Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Содержание

Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

социальная работа с детьми-инвалидами.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
 
 

Подготовлено 

Информационно-методическим центром 

Отдела  развития и планирования

Санкт-Петербург

 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Социальная  работа

   с детьми-инвалидами

     Содержание

Дети-инвалиды     как объект    социальной    работы.

 

      Ухудшение    экологической    обстановки, высокий    уровень   заболеваемости    родителей (особенно   матерей), ряд    нерешенных    социально-экономических, психолого-педагогических   и   медицинских    проблем    способствуют    увеличению    числа    детей-инвалидов, делая    эту    проблему    особенно    актуальной. В    нашей    стране     остроту    проблеме    придает    то, что   до   1917   года    система    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    сложилась, а    позднее, вплоть    до   90-х   годов   ХХ   века, работа    с   таким    ребенком    осуществлялась    в    специальных    домах-интернатах    изолировано    от    общества. Сейчас  многие     специалисты     работают    над     разрешением     комплекса     проблем      детей     со   специфическими    нуждами. Но   для    того, чтобы    понять    их    проблемы, выявить    их    особенности     и    специфику    работы    с    ними, необходимо, прежде    всего, выяснить, что   же    включают     в    себя    понятия    «инвалид», «инвалидность».

    • Согласно     Декларации    о   правах     инвалидов  ( ООН , 1975 ) «инвалид» означает    любое    лицо, которое    не    может    самостоятельно    обеспечить  полностью    или    частично    потребности    нормальной    личной     и / или социальной    жизни    в   силу    недостатка , будь  то    врожденного    или    приобретенного, его    или    ее    физических     или     умственных    возможностей [ 26,     211] .  

      В   законодательстве    бывшего    СССР    существовало   несколько    иное    понятие     «инвалида» / «инвалидности» , которое   было    связано    с    потерей    трудоспособности . При    такой    постановке     вопроса    дети    до   16   лет    не    могли    быть    признаны    инвали- дами .Таким    образом , возникла    необходимость   в    появлении  термина  «ребенок-инвалид» . К    этой     категории     относятся     дети , имеющие  «значительные   ограничения    жизнедеятельности, приводящие    к    социальной    дезадаптации    вследствие     нарушения     роста    и    развития    ребенка, способностей    к    самообслуживанию,  передвижению, ориентации, контролю    за    своим    поведением, обучению, общению, трудовой    деятельности    в    будущем» [2 , 6 ].

      А    «инвалидность»  в   детском    возрасте    можно    определить , как    «состояние    стойкой    социальной    дезадаптации , обусловленное    хроническими    заболеванниями    или   паталогическими    состояниями , резко    ограничевающими    возможность   включения    ребенка    в    адекватные    возрасту    воспитательные    и   педагогические    процессы  , в    связи    с    чем    возникает   необходимость    в    постоянном    дополнительном    уходе    за    ним , помощи     или     надзоре» [ 27 , 282 ].

      Однако , хотелось    бы    заметить, что    за    рубежом    и    в    нашей   стране     идет     процесс    перехода    к    более     гуманной      и     гибкой   терминологии . Так , например, в    английском     языке    термин    «инвалид»    вышел    из    употребления    и    считается    дискриминирующим    права    людей    с    нетипичным    внешним    видом    и    потребностями , вместо    него    по    отношению    к    детям     используется    «дети    с    неспособностями» .  Избегают    так    же     употреблять    следующие    наименования: слепой , глухой  , заика ,  - заменяя     их     такими     словосочетаниями     как     «человек    с    ослаблен ными    слухом , зрением , речевым  развитием» . Всемирная    Организация     Здравоохранения     не  рекомендует     так   же     использовать      термины    «идиотия» , «имбецильность»,  «умственная     неполноценность» . Немецкие     дефектологи    в    обозначении    детей-инвалидов     используют    словосочетания    «дети    с    нарушениями», «дети    с    образовательными   трудностями» . В    белорусской    дефектологии    так   же    делаются    попытки    дать    более    адекватные     определения    некоторых    дефектологических    терминов    с    учетом     современных    требований.

      Определение    инвалидности    детям    до    16    лет   в    Республике    Беларусь     производит    Медико-реабилитационная    экспертная     комиссия в    соответствии    с    разделом    3   «Определение    инвалидности   детям»    Инструкции    по   определению    инвалидности  (1993 год). В    соответствии    с    законодательством    с  1.08.1999 г.    в    зависимости    от    степени    нарушения    функций    (с    учетом    их    влияния     на    возможности    социальной     адаптации     ребенка )   у   ребенка-инвалида   определяется    степень    нарушения    здоровья. Их    четыре  (степени):                      

      1  степень    утраты    здоровья     определяется    при     легком    и    умеренном    нарушении    функций, которые, согласно    Инструкции, являются    показателем    к    установлению    инвалидности    у    ребенка, но, как    правило, не    приводят    к    необходимости    определения    у    лиц    старше    18  лет;

      2  степень    утраты     здоровья     устанавливается    при    наличии    выраженных     нарушений     функций     органов     и     систем , которые , несмотря     на     проведенное      лечение, ограничивают      возможности    социальной     адаптации     ребенка  (соответствует    3   группе    инвалидности  у    взрослых );

      3   степень     утраты    здоровья     соответствует     2   группе    инвалидности    у    взрослого;

      4    степень     утраты     здоровья     определяется     при    резко   выраженных      нарушениях     функций      органов    и    систем, приводящих    к    социальной    дезадаптации     ребенка     при     условии    необратимого   характера   поражения   и   неэффективности   лечебных   и    реабилитационных    мероприятий (соответствует  1  группе   инвалидности   у   взрослого) [ 3 , 1 ].

      Каждой      степени      утраты     здоровья      ребенка-инвалида     соответствует    перечень    заболеваний, среди     которых    можно    выделить    следующие    основные    группы:

      1.Нервно-психические   заболевания. На    1.01.1997 г.     в    Республике    Белорусь    в    структуре    детской    инвалидности    занимали    второе    место  (  32,8 % ) , а     до    1991  года    были     на    первом    месте . Среди    детей    с    данными    болезнями     82,9%    составляют      дети     с    умственной     отсталостью .

      Наиболее     распространенные    заболевания     этой     группы    детские      церебральные  параличи,  опухоли    нервной  системы, эпилепсия,  шизофрения    и    другие    эндогенные  психозы, умственная  отсталость (олигофрения    или    слабоумие    различного   генеза,  соответствующие    стадии    идиотии    или    имбецильности ),  болезнь     Дауна,  аутизм .      

      Все    эти    болезни    объеденены    в    одну    группу,   однако, следует    умственную    и    психическую    неполноценность,  на    этом настаивает    Международная    лига    обществ    содействия    умственно отсталым    и    другие    организации, занимающиеся     изучением     этой   категории     людей     и /или     оказанием     им     помощи .

      Термин    «умственная     неполноценность»    включает     в    себя     два    значимых    компонента,  которые    «должны    рассматриваться    в    соответствии    с    биологическим    возрастом    и    соответствующим    культурным    фоном: интеллектуальная     отсталость, находящаяся     ниже    среднего    уровня    и    присутствующая    с     раннего    возроста; значительное     ослабление     способности    приспособиться     к    социальным  требованиям      общества» [ 30 ].

      У    детей-инвалидов    этой    категории    очень    часто    наблюдаются    грубые    нарушения    всех    сторон    психической     деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной    сферы . Однако, после    специальных    упражнений    и    занятий     они    могут    достигнуть    неплохих результатов. Круг проблем таких  детей требует, в основном,  вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации (соответственно    педагогов    и    социальных     работников)   в    тесном    контакте    с    семьей.

      Термин     «психическая    неполноценность»    употребляется    для    обозначения    многочисленных    сдвигов, которые    оказывают     влияние    на    эмоциональные    функции    и    поведение . Оно    харктеризуется    неуравновешиваемостью    эмоций    различных    видов    и    степеней    сложности,  нарушенным   (а    не    отсутствующим )   пониманием    и    коммуникацией , а    так    же    скорее    ошибочно     направленной, а    не    только    несоответствующей    приспособляемостью . Чаще    всего    такие    заболевания    возникают    внезапно    и    принимают     форму    острого    сдвига,  являясь    иногда    результатом    биохимических    изменений    или    употребления    наркотиков,  переживания     тяжолого    или    длительного    стресса,  психологических    конфликтов,  а    так   же    в    результате     других    причин .

      В    детстве    чаще    возникают     сдвиги     в    области     эмоций      или     поведения . Симптомам    болезней     могут    предшествовать    воспитательные ,  социальные    или    личные    трудности . 

      Душевные    болезни    могут    принимать    форму    острых, хро-нических    или    протекающих    толчками    заболеваний,  в    зависимости    от    нее    и    от    специфики    проявления    болезни    назначается    лечение . При    этом    обязательно    вмешательство    специалистов    из    области    медицины    и    психиатрии .

      Однако, бывает    сочетание    умственной    отсталости    с    пси-хической    недостаточностью    и     другими    осложнениями.  Это    создает    определенные    сложности    при    диагностике    заболеваний    и    работе    с    такими     детьми    и    требует    от    специалистов    хорошей    подготовленности, обученности. Осложнения    могут    появиться    при    рождении     или     позже . Можно    выделить     следующие    причины    их    появления: плохой    уход    за    детьми     с    умственной    отсталостью, восприимчивость    такого    ребенка    к    нагрузкам ,  стрессам ,  невниманию    со    стороны    лиц , к    которым    они    особенно    привязаны     и    т.п.

      2. Заболевания     внутренних     органов. В     настоящее     время    они    занимают    лидирующее    положение    в    струтуре    детской    инвалидности, что    вызвано    переходом    заболеваний    в    хроническую    форму    с    тяжелыми    функциональными    нарушениями . Часто    это    связано    с    поздней    выявляемостью    нарушений    и    недостаточными    мерами    реабилитации .

      В     эту    группу    заболеваний    входят    различные    заболевания   , паталогические    состояния    и    пороки    развития  органов     дыхания  ( в   том    числе   и     хронический      туберкулез      легких ) , почек    и     органов   мочевыделения , желудочно-кишечного   тракта , печени    и    желчевыводящих    путей    (циррозы    печени , хронический    агрессивный    гепатит , непрерывно-рецидивирующий    язвенный     процесс    и    т.п. )  ,  сердечно-сосудистой    системы  (в    том    числе    пороки     сердца    и    крупных     сосудов)  , системы    кроветворения  ( лейкозы , болезнь    Верьегофа , лимфогранулематоз    и    т.п. ) ,  опорно-двигательного    аппарата  (полиартриты    и    т.п.  ) .

      Часто    в    силу    своих    заболеваний    такие    дети    не    могут  вести    активный    образ    жизни, сверстники    могут    избегать    общения   с    ними    и    включения    их    в    свои    игры .  Возникает     ситуация    рассогласованности    между    необходимостью    осуществления    нормальной    жизнедеятельности    ребенка    и    невозможностью    ее    полноценной    реализации . Социальная    депривация     углубляется    за    счет    длительного    пребывания    ребенка    в    специальных    стационарах, санаториях , где    ограничен    социальный     опыт    и    общение    осуществляется    между    такими    же    детьми . Следствием    этого    является    задержка    развития    социальных    и     коммуникативных    навыков, формируются     недостаточно адекватное      представление    об    окружающем    мире    у    больного   ребенка  [ 26 , 151 ] .

Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами