Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: ценностные ориентации современной молодежи.

Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.

Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Задачи исследования:

1.на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить наличие и особенности ценностных ориентаций и интересов современной молодежи;
2.выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

Содержание

Введение 3

1.Ценности и ценностные ориентации. 6
1.1.Понятие ценности и ценностной ориентации. 6

1.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций. 8

1.3.Особенности динамики ценностных ориентаций. 9

2.Молодежь и ценностные ориентации. 19
2.1.Понятие «молодежь» 19

2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации

и интересы молодежи. 23

2.3. Основные группы ценностных ориентаций современной

российской молодежи. 27

3.Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. 33
3.1. Методика исследования, её особенности. 33

3.2. Анализ полученных в ходе исследования данных. 36

Заключение 40

Список литературы 41

Приложение 1 Тест-анкеты на определение ценностных

ориентаций по методике М.Рокича

Работа содержит 1 файл

Ценностные ориентации современной молодежи.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ШУЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕЧКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Ценностные ориентации современной молодежи» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шуя, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

  1. Ценности и ценностные ориентации.        6

1.1.Понятие ценности и ценностной ориентации.     6

1.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций.   8

1.3.Особенности динамики ценностных ориентаций.    9

  1. Молодежь и ценностные ориентации.              19

2.1.Понятие «молодежь»                19

2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации

и интересы молодежи.                23

2.3. Основные группы ценностных ориентаций современной

 российской  молодежи.               27

  1. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций.          33

3.1. Методика исследования, её особенности.           33

3.2. Анализ  полученных в ходе исследования  данных.          36

Заключение                 40

Список  литературы                41

Приложение 1 Тест-анкеты на определение ценностных

ориентаций  по методике М.Рокича.             43 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Проблема  ценностных ориентаций молодежи в реформируемом  обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально — экономической и духовно — культурной трансформации суперэтнических обществ России, вызванной ситуации переходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.

  В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и  элиты государства. Современная  молодежь делает свой  исторический выбор. "Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец", - так считает социолог А.Г. Кузнецов [11].

  "От  того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения — явления общественные, коллективные" [4].

  Вышесказанное определяет актуальность темы. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень  адаптации студенчества к новым  социальным условиям и его инновационный  потенциал.

  Цель  исследования: ценностные ориентации современной молодежи.

  Объект  исследования: мировоззрение юношей и девушек.

  Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

  Гипотеза: у современной молодежи будут  наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

  Задачи  исследования:

  1. на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить наличие и особенности ценностных ориентаций и интересов современной молодежи;
  2. выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

  Методы  проведенного исследования:

   - метод наблюдения;

  - методика М.Рокича;

  - методы обработки данных.

  Анализ  ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного  мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении.

  Ценностные  ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.

  Учет  динамики ценностных ориентаций современной  молодежи является необходимой предпосылкой эффективной молодежной политики (без  их знания, без знания того, что волнует сегодня молодежь, верит ли она во что-нибудь, нельзя рассчитывать на успех). 
 

 

  1. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ.

  1.1. ПОНЯТИЕ  ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.

     Ценности - это общепринятые представления  людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества.[16]

     Ценности  выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. Так ценность "быть русским" интегрирует людей в общество россиян, ценность "быть китайцем" в китайское общество, ценность "быть христианином" в христианское общество. Ценности подразделяются на "интегрирующие — те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие — те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении" [4].

     В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет  эту цель смыслом. "Особое место  в этом смысле занимает концепция "личностного смысла"... Дело в том, что изменение социально – экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями" [21]. Иначе говоря,  ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

     В социологии "...ценности представляют своеобразную призму, через которую  можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования", поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества". [18] Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа  ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

     Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, — "изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей". [21] 
 
 

  1.2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

     Проблема  общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества самых разных социологических исследований.

     Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер.

     Само  современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.

     Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.

     На  всем протяжении существования современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций — оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма. Социальный мир представляет собой «социентальную систему», которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, — смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней. 

  1.3. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИЙ.

     Проблема  динамики ценностных ориентаций связана  с обширным кругом политических, экономических, правовых и других вопросов, поскольку эта динамика напрямую связана с экономическими и политическими аспектами реформирования, — поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на него факторов. Литература по этому вопросу обширна, однако, по причине постоянного изменения данных по этой проблеме, соответствующая литература непрерывно устаревает.

     В период радикальных социально —  экономических реформ ослабляют  свое сдерживающее воздействие, либо совсем исчезают культурные рамки, которые  определяли своими границами стихию общества, кристаллизовали паритет идентификационных и интеграционных тенденций, оформляет равновесие прав, свобод и обязанностей, ограничений, определяет солидарность общества и государства.

     Ослабление  этих культурных рамок провоцирует «большой взрыв» традиционной системы ценностей, вследствие чего происходит распад «материального — телесного низа», которая больше не желает оставаться в слишком тесных для нее границах, и жаждет ничем не ограничиваемой вседозволенности под видом «свободы». В этой ситуации происходит переоценка ценностей, которую иначе как «мародерской» и не назовешь.

     По  странному принципу, когда низвергается старая культура, взамен не предлагается никакая другая. А дело в том, что  восстание материально — телесной стихии вызывает к жизни самые патологические и радикальные формы неприятия культуры, которые можно охарактеризовать как панический страх перед изменениями.

     Динамику  ценностных ориентаций в период реформирования определяет дисбаланс традиционного  устоявшегося равновесия между материальными и духовными ценностями. Динамика ценностных ориентаций обусловлена диалектическим противоречием «небесных», патерналистских, духовно — этических и «земных», материально — экономических ценностных ориентаций.

     Причем  каждую из этих сторон предполагает свою иерархию.

     Стабильность  социальной системы всегда характеризуется  балансом между материальными и  духовными ценностями. В годы реформ конфликт между ними возрастает, их баланс как гарант социальной стабильности нарушается, — начинается болезненная ломка устоявшейся система ценностей и норм.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи