение
социальных норм. Первая глава заканчивается
рассмотрением вопроса, что такое социальная
норма. А в главе II данного исследования
выясняется, почему же эти нормы нарушаются,
то есть анализируются причины девиантного
поведения. Кроме того, во второй главе
кратко рассматривается современное положение
в нашей стране. Это проводится для того,
чтобы попытаться выявить уникальные,
характерные только для России причины
отклоняющегося поведения и формы его
проявления.
Глава I
Определение
понятия «девиантное поведение».
Относительность девиации
Понятие девиации давно разрабатывается
различными учеными. Традиционно
преобладает отрицательная для
отечественной литературы оценка
девиантного поведения. Девиация
в переводе с латыни – отклонение
от дороги1. Это понятие пришло
в социальное знание из технической науки,
изучающей изменение направления движения
объекта, его отклонение от заданной траектории,
которое вызывается внешними обстоятельствами
или случайными причинами. До начала 70-х
г.г. в бывшем СССР отклоняющееся поведение
изучалось преимущественно в рамках социальных
дисциплин: криминологии, наркологии,
суицидологии и т.д. Исследования, нацеленные
на изучение девиантного поведения как
социального явления, впервые стали практиковаться
в Ленинграде в конце 60-х – начале 70-х годов.
У истоков нового направления стояли В.
С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточник.
Наибольший вклад в его развитие внесли
Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцев. В связи с
этим мы сегодня можем дать следующее
определение данного понятия. Девиантное
поведение – это поступок, деятельность
человека, не соответствующие официально
установленным или фактически сложившимся
в данном обществе нормам, стереотипам
и образцам поведения2.
Одной из первых научных концепций,
объясняющих девиантное поведение,
была теория аномии французского
социолога Э. Дюркгейма (1858-1917). Его принято
считать основоположником социологии
девиантности и социального контроля.
Аномия – это общественное состояние,
которое характеризуется разложением
системы ценностей, обусловленных кризисом
всего общества, его социальных институтов,
противоречием между провозглашенными
целями и невозможностью их реализации
для большинства3. То есть данным
понятием характеризуется распад норм,
регулирующих социальное взаимодействие,
в результате чего люди теряют ориентацию
в социальном пространстве. Это и является
причиной отклоняющегося поведения.
Э. Дюркгейм утверждал, что
девиация играет функциональную
роль в обществе, поскольку способствует
осознанию границ того, что считается
допустимым поведением. В определенное
время (например, в периоды быстрых
общественных перемен) люди обнаруживают,
что им трудно координировать
свое поведение в соответствии
с нормами, они перестают понимать,
что ждет от них общество. «Старые
нормы» уже не являются подходящими,
а зарождающиеся новые нормы
еще слишком туманны и нечетко
сформулированы, чтобы быть эффективными
ориентирами в поведении. В
такие периоды можно ожидать
резкого возрастания количества
случаев девиации.
Однако девиантное поведение
в социологическом понимании
далеко не всегда имеет негативный
смысл. Отклонения от норм могут
иметь двоякое значение: негативные,
нарушающие функционирование людей
в обществе, создающие угрозу
для их существования; позитивные,
служащие средством совершенствования
системы, повышения её организованности.
Негативный вид девиации нацелен
на достижение цели без учета
интересов окружающих людей. Он
влечет за собой сдерживание
темпов развития общества. Исторически
подобными формами поведения
считались алкоголизм (патологическое
влечение к спиртному и последующая
социально-нравственная деградация
личности), токсикомания и наркомания
(заболевание, которое выражается
в физической или психологической
зависимости от наркотиков), самоубийство,
суицидальное поведение (осознанное
лишение себя жизни или попытка
к самоубийству), проституция, криминальная
деятельность. Наряду с традиционными
формами девиаций, появляются новые,
такие как компьютерная зависимость,
хакерство, нетрадиционные сексуальные
ориентации, криминализация молодежного
сленга, широкое распространение
татуировок, рост молодежных группировок
(движений) экстремистской направленности,
растут девиации в сфере межэтнических
отношений4. Разрушительную девиацию
нельзя отождествлять только с преступностью.
Преступность – это уголовно наказуемое
поведение, запрещенное законом, и является
лишь одной из форм данного вида девиантного
поведения.
Позитивной девиация является
тогда, когда способствует прогрессу
общества, повышает уровень его
организованности, помогает преодолеть
устаревшие стандарты поведения.
На созидательный, позитивный
характер девиации первым обратил
внимание Я. И. Гилинский. Ученый под
девиантным поведением понимает действия
человека или социальное явление, выраженное
в формах человеческой деятельности, не
соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе
стандартам, шаблонам. То есть данные действия
не являются негативными, отрицательно
влияющими на общество, просто не соответствуют
обычаям, традициям данного общества.
«Девиации (флуктуации в неживой природе,
мутации – в живой) являются всеобщей
формой, механизмом, способом изменчивости,
а следовательно, и жизнедеятельности,
развития каждой системы»5. Это еще
один подход к определению понятия девиация.
В целом, нужно отметить, что
границы между позитивными и
негативными формами девиантного
поведения зачастую бывают довольно
прозрачны. Сравнение разных культур
показывает, что одни и те же
действия одобряемы в одних
обществах и недопустимы в
других. Определение понятия как
девиантного зависит от времени,
места и группы людей. В доказательство
выше сказанного можно привести
следующий пример. Если обычные
люди взламывают склепы, их клеймят
как осквернителей праха, но
если это делают археологи,
то о них говорят с одобрением,
как об ученых, раздвигающих границы
познания. Тем не менее, в обоих
случаях в места погребения
вторгаются посторонние и выносят
оттуда какие-то предметы. Этот пример
свидетельствует о том, что отклонения
не присущи внутренне поведению людей.
Общество решает, считать или нет какое-то
поведение отклоняющимся от нормы. То,
как люди определяют поведение и реагируют
на него, имеет решающее значение.
Проанализировав вышесказанное,
можно выделить три основных
компонента девиации: человек (группа),
которому свойственно определенное
поведение; ожидание или норма,
которая является критерием оценки
девиантного поведения; группа
или организация, реагирующая
на поведение.
Немного подробнее нужно рассмотреть
второй компонент – социальную
норму. Социальная норма выражает
исторически сложившийся в
конкретном обществе предел, меру
допустимого (дозволенного или
обязательного) поведения, деятельности
индивидов, социальных групп,
организаций. Социальные нормы
складываются как результат отражения
(адекватного или искаженного)
в сознании и поступках людей
закономерностей функционирования
общества. Но даже у строго
контролируемых норм есть зона
допустимых вариаций, они не представлены
в виде фиксированной точки.
Таким образом, можно прийти
к выводу, что девиантное поведение
нельзя рассматривать только
как отрицательное явление. А
каковы же причины отклоняющегося
поведения (то есть, почему нарушаются
социальные нормы) попробуем выяснить
во второй главе.
Глава II
Подходы
к проблеме девиантного поведения
Почему же люди нарушают общественные
нормы? Что является тому причиной?
Эти и другие вопросы очень
интересуют социологов, специалистов
по социальной работе. Но изучением
проблемы девиантного поведения
занимаются также другие науки,
в частности, биология, психология,
психиатрия, педагогика. Но эти науки
изучают девиацию как индивидуальный
поведенческий факт. Нарушение правил
они стремятся объяснить с точки зрения
самих индивидов и их уникальных характеристик.
А социологи девиацию рассматривают как
социальное явление, выраженное в массовых
формах человеческой деятельности.
В конце 19 и начале 20 веков были
распространены биологические и
психологические трактовки причин
девиации. Считалось, что между
биологическими особенностями человека
и девиантным поведением существует
прямая связь. Подобные теории
были постепенно вытеснены. Сторонники
психологической трактовки связывали
отклоняющееся поведение с психологическими
чертами, например: неустойчивостью
психики, нарушением психологического
равновесия. Но при анализе
девиации, несомненно, нужно рассматривать
не один какой-то аспект, а всю
сложную совокупность многих
факторов. Например, если мальчика
дразнят за маленький рост, ответная
реакция будет направлена против
общества. Здесь социальные и
психологические факторы сочетаются
с биологическими, которые косвенно
способствуют девиации.
Существует четыре наиболее распространенных
социологических подхода к проблеме
девиации. Теория аномии Э. Дюркгейма
уже рассматривалась в данной
курсовой работе. По Дюркгейму
основной причиной девиации является
аномия, буквально – «отсутствие
регуляции», «безнормность». Эта теория
получает дальнейшее развитие
у Роберта Мертона. Американский
социолог под аномией понимает
особое состояние индивидуального
и общественного сознания, для
которого характерно разложение
системы моральных ценностей
и вакуум идеалов.6 Причиной
девиантного поведения, по Р. К. Мертону,
является противоречие между культурными
целями и социально одобряемыми средствами
их достижения. В соответствии с этим он
выделяет типы поведения, реакций на дилемму
цели-средства: