Субкультура молодежи: современные ценностные ориентации молодых россиян

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:37, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование субкультуры молодежи и ценностных ориентаций молодых россиян.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осуществления диалога поколений, так как только на пути диалога возможно конструктивное прогрессивное развитие общества. Ведь одна из главных функций межличностного общения – выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость .

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность молодежной субкультуры
2. Типы молодежной субкультуры
3. Ценностные ориентации молодых россиян
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.социология.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Реферат

по дисциплине

Социология

на тему

Субкультура молодежи: современные  ценностные ориентации молодых россиян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

3

1.

 Понятие и сущность  молодежной субкультуры

5

2.

Типы молодежной субкультуры

9

3.

Ценностные ориентации молодых россиян

12

 

Заключение

23

 

Список литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью работы является исследование субкультуры молодежи и ценностных ориентаций молодых россиян.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осуществления диалога поколений, так как только на пути диалога возможно конструктивное прогрессивное  развитие общества. Ведь одна из главных функций межличностного общения – выработка взаимоприемлемых решений, устранение противоречий, порождающих вражду и непримиримость .

Если молодежь будет  открыта для диалога, то старшее  поколение, во-первых сможет улучшить свои отношения с детьми, учениками, молодыми соседями. Во-вторых, диалог поколений  поможет выявить в субкультуре  молодежи ростки будущей современной культуры, поможет молодым в решении их проблем1.

Для осуществления диалога  поколений, каким бы ни был его  мотив,   нужно понимать молодежь, а для этого прежде всего важна  информированность, наличие знаний о различных аспектах молодежной субкультуры и ценностных ориентациях молодых россиян.

Молодежная субкультура  может рассматриваться как богатый  источник инноваций и открытий в  искусстве, моде, формах досуга; как  вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма  творческой активности молодых, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Объектом исследования является  социология молодежи

Предметом исследования являются молодежные субкультуры и ценностные ориентации молодых россиян.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

  • Определяется понятие и сущность молодежной субкультуры необходимые для понимания причин изучения молодежной субкультуры;
  • Исследуются типы современной молодежной субкультуры;
  • Производится анализ ценностных ориентаций молодых россиян.

 

1. Понятие и  сущность  молодежной субкультуры

Под молодежной субкультурой понимается совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символика, модели поведения, жизненный стиль и внешняя атрибутика какой-либо группы молодёжи, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими2.

 Причина существования  молодежной субкультуры в обществе  заключается в том, что пока человек молод, силен и здоров, его внимание большей частью занято окружающими событиями и объектами. Молодости свойственно интенсивное межличностное общение, а измерение ценности собственного «Я» происходит исключительно посредством мнения окружающих, пусть даже ошибочно. Именно поэтому, как факт, сами по себе молодежные группировки – явление далеко не новое. Нынешние объединения молодых людей получили несколько иной размах и, соответственно, другой характер распространения. Стало возможным говорить о существовании своеобразного социально-психологического феномена – молодежной субкультуры, существующей внутри традиционной социальной культуры, так или иначе принятой в нашем обществе.

 Философская сущность  молодежной субкультуры состоит  в том, что молодые люди  чувствуют потребность отражать в себе мир и самому отражаться в мире. Современная молодежь пошла в этом смысле «по пути наименьшего сопротивления» – она стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на суррогатных, при этом часто социально индифферентных псевдоценностях, создающих иллюзию полноценной духовной жизни.

Существует обратная связь между участием в молодежной субкультуре и религиозностью. Однако перечень причин ухода в религию  и в субкультуру идентичен: потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, вещизм, растерянность перед жизнью. Уход из мира взрослых составляет пафос молодежной субкультуры.

Необходимо также подчеркнуть, что молодые люди наиболее чувствительны к государственным «перекосам». Они стихийно пытаются разобраться в нерешенной государством проблеме «идеологии» — того, что придавало бы смысл их жизни. По всей видимости, это одна из главных причин создания молодежью неформальных объединений. Таким образом, молодые люди позиционируют себя в обществе, отделяют себя от «немыслящей» толпы. В своих объединениях они стремятся найти пусть «суррогатные», но все же ответы на свои мировоззренческие, философские вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем я живу?» и т. д. Они потому и объединяются, что государство не дает им на эти актуальные (особенно в юном возрасте) вопросы убедительного ответа3.

Принадлежность к группе дает индивиду чувство безопасности, которое является базовой необходимостью, и недостаток которого особо остро воспринимается обществом в состоянии социальной неопределенности и дифференциации. Объединение молодых людей в субкультуры говорит о нехватке чувства безопасности и ориентиров в поведении, невозможности получить такие качества в других социальных институтах, приводит их к коалиции себе подобных. Ключевым элементом идентификации становятся не моральные и культурные ценности, этнически свойственные стране, а общность образа жизни, стиля поведения и проведения досуга. Связующим началом, атрибутом и идеологией в этой социальной среде является музыка.

 Больше всего удручает  в этом процессе видимое противоречие между внешними и внутренними факторами – будучи акселератами в плане физического развития, нынешние молодые люди оказываются крайне инфантильными в социально-психологическом отношении.

Исследование феномена молодежной субкультуры и современных ценностных ориентаций молодых россиян, таким образом, призвано  помочь психологам разрешить это противоречие, эффективно производить своевременную коррекцию и «настройку» психики молодых людей на решение действительно важных и актуальных жизненных проблем, устраняя тем самым состояния неуверенности, потерянности, тревоги, депрессии.

В социально-философском  смысле развитие современного российского общества прошло стадию публичности и перешло в стадию приватности, которая сегодня снова пытается найти выход в публичное пространство, но уже под новым лозунгом: «хочу быть оригинальным, как все» в противоположность свойственному прошлой идеологии «хочу быть правильным, как все»4. Поэтому представители молодежной субкультуры тяготеют к выработке собственных идеалов, значений и символов, регулирующих вхождение и пребывание в ней. Активность и желание самовыражения, свойственные человеку на этапе формирования личности, приводят к введению внешней атрибутики, которая еще прочнее закрепляет человека как члена определенной субкультуры.

Между некоторыми субкультурами строятся отношения по принципу контркультуры, когда члены одной группы не принимают идеалы другой.

Неформальные объединения молодежи предъявляют обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); предоставляют ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов.

 

2. Типы молодежной субкультуры

Социологи типизируют современную  молодежную субкультуру по двум признакам: главному системообразующему признаку субкультуры и гендерной ориентации. В таблице 1 приведена типизация молодежной субкультуры по названным признакам5.

Таблица 1. Пространство современных российских молодёжных субкультур: типологическая сетка координат

Типологизируя субкультуры  по основному системообразующему признаку, уточним содержание выделенных типов. Спортивно-игровые субкультуры предполагают объединение молодых людей на основе любительских занятий определённым видом спорта (скейтбординг, роликовые коньки, ВМХ, сноубординг, мотоциклетный спорт), спортивного фанатизма (футбольные фанаты) или же участия в костюмированных постановочных играх, также связанных с реальной физической активностью (ролевики, в частности толкиенисты). Для музыкальных субкультур главным системообразующим признаком является увлечение тем или иным стилем музыки. Клубные субкультуры существуют лишь в стенах ночного клуба, в повседневности субкультурная принадлежность индивида может никак не проявляться (как это чаще всего бывает у современных посетителей рейвов), или же принимать менее эпатажный вид (фрики). Для криминальных субкультур главный типообразующий признак - противоправный характер деятельности, а также общее пристрастие их участников к "уголовной романтике". К молодёжным криминальным субкультурным формированиям мы относим неонацистские объединения скинхедов, сообщества гопников6, а также преступников, действующих в виртуальном пространстве - хакеров.

Комплексные субкультуры  без доминирующего системообразующего признака также возникают и существуют. Помимо собственной музыкальной сцены, в них присутствуют и иные формы искусства (литература, живопись, фотография и др.), как создаваемые в рамках самих субкультур, так и заимствованные из общекультурного наследия. Направленность их деятельности также различна и не ограничивается какой-либо доминирующей формой активности. Можно сказать, что это субкультуры образа жизни. Неполитические или неформально-политические группировки прямо отрицают наличие у них идеологии, не могут связно изложить её или постулируют идейный плюрализм как основу своей платформы. Поэтому в современном урбанизированном социуме консолидирующим фактором для подобных молодёжных субкультур и движений является не идеология, а особенности жизненного стиля, отличающие людей и атмосферу этого сообщества от всех остальных.

 Необходимо также  отметить, что, будучи членами как формальных, так и неформальных организаций,  молодые люди конструируют особый мир ценностей и смыслов, который обычно возводится к какой-либо матрице. В неформальных структурах она чаще всего представлена феноменами массовой культуры (шоу-бизнес, литература, социальная мифология). В формальных организациях – идеологией, репрезентируемой политическим лидером. В автономных моделях поведения – мифами, ориентированными на мистику, религию, пара науку. Общим для этих матриц является то, что они являются «праксеоориентированными», максимально упрощенными (примитивизированными) и приспособленными для утилитарного использования. Все это делает подобные матрицы временными, подчиняющимися закономерностям формирования и эволюции моды. В их временности кроется одна из причин относительной недолговечности молодежных организаций, сравнительной легкости изменения молодыми людьми своих жизненных траекторий7.

 

3. Ценностные  ориентации молодых россиян

Ценностные ориентации – это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ8. Система ценностных ориентаций человека является «фундаментом» его отношения к миру.

Происходящие  с конца 90-х годов ХХ в. в России процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь. По мнению большинства россиян старшего возраста (70%) и самой молодежи (64%), для современных молодых людей характерны моральный релятивизм и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам9.

По данным социологов, гражданская идентичность и политико-идеологическая идентификация сегодня играют незначительную роль в качестве сплачивающих факторов. Гораздо чаще люди идентифицируют себя с представителями своего поколения, возраста (особенно до 20 лет), своей профессии10.

Исследование11 показало, что в жизненных планах молодых людей доминируют семейное счастье, карьера, богатство. Так, семейного счастья хотят 65% опрошенных. Две пятых (41%) настроены на карьеру. Третья часть (33%) респондентов жаждет богатства. Значительное количество (27%) считают одним из основных приоритетов реализацию таланта и способностей. Почти столько же полагают для себя важным достижение свободы и независимости в решениях и поступках. Обращает на себя внимание, что карьерные устремления лишь отчасти связываются со стремлением стать профессионалом в своем деле. Если сделать карьеру хотят 41%, то стать квалифицированным специалистом – 18%. Возможно, карьера в глазах значительной части молодежи – это уже терминальная ценность, тогда как профессионализм – инструментальная. Десятая часть опрошенных стремится к власти; столько же хотят принести пользу «человечеству и своей стране»; примерно столько же желают прославиться. Незначительная доля респондентов (6%), к которым, пожалуй, следует прибавить тех, кто не смог дать определенный ответ (3%), т.е. в целом таких молодых людей может быть много, не определили какие-либо позитивные цели и хотят лишь того, чтобы их оставили в покое.

Информация о работе Субкультура молодежи: современные ценностные ориентации молодых россиян