Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:17, контрольная работа
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие о девиантном поведении
Условия и причины возникновения девиантного поведения у детей подростков
Девиантные явления в жизни подростка
3.1. алкоголизм как вид девиантного поведения
3.2. наркомания как вид девиантного поведения
3.3. агрессивное поведение как вид девиантного поведения
3.4. суицидное поведение детей подростков
Личностная характеристика «трудного подростка»
Девиантное поведение: благо или зло?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Могилевский
государственный университет
Контрольная работа по
Дошкольной педагогической психологии
ДЕВИАНТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Выполнила: студентка 3 курса
группы «М» ОЗО
факультета П и ПД
Ивчик Ольга Романовна
213714, Могилевская обл.
Осиповичский район,
д.Свислочь, ул.Клименко, 121
тел.
8(02235)44512
Могилев,
2011
План
ВВЕДЕНИЕ | |
3.2. наркомания как вид девиантного поведения 3.3. агрессивное поведение как вид девиантного поведения 3.4. суицидное поведение детей подростков
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.
В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Корректирование отклоняющегося поведения
современного «трудного» подростка возможно.
Необходимо разбираться не только в сущности
происходящих общественных процессов,
но и знать норму и патологического поведения,
психологические факторы трудновоспитуемости,
формы проявлений нарушения поведения
возрастные особенности психики, основные
причины появления «трудных» детей и подростков.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.
Социологический подход
Биологический подход
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
- психофизиологические,
связанные с влиянием на
- физиологические,
включающие в себя дефекты
речи, внешнюю непривлекательность,
недостатки конституционно-
Психологический подход
Социально-психологический
Таким образом, отклоняющееся
поведение – это система
К основным условиям и
К
отклоняющемуся поведению относятся
различные действия подростков агрессивного,
антисоциального, аддиктивного характера
(алкоголизм, токсико- и наркомания), различные
правонарушения, и такие типично подростковые
реакции, как реакция оппозиции, побеги
из дома, реакция группирования со сверстниками.
Последние формы обычно не носят патологический
характер и должны с взрослением исчезать.
[2; с. 427]
3.
Девиантные явления
в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения,
они взаимосвязаны. Пьянство, употребление
наркотиков, агрессивность и противоправное
поведение образуют единый блок, так что
вовлечение юноши в один вид девиантных
действий повышает вероятность его вовлечение
также и в другой. Противоправное поведение,
в свою очередь, хотя и не столь жестко,
связано с нарушением норм психического
здоровья. До некоторой степени, как уже
указывалось, совпадают и способствующие
девиантному поведению социальные факторы
(школьные трудности, травматические жизненные
события, влияние девиантной субкультуры
или группы).
3.1.
Алкоголизация как
вид девиантного поведения
Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность - это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда - семья, ближайшее окружение, но и макросреда - общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.
Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может быть «впечатан» разными способами одновременно порознь и в сочетаниях. К таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать совсем неосознанно.