Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:32, дипломная работа

Описание работы

Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Содержание

Введение
1. Определение понятия личности
2. Молодежь
3. Определение понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя в молодежной субкультуре
5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
6. Обзор результатов научного исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 28.28 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Ценностные ориентации современной  молодежи»

По дисциплине «Социология»

Оглавление

Введение

1. Определение понятия  личности

2. Молодежь

3. Определение понятия  ценностные ориентации

4. Поиски себя в молодежной  субкультуре

5. Описание психологических  тестов. Методика «Ценностные ориентации»  Рокича

6. Обзор результатов научного  исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Дай молодым то, в чем  они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Все больше молодых россиян  хотят жить

в экономически сильном правовом государстве,

без коррумпированных чиновников и

бандитского беспредела, где будут

востребованы их талант и  способности.

Лисовский В.

Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд  аспектов: это и возрастные психологические  особенности, и социологические  проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и  целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в  России.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей  и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста —  стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они — современные подростки?

Любому обществу присущ сложный  процесс формирования ценностей  и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня  разрушаются, а какие остаются. Как  это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что  рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые?

1. Определения понятия  личности

Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем  обществе понимается под словом «личность». Потому что молодежь, о которой  мы сейчас говорим, в первую очередь  является личностью, является частью того общества, в котором она существует.

По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении  с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и  ни о какой другой.

Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как  его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект  сознания, деятельности и общения), а с другой стороны – как  свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо  все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как  личности они могут существенно  различаться между собой.

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда  обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам  она принадлежит, каковы ее профессия  и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Смысл понятия (категории) «человеческая  личность» заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные  лица». Это понятие не просто фиксирует  воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида.

Исходя из такого подхода  к пониманию личности, можно указать  на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:

Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем  социально-типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);

Процессы формирования личности, в том числе ее исторического  развития (филогенез) и развитие отдельных  личностей в процессе их собственной  социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез);

Основные составляющие «системы личности»;

Социальная зрелость личности;

Основные проявления ее духовного  содержания;

Личность как субъект  деятельности и общественных отношений;

Социальные типы личности;

Взаимодействие личности с обществом.

2. Молодежь

Что же такое молодежь? Существует много трактовок данного понятия, я решила остановиться на том, что  молодежь – это большая общественная группа в возрасте от 14-30 лет, имеющая  специфичные социальные и психологические  черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями  молодых людей. Верхняя и нижняя возрастная граница молодежной группы различна в разных странах и разных отраслях деятельности человека (статистика, демография, социология, образование, криминалистика и т.д.).

Можно заметить, что к этой общественной группе относится большое  количества населения, и каждый является личностью. По результатам Всероссийской  переписи населения за 2002 г. видно, что  численность населения РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория 10-19 лет  составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек. Удельный вес этой возрастной категории в  общей численности населения  составил 16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория 20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный вес – 15,2% не изменился  по сравнению с 1989 г.

 

В соответствии с данными  молодое поколение 15-29 лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.

В России сложилась такая  ситуация:

С одной стороны – государство, проводящее определенную молодежную политику1.

Гражданское общество, находящееся  в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны. И между ними – молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении.

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и  определения современного типа отношений  в новой концепции молодежной политики в обществе.

«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она  просто активизирует свое участие в  его деятельности, это будет уже  мощным стимулом развития всего сообщества и демократизации государства. Свободная  деятельность молодежи – путь к  гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое может и  хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правового  поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций  и групп в рамках законов России».

3. Определение понятия  «Ценностные ориентации»

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации — важнейшие  элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний  и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения  человека, глубокие постоянные привязанности  человека, нравственные принципы

поведения. В силу этого  в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они  действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя  направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Ценности находятся в  непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят  из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны  между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся  в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет  термин <ценность>, акцентирует его  динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в  схеме: <интерес – установка  – ценностная ориентация>.

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с  более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется  под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые  ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми  претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни  страны. В настоящее время в  российском обществе возрастает интерес  к проблемам и культуре молодежи.

Молодежь – специфическая  составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной  российской молодежи весьма широк и  разносторонен: от алкоголя и наркотиков до литературы, музыки, театра и кино. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити. Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях, таких как движения хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди пытаются найти, проявить себя как-то в жизни, в какой-либо субкультуре.

4. Поиски себя в молодежной  субкультуре

Молодежная субкультура  — частичная, относительно когерентная  система внутри общей системы  культуры. Ее возникновение связано  с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в  собственном социальном статусе. В  онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как  фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск  социального статуса.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную  самостоятельность: умение принимать  решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это  не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков  таких игр в юности приводит к  тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным  от обязательств.

В динамичных обществах семья  частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений  социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения  изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский  возраст молодые люди отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые  должны защитить его от пока еще  чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом  молодежь стремится примкнуть к  себе подобным. Образующие таким образом  неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает  отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам  группы. Эти неформальные группы продуцируют  свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Молодежная контркультура  требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей  и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркультурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Итак, с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они  призваны способствовать адаптации  молодежи к тому же обществу.

Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему  уверенности. В то же время предоставляет  поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь бросаются в глаз уже  сформировавшиеся молодежные субкультурные группы, в частности благодаря заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании многих взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи