Образ жизни современной молодежи. Ценностные ориентации выпускников гимназии и условия их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:31, реферат

Описание работы

Здоровье – самая большая ценность, которая дана человеку. Но человек не может быть совершенно здоровым не ведя здорового образа жизни, т.е. образ жизни, способствующий сохранению и развитию здоровья отдельного человека и общества в целом. Факторы сохранения здоровья – это компоненты здорового образа жизни, как основа долголетия. Факторы риска – это факторы, способствующие возникновению заболеваний.

Работа содержит 1 файл

Образ жизни современной молодежи.docx

— 14.93 Кб (Скачать)

Образ жизни современной  молодежи. Ценностные ориентации выпускников  гимназии и условия их формирования. 

Цель: Выявить ценностные ориентации выпускников школы перед  поcтуплением в вуз. 

Здоровье – самая  большая ценность, которая дана человеку. Но человек не может быть совершенно здоровым не ведя здорового образа жизни, т.е. образ жизни, способствующий сохранению и развитию здоровья отдельного человека и общества в целом. Факторы сохранения здоровья – это компоненты здорового образа жизни, как основа долголетия. Факторы риска – это факторы, способствующие возникновению заболеваний. 

Здоровый образ  жизни зависит от того: соблюдает  ли человек факторы сохранения здоровья, исключает ли человек из своей  жизни факторы риска и обладает ли человек: 

1. Нравственным здоровьем  – характеризующим духовность  человека - систему ценностей, установок  и мотивов поведения человека  в обществе. 

2. Физическим здоровьем  – уровень развития функциональных  возможностей органов и систем  организма. 

3. Психическим здоровьем  – состояние психики человека, его сознание, мышление, эмоции и  воля. 

Все это влияет на деятельность, благосостояние общества, ценностные ориентации поведения. На основе этого мы можем сделать вывод: мало исследований, которые изучают  механизм формирования здорового образа жизни и ценностных ориентаций молодежи. 

Ценностные ориентации молодежи определяют стиль жизни  человека: 

1. Здоровый – образ  жизни, способствующий сохранению, укреплению и развитию здоровья  отдельного человека и общества  в целом. 

2. Нездоровый - образ  жизни, ведущий к разрушению  здоровья. 

Поэтому мы решили изучить, как относятся к своему здоровью выпускники 2003 г. Тверской гимназии №8. 

Задачи исследования: 

1. Изучить ценностных  ориентации выпускников по отношению  к здоровью и здоровому образу  жизни. 

2. Сделать вывод  и разработать рекомендации по  формированию ценностных ориентаций  к здоровью и здоровому образу  жизни. 

3. Провести просветительную  работу и мероприятия по пропаганде  здорового образа жизни: классные  часы, листовки, санбюллетени, декадники по профилактике пристрастия к алкоголизму, курению и наркотикам.

Методика исследования: 

1. Тестирование по  методике Рокича: «Мой ценностный портрет». 

2. Анкетирование  по тесту «Факторы сохранения  здоровья», «Факторы разрушения  здоровья». 

3. Факторальный анализ по методике Г.К. Зайцева. 

4. Статистический  метод процентного соотношения. 

5. Составление сравнительных  графиков и таблиц. 

6. Методика анализа  и обобщения.

Результаты исследований: 

Тестирование по методике Рокича: «Мой ценностный портрет» показали, что первостепенное значение имеют мирная обстановка в стране (11А -19%), любовь и свобода (11Б – 19%), вторыми по значимости являются здоровье (11А - 19%), любовь (11Б – 19%), третьими – друзья и личность (11А – 13%), здоровье и друзья (11Б – 19%), на последние 3 место учащиеся ставят такие ценности как (соответственно по классам): мирная обстановка в стране (6,3%; 19%), трудолюбие (6,3%; 6,3%),честность (6,3%; 6,3%). 

Процентный показатель говорит о том, что 6,3% выпускников  не волнует, что в нашей стране есть «горячие точки», где идут боевые действия, где гибнут солдаты, мирное население, где расходуются бюджетные  деньги, которые могли бы быть израсходованы  на мирные цели. 

Процентный показатель позволяет сделать вывод, что 6,3% наших выпускников считают возможным  зарабатывать деньги нечестным путем, что ложь и обман совсем не важные критерии для общества с высокими нравственными принципами. 6,3% выпускников  считают, что можно быть здоровым, не ведя, здоровый образ жизни. 

Чтобы определить более  точно, как у выпускников гимназии сформированы представления о здоровье и здоровом образе жизни провели  анкетирование по тесту «Факторы сохранения здоровья и факторы разрушения здоровья». Факторный анализ теста  по методике Г.К. Зайцева показал: 

Анализ теста «Факторы сохранения здоровья»:

Фактор 

11А 

 

Правильное сбалансированное питание 

100% 

44% 

Физическая активность 

70% 

57% 

Здоровый образ  жизни 

57% 

44% 

Ежедневные прогулки 

44% 

44% 

Своевременное лечение  болезней 

50% 

32% 

Строгое соблюдение режима дня 

0% 

0% 

Профилактические  прививки 

0% 

6,3% 

Борьба с возбудителями  болезней 

50% 

32% 
 

1. Анализ теста  «Факторы риска» показал, что  первостепенным факторам ученики  11А класса считают нарушение  правил личной гигиены (70%), 11Б  - пренебрежение правилами техники  безопасности (44%). 50% учеников 11А в  число первых трех факторов  поставили гиподинамию, а ученики  11Б – переутомление, переохлаждение (44%). 50% учеников 11А пренебрегают  правилами техники безопасности. На третье место среди факторов  риска ученики 11А класса ставят  переутомление, переохлаждение, антисанитарное  состояние помещений (38%), 11Б класса  – гиподинамию (25%), нарушение правил личной гигиены (25%). Такие факторы риска как повышенная двигательная активность, несоблюдение правил игры, выполнения упражнения, неисправная техника и инструменты, несоблюдение инструкций использования химических препаратов в быту, невнимательность при объяснении работы с приборами на уроках химии, физики, биологии, несоблюдения правил хранения и приготовления продуктов учитываются как незначительные (13%), а остальные даже не упоминают их.

Выводы: 

Из результатов  в исследования видно, что 

1. Здоровье – как  самая большая ценность не  оцениваема выпускниками первостепенно 

2. Не связывают  идеально по показателям Рокича выпускники, здоровье и здоровый образ жизни 

3. Ценности ассоциируются  с понятием счастья очень в  широком диапазоне в параллельных  классах 

4. Высоко ценят  выпускники свободу, свое мнение  и уверенность в себе 

5. Богатство занимает 6-9 позицию, выпускники трудно  представляют себя свободными  без экономического достатка 

6. Здоровый образ  жизни занимает 3-13 позиции, что  еще раз подчеркивает. Что здоровье  и здоровый образ жизни не  занимает в представлениях выпускников  идеальную позицию.

Решение проблем: 

1. Провести классные  часы с анализом тестов 

2. Подготовить беседу, наглядные классные газеты о  факторах риска с примерами  из жизни гимназии по темам  «Двигательная активность на  переменах и ее отрицательная  роль в травматизме гимназистов». 

3. На уроках ОБЖ  в разделе «Здоровье и здоровый  образ жизни современной молодежи»  углубить понятия: здоровье и  здоровый образ жизни 

4. Преподавателям  ОБЖ акцентировать внимание на  факторах риска. 

5. Учителям физики, химии, биологии обратить внимание  на инструкции по соблюдению  правил техники безопасности  на этих уроках. 

6. Провести классные  часы по тематике: «Существуют  тысячи болезней, но здоровье  бывает только одно» “Самый  счастливый тот, кто заботится  о своем здоровье, ведет здоровый  образ жизни”, во время декады  «Я за здоровый образ жизни»  подготовить для пропаганды и  бесед листовки о факторах  сохранения здоровья и факторах  риска.

Информация о работе Образ жизни современной молодежи. Ценностные ориентации выпускников гимназии и условия их формирования