Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:23, курсовая работа
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.
Дети-инвалиды как объект социальной работы. 3
Историко-теоретические подходы к оказаниюпомощи детям со специфическими нуждами . 10
Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами . 17
Выводы. 21
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь. 22
Заключение 28
Методические рекомендации 29
Литература 31
Подготовлено
Информационно-методическим центром
Отдела развития и планирования
Санкт-Петербург
Социальная работа
с детьми-инвалидами
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».
В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано с потерей трудоспособности . При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , 6 ].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить , как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями , резко ограничевающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы , в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» [ 27 , 282 ].
Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями , вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями» . Избегают так же употреблять следующие наименования: слепой , глухой , заика , - заменяя их такими словосочетаниями как «человек с ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием» . Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная неполноценность» . Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями» . В белорусской дефектологии так же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований.
Определение
инвалидности детям
до 16 лет в
Республике Беларусь
производит Медико-реабилитационная
экспертная комиссия в
соответствии с разделом
3 «Определение инвалидности
детям» Инструкции
по определению инвалидности
(1993 год). В соответствии
с законодательством
с 1.08.1999 г. в зависимости
от степени нарушения
функций (с учетом
их влияния на
возможности социальной
адаптации ребенка )
у ребенка-инвалида определяется
степень нарушения
здоровья. Их четыре
(степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем , которые , несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) [ 3 , 1 ].
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в Республике Белорусь в структуре детской инвалидности занимали второе место ( 32,8 % ) , а до 1991 года были на первом месте . Среди детей с данными болезнями 82,9% составляют дети с умственной отсталостью .
Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь Дауна, аутизм .
Все эти болезни объеденены в одну группу, однако, следует умственную и психическую неполноценность, на этом настаивает Международная лига обществ содействия умственно отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи .
Термин «умственная неполноценность» включает в себя два значимых компонента, которые «должны рассматриваться в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возроста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества» [ 30 ].
У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.
Термин «психическая неполноценность» употребляется для обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого или длительного стресса, психологических конфликтов, а так же в результате других причин .
В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения . Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные , социальные или личные трудности .
Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-нических или протекающих толчками заболеваний, в зависимости от нее и от специфики проявления болезни назначается лечение . При этом обязательно вмешательство специалистов из области медицины и психиатрии .
Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-хической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности при диагностике заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже . Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к которым они особенно привязаны и т.п.
2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в струтуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями . Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации .
В эту группу заболеваний входят различные заболевания , паталогические состояния и пороки развития органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей (циррозы печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п. ) , сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов) , системы кроветворения ( лейкозы , болезнь Верьегофа , лимфогранулематоз и т.п. ) , опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п. ) .
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры . Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации . Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми . Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка [ 26 , 151 ] .