Проблемные зоны ценностных ориентаций современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:51, доклад

Описание работы

Россиян всегда отличало: соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным. Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира. Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни его нравственного роста. Поэтому современная парадигма образования акцентирует внимание на личность.
Это связано и с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики. В программе воспитания подрастающего поколения Министерства образования России акцентируется внимание на аспект нравственного становления личности.

Работа содержит 1 файл

korneeva.doc

— 71.50 Кб (Скачать)


Корнеева Т.В.

Педагогический институт Южного федерального университета

Проблемные зоны ценностных ориентаций современной молодежи

Глобальный характер преобразований, происходящих сегодня в нашей стране, обусловлен гуманизацией общественной жизни.  Именно на молодое поколение возлагаются большие надежды на сохранение и преумножение российской и мировой культуры. Россиян всегда отличало: соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным. Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира. Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни его нравственного роста. Поэтому современная парадигма образования акцентирует внимание на личность.

Это связано и с тем, что приоритет воспитания провозглашён в сфере государственной политики. В программе воспитания подрастающего поколения Министерства образования России акцентируется внимание на аспект нравственного становления личности. Истинным гуманизмом общества станет реализация  нравственного начала в социальной и государственной  жизни людей.

Главное предназначение школы – гуманизация, одухотворение подрастающих поколений в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям.

Те изменения, которые происходят в современном российском обществе, привели к разрушению традиционных ценностей, изменению роли и значения морально-нравственных, этических, этнических, идеологических и многих других норм жизнедеятельности.

Проблема ценностей в широком культурном смысле периодически возникает на стыке веков, в периоды ломке традиций. Сегодня ни в науке, ни в обществе не существует общей определенной точки зрения по этому вопросу.

Сегодня интерпретация термина «ценность» весьма многообразна. Так, ценности характеризуют как особый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической деятельности людей; под ними понимаются материальные и духовные блага и идеалы и наиболее приемлемые достойные способы их получения, т.е. ценности понимаются и как цель, и как средство [1].

Роль ценностей в современном обществе неоспорима. Они являются основополагающим элементом в структуре общества. Так, поведение человека осуществляется на основе тех представлений о добре и зле, которые формируются культурой с учетом ценностей, общепринятых в данном обществе, поскольку на основе ценностей формируются социальные нормы или правила поведения, регулирующие взаимодействие людей. Доминирующие в обществе нормы поведения фиксируются в нормах права, являющихся общеобязательными в силу их связи с государством и возможностью силового принуждения через правоохранительные органы. Однако, не все социальные нормы становятся нормами права.

На что же может опереться молодежь в поисках своего самоопределения и утверждения себя в мире провозглашенных безграничных свобод и возможностей? С какой системой ценностей ей себя идентифицировать? Эти вопросы особенно актуальны в современном обществе. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев – предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, формируемых социальными институтами российского общества [1]. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер самореализации молодого человека.

В социальной психологии существует определение «ценностных ориентаций» (от французского orientation – установка) как понятия, выражающего положительную или отрицательную значимость для человека предметов или явлений социальной действительности. При этом система ценностных ориентаций характеризует идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит. Ценностные ориентации выражают внутреннюю основу человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка. Выделяя наиболее существенные характеристики ценностных ориентаций личности, необходимо отметить следующие: идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в них; способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. В свою очередь, способ  дифференциации объектов человеком по их значимости для него тесно связан с личностным смыслом. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемого как «значение – для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире и включающих в себя понятия, умения, действия, поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие личностного смысла исторически связано с представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального осознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия личностного смысла как единицы в структуре сознания А.Н. Леонтьевым сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как со-знания (суммы знания о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Данное понятие широко используется в различных областях наук, изучающих отношения человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, установок, эмоций, потребностей и т.д. Выделен и ряд составляющих смысловых систем, к которым относят: 1) побуждающие человека к деятельности и общению смыслообразующие мотивы, 2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшее для него субъективную ценность (значимость), 3) выражающие личностный смысл смысловые установки, 4) регулируемые смысловыми установками поступки и деяния человека.

Говоря о критериях ценностей и ценностных ориентаций для личности, нельзя не затронуть вопроса о том, что в их качестве выступает конкретно-исторический характер жизни общества в тех условиях, в которых индивид развивается, благодаря которым он усваивает ценности и нормы, принятые в конкретном обществе.  По-своему ценности, на которые индивид опирается, служит важным фактором регуляции его поведения и взаимоотношений с людьми. Ценностные ориентации формируются, развиваются и проявляются в ходе усвоения социального опыта в процессе социализации личности и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, потребностей личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение главных, основных ценностных ориентаций членов группы обеспечивают ее сплоченность, которая определяется понятием ценностно-ориентационного единства [2]. Рассматривая ценностные ориентации личности, мы не можем обойти своим вниманием тот аспект, что ценностные ориентации, образуя содержательную сторону направленности личности, характеризуют внутреннюю основу отношения человека к действительности. В структуре личности, определенной отечественным психологом С.Л. Рубинштейном, этот компонент является одним из основополагающих, определяющих отношение человека к себе и окружающему миру. Определяя структурные компоненты личности, С.Л. Рубинштейн считает, что «… структура личности, представляя собой сложное иерархическое образование, имеет в своей основе три вопроса, на которые дает ответ. «Что хочет человек?» - это вопрос, определяющий направленности личности. «Что есть человек?» - это вопрос его темперамента и характера. «Что может человек?» - это вопрос наличия способности». Действительно, вопрос «Что хочет человек»? определяет его индивидуальную сущность и содержание жизнедеятельности человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации, и в основе поведенческой партитуры, конечно же, лежат ценностные ориентации, сформированные у личности в процессе реализации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе социализации, в ходе обучения и воспитания. Содержанием направленности выступают потребности, мотивы, установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрения, убеждения. Психологически цель есть то мотивационное ядро и содержания сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. В психологии принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных видов деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой цели деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности те ценностные ориентации, на которые опирается личность в поведении и деятельности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция своего будущего». В свою очередь, сознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. В современном мире прослеживается проникновение идей «высокой морали» в повседневную жизнь человека: идет процесс гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека, окружающая природа также начинает восприниматься как живая [2]. Но этот процесс осуществляется медленно и противоречиво: частые, жестокие войны, терроризм, алкоголизм, наркомания, проституция, рабство, торговля людьми. Человек с присущими ему пороками, недостатками и слабостями все больше берет на себя роль Бога. Уже несколько поколений оказываются «потерянными поколениями» в смысле моральности и духовности, вырастают люди, лишенные высших ценностей, а значит, и смысла жизни, что делает их души надломленными, а поведение – безнравственным и социально-опасным. Тут важно отметить еще то обстоятельство, что добро, мораль всегда ограничивают прежде всего себя. В то же самое время зло, бездуховность, распространяясь, заполняет все неограниченное добром пространство. Решение поддержать добро или зло может принять только сам человек, так как в нем есть и светлое, и темное начало. Например, никто не принуждает человека смотреть на сцены насилия по ТВ. Но необходимы и действия власти  по преодолению бездуховности, в частности, законодательные акты, регулирующие деятельность СМИ. Взрослый человек может отличить, «что такое хорошо и что такое плохо», но детей нужно оберегать от грязи. Нельзя пускать воспитание подрастающего поколения на самотек, надеяться исключительно на самовоспитание. На эффективность принятия ценностных ориентаций оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и внутренние. Немаловажную, если не основную роль играют воспитание и обучение, благодаря которым человек усваивает социальные нормы и правила, формы поведения в обществе. К сожалению, в настоящее время в сфере образования и воспитания подрастающего поколения накопилось достаточно много проблем, которые необходимо решать другими средствами, формами и методами, чем ранее, например, ухудшение состояния психического и физического здоровья подрастающего поколения; акты насилия и жестокости над детьми в самых разнообразных видах; нарушение прав детей и подростков; вытеснение из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, материальным положением; отсутствие единой общегосударственной системы трудоустройства людей подростково-юношеского возраста; низкий уровень духовности и душевности подрастающего поколения, что связано с ориентацией на западный, американизированный тип жизни, большей частью на формирование практичности, карьеризма, удовлетворения гедонистических потребностей человека. На наш взгляд, проблемы, имеющие место принятия ценностных ориентаций подрастающего поколения, должны решаться системно, целенаправленно, междисциплинарно, на всех уровнях жизнедеятельности общества, что требует, прежде всего, заинтересованности всех субъектов экономического, образовательного, идеологического (СМИ) пространства.                       

Мы полагаем, что решению данной проблемы может способствовать обеспечение педагогической поддержки, как одной из ведущих технологий личностно-ориентированного воспитания, развития ценностно-смысловых ориентаций, духовно-нравственной, творческой, целостной, личности.

Технологии личностно-ориентированного воспитания – это открытые системы, которые подвержены влияниям и взаимовлияниям, а, следовательно, и изменениям. Любое изменение требует руководства,  в данной системе, мягкого руководства, как на этапе разработки, так и на практике реализации. Жизненность разрабатываемых таких технологий не имеет определенного срока. Участники этих технологий – главные значимые составляющие (учащиеся – учитель, студент - прподаватель), так как именно они обеспечивают реализацию замысла – воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.

Технологии воспитания в своем применении могут, безусловно, опираются и на другие технологии: личностно-ориентированные, информационные, телекоммуникационные.

При постановке диагностичных целей в процессе создания технологии воспитательного процесса педагог  должен ответить, например, на следующие вопросы: какие ценности, личностные смыслы я хотел бы передать воспитуемому? Какие конкретные умения, навыки, личностные качества, ценностные ориентации будут развиваться в процессе осуществления данной технологии? Каким образом можно продиагностировать, насколько развито, сформировано конкретное качество? В каких поступках, действиях, качествах личности воспитанника будет проявляться его отношение к миру, к людям, к труду, к себе?

Когда цель определена и сформулирована диагностично, проводится предварительная оценка уровня сформированности ценностных ориентаций, определенного качества личности (например, нравственности, ответственности), или целого комплекса качеств и умений (например, умения устанавливать отношения с людьми в коллективе, умения самовоспитания, саморазвития).

На основе данных педагогической диагностики может корректироваться диагностично поставленная цель. Следующим шагом является разбивание (разделение) педагогического процесса на компоненты (элементы, звенья, составные части), которые позволяют осуществлять воспитание на технологическом уровне. Он включает в себя отбор содержания, форм,  приемов и методов воспитания. В этом процессе реализуется опыт и мастерство педагога, его профессионализм, педагогическая интуиция и знание психологических и индивидуальных особенностей воспитуемых.

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии.  От них зависит, будет ли воспитательная технология информационной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Воспроизведение воспитательной цепочки, или звеньев технологической цепи, может произойти либо в сознании педагога, либо в процессе обсуждения и анализа осуществленной технологической цепочки с коллегами, учащимися, что само по себе уже является исключительно ценным. В отличие от традиционного воспитания это вполне возможно и может осуществляться наглядно, когда вся цепочка «выкладывается» последовательно.

Как уже неоднократно подчеркивалось, характерными особенностями педагогических технологий являются оперативный контроль и коррекция содержания деятельности, приемов и методов в соответствии с диагностично поставленной целью.

Сложность и неоднозначность воспитательного воздействия, многообразие факторов, влияющих на развитие ценностных ориентаций личности воспитанника, не позволяют осуществлять полный контроль и на его основе обратную связь. Ведь иногда нельзя увидеть сразу, «как слово наше отзовется». Личность ребенка развивается и формируется целостно, и наше воздействие может потонуть в массе других влияний.

Характерной особенностью личностно-ориентированных технологий является их гибкость и вариативность. Поэтому при проектировании технологий воспитания не является обязательным соблюдение всех этапов, указанных выше. Остановимся на процессуальности данных технологий. Прежде чем рассмотреть этот вопрос остановимся на понятии «нравственная деятельность», которая рассматривалась в работах Л.М.Архангельского, О.Г.Дробницкого, В.И.Бакштановского, В.А.Блюмкина и др. Эти авторы считают, что предметным полем нравственной деятельности является сфера субъект-субъектных, личностных отношений. Эта её специфика определяет всеобщий «всепроникающий» характер формирования ценностных ориентаций, в составе которых нравственная деятельность, на наш взгляд, занимает ведущее, системообразующее положение: в ней порождаются и развиваются нравственные отношения, в ней просвечивается и развивается нравственное сознание личности как самоорганизуемая система.

Технологичность порождения ценностных ориентаций достигается благодаря использованию системы способов и средств в определенной последовательности, начиная с совместных действий по целеполаганию, мотивации, анализу ситуации, выбору содержания и средств (они, как правило, индивидуальны) достижения цели, определению смысла того или иного действия на пути к ней, прогнозированию последствий, принятию решения и определения плана действий, то есть, начиная с осмысления проектируемых нравственных поступков в структуре нравственной деятельности в целом, и заканчивая  осознанием и принятием ценностных установок определенных (разных) типов, их рефлексией, оценкой и последствием. 

Информация о работе Проблемные зоны ценностных ориентаций современной молодежи