Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: ценностные ориентации современной молодежи.

Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.

Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Задачи исследования:

1.на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить наличие и особенности ценностных ориентаций и интересов современной молодежи;
2.выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

Содержание

Введение 3

1.Ценности и ценностные ориентации. 6
1.1.Понятие ценности и ценностной ориентации. 6

1.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций. 8

1.3.Особенности динамики ценностных ориентаций. 9

2.Молодежь и ценностные ориентации. 19
2.1.Понятие «молодежь» 19

2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации

и интересы молодежи. 23

2.3. Основные группы ценностных ориентаций современной

российской молодежи. 27

3.Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. 33
3.1. Методика исследования, её особенности. 33

3.2. Анализ полученных в ходе исследования данных. 36

Заключение 40

Список литературы 41

Приложение 1 Тест-анкеты на определение ценностных

ориентаций по методике М.Рокича

Работа содержит 1 файл

Ценностные ориентации современной молодежи.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

     4. Девиантно-делинквентный фактор[7] опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д.

     Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к  «навязываемым» обществом ценностей  и норм. Именно этот асоциальный резерв молодежи становится заложником агрессивно — политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно-делинквентная часть группы (по разным подсчетам, примерно 1—5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал — большевизма [10].

     Основная  проблема ценностной ориентации молодежи заключается в их принципиальной поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность. 

2.3.ОСНОВНЫЕ  ГРУППЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ  СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

     Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории  ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

  1. Материально-экономические ценностные ориентации.

      Этот  вид ценностей сегодня распределяется по оси "плановая экономика —  рыночная экономика". Выбор на ней  определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества  уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

     Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Однако "на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего личностных усилий" [3]. Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений [15], чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

     Большую заинтересованность современная российская молодежь проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место "феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать" [9].

     В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет  место раздвоение, — "наблюдается  явное противоречие в жизненных  установках студентов". "Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех  возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании молодежи специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим "рынком связей", определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей". [3]

     Молодежь считает, что "...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов" [9]. Большинство молодых людей намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики [14]. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода. [12]

     Особое  значение имеет то, что новое поколение  учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все  присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду. [3].

     2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

     Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси "утилитаризм — духовность" и горизонтальной оси "коллективизм – индивидуализм".

     В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи". [9] И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус молодежи накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры". [9]

     Коллективистская ориентация молодежи слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью. [19]

     Среди новых явлений в сфере этических  ценностных ориентаций, выделяется возвращение  к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь  имеются свои нюансы, — обращение  к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

     "Общественно-политические ориентации молодежи" [2], с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси "левый либерализм — правый консерватизм" и горизонтальной оси  "интернационализм – национализм". С другой стороны, традиционный демократизм молодежного сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается "очевидная демократическая направленность". [2]

     В то время как на Западе именно молодежь является главной движущей силой социальных движений с конца 1960-х, российская молодежь разобщена, не борется за свои права, не пытается объединиться; согласна на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста лишь при гарантии отсутствия для себя негативных последствий. Современные российские молодые люди — это аполитичные люди. [13] В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров. [1]

     3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

     Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость.

     Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

     Наиболее  актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

     Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов  происходит "снижение ценностей  общественно значимых (приносить  пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.)". [17] Это все объясняется процессом прощания с "социалистическим" детством, сопровождаемого послушностью излишне "заботливому" Западу. Таким образом, все российское общество уподобилось молодежи в его двоякой отчужденности от прошлого "детства" и будущего "отцовства", а сама молодежь оказалось возведенным в квадрат.

     Конец  двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых  социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. "За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина". ... Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения". [4] "Возрастает стремление молодежи к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее". [6] В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует.[12] В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой  молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. [4] Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

     В большей части теоретических исследований молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений российской молодежи начала XX в. [5] 

 

   3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

  3.1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

  Гипотеза  исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в  ценностных ориентациях по гендерному признаку. 

  Исследование проводилось в октябре 2008 года среди юношей и девушек 18-25 лет. В исследовании приняли участие 30 человек, среди них 15 юношей и 15 девушек.

  Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек была использована методика М.Рокича.

  Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи