Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель исследования: ценностные ориентации современной молодежи.
Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.
Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.
Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.
Задачи исследования:
1.на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить наличие и особенности ценностных ориентаций и интересов современной молодежи;
2.выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.
Введение 3
1.Ценности и ценностные ориентации. 6
1.1.Понятие ценности и ценностной ориентации. 6
1.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций. 8
1.3.Особенности динамики ценностных ориентаций. 9
2.Молодежь и ценностные ориентации. 19
2.1.Понятие «молодежь» 19
2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации
и интересы молодежи. 23
2.3. Основные группы ценностных ориентаций современной
российской молодежи. 27
3.Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. 33
3.1. Методика исследования, её особенности. 33
3.2. Анализ полученных в ходе исследования данных. 36
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 1 Тест-анкеты на определение ценностных
ориентаций по методике М.Рокича
Нарастающий
дисбаланс между духовными и
материальными ориентирами
Исследователи социологии российских реформ отмечают, что переходное состояние российского общества от принудительно направляемого хозяйство к современному рыночному обуславливает общественные сдвиги в ценностных представлениях, ориентациях и типах поведения различных групп и слоев населения. Само осуществление экономических реформ не было бы возможно, если бы не получили достаточно широкое распространение новые, не практиковавшиеся ранее типы экономического поведения, соответствующие новым реалиям. Несмотря на достаточно консервативную природу систему ценностей, которая определяется не только экономическими отношениями, становящимися «здесь и сейчас», но и прошлым жизненным опытом, статусом конкретного человека, группы, слоя, традициями и обычаями, в обществе образовалась достаточная представительная реферативная группа, которая является носителем и движителем новых экономических отношений». Эта группа в достаточной мере адаптировалась к новым экономическим условиям, ей удалось в этой среде обрести новую идентичность, и благодаря этой идентичности — интегрироваться в новую экономическую реальность.
Однако, как пишут авторы того же исследования, возникла и другая общность людей как тех, чья личностная идентификация не совпадает с социально — символической идентификацией, — «одновременно оформилась и группа аутсайдеров, которые не принимают рыночный вариант развития, ориентированы на прошлые опыт и ценности».
Есть
и третья группа, и их — большинство,
— «между этими крайними группами
находится большинство
На
фоне мировоззренческой
Однако некорректно объяснять кризис ценностных ориентаций только экспансией массовой культуры Запада, которая сопровождает интеграцию в мировую экономическую систему. Во многом возникновению кризисной ситуации способствовали обстоятельства внутренней жизни страны и ход исторических событий недавнего прошлого. Необходимо вспомнить, что было с человеком с помощью мощной системы образования и воспитания, путем подавления всякого инакомыслия, посредством крайних насильственных методов в течение около 80 лет, то есть на протяжении жизни почти трех поколений. Идеалы и ценности прежнего общества вошли в сознание всех ныне живущих людей весьма основательно и глубоко. Механически, разом, заменить эти «старые» ценности на «новые» нельзя.
А при этом еще необходимо учитывать те ценности, которые складывались в течение столетий, и к которым в режиме «реставрации» происходит возвращение. Базовые ценности с трудом поддаются переоценке, и очень медленно размываются, но полное их исчезновение невозможно — этому препятствует инстинкт культурного самосохранения нации. Новое общество может вырасти только в ходе исторически последовательной смены поколений, каждое из которых будет постепенно избавляться от груза мешающих прогрессу идей, взглядов, форм и методов деятельности, устаревшего опыта. На это уйдет жизнь не одного поколения. Существует ряд социально — экономических, политических и культурных инновационных факторов, которые влияют на динамику ценностных ориентаций реформенных и пореформенных:
1) микроэкономический;
Микроэкономическое воздействие оказывает влияние на динамику ценностных ориентаций как бы «снизу», на уровне микроэкономических отношений. Здесь особое значение имеет то, что новое поколение учится «делать» деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду. «Истоки этого изменения — в нарастании индивидуалистических настроений и в экстремальности современной жизненной ситуации в России».
Ошибка российских идеологов реформы, которая носит стратегический характер, состоит в том, что понятие реформы сведено исключительно к экономике, к запуску рыночных механизмов, приватизации, перестройке финансовой системы и т.п. Упускается из виду, что кризис российского общества носит всесторонний характер и, следовательно, не может быть преодолен путем реформирования какой-либо из сторон общественной жизни, в данном случае – экономики.
Человек - творец и основной носитель перемен, данное положение, как и прежде, напрочь игнорируется. Между тем, «чудо» американской экономики было построено на чисто психологической и идеологической основе, в особой этической и религиозной атмосфере, которые санкционируют капиталистическую прибыль (профит) как законную награду за личные способности и усилия.
2) макроэкономический;
Макроэкономический фактор влияния на динамику ценностных ориентаций сводится к тому, что российские реформаторы взялись за проведение экономических преобразований, не утруждая себя четким и последовательным анализом всей специфики национальной культуры и психологии своего народа. И вследствие этого упустили из внимания то, ради чего все эти реформы предпринимались — самого человека.
В экономическом процессе действуют все формы творческой активности человека. Первое условие всякого "экономического фундамента" - желание и способность человека строить этот фундамент. Главное - человек, личность как самоценность и начало всех начал. И, значит, основное - образование, воспитание, наука, культура, развитие духовных и нравственных начал жизни. Но именно эти сферы оказались под ударом в ходе экономической реформы, разрушены и забыты. Непонимание того, что замедленность движения психологии общественного сознания, общественного мышления неизменно сказывается на качестве проводимых реформ. Именно новые формы накопления общественного богатства становятся основным условием прогресса, ускорения темпов общественного развития. Направление, содержание и характер исторического процесса все более зависят не столько от материальных факторов, сколько от воли (как индивидуальной, так и коллективной), от реакций этой воли и ума на возникающие задачи общественной жизни. Трудность состоит не в том, чтобы в очередной раз провозгласить этот тезис, а в том, чтобы за точку отсчета в философии развития России на деле взять именно человека и от этой точки строить идеологию реформ во всех остальных ее частях и разделах. Исключительно сложная задача. Ибо традиционно и «коммунистическое», и «буржуазное» мышление представляет социальные условия как результат развития экономики, производства, а человека - как продукт этих условий, которым он подчиняется как внешним, не зависящим от него факторам.
3) микрополитический;
Микрополитическое воздействие обуславливает то, что в настоящее время общественное сознание России накренилось в противоположную сторону. Исповедуется философия, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего в экономике) как высшему проявлению мудрости.
По существу, утверждается, будто человечество идет в будущее ощупью во тьме, не имея возможности сказать о нем ничего конкретного, более того, не ясно, есть ли у него будущее вообще. Притом, что успехи «естественного» общества намного значительней и этот тип исторического развития ныне выглядит явно предпочтительней "научно создаваемого общества", очевидно и то, что это общество также далеко не идеальное: лучшее - не обязательно хорошее.
Для большинства смыслом жизни и самоцелью стали деньги, а идеалом будущего – государство, в которой у людей много денег и много вещей. Объяснить такой взгляд на жизнь и общество в нынешней ситуации просто, но согласиться, что такое видение может быть идеалом российской истории, смыслом прогресса, конечно, нельзя.
Идеал общества сформируется в ходе его развития, исторического процесса, который есть результат действий свободной воли отдельных лиц и обществ, свободно избирающих руководящие ценности личной жизни и общественного развития и воплощающих их в своем творчестве. Выход из кризиса в решающей степени зависит от того, какая ценность будет преобладать верховенствовать в жизни общества и, следовательно, каким будет направление исторического процесса; как в зависимости от этого будут восприниматься и воплощаться остальные, в том числе индивидуальные, личные ценности.
4) макрополитический;
Отказ
от прежней государственной и
общественной формы еще не дает гарантии
правильного исторического
Каждый народ, каждое общество имеют свою систему ценностей, к которой они стремятся, которую «культивируют», и из которой вырастает их культура. Трагедия России состоит в том, что в основе жизни ее народа десятилетия лежали ценности ложные, которые провозглашались истинными и высшими. Прежний строй мыслился как широчайший набор всевозможных средств действия без истинно сущих целей культуры и моральных ограничений. Без ценностей, которым должны быть подчинены эти средства, а не верховенствовать над ними, не вытеснять, не подавлять и не заменять их. Это - Свобода, Справедливость, Солидарность, Гуманизм, Добро, Счастье, Личность, Народ, Нация. Это Культура, Наука, Искусство, Литература. Это Семья и Здоровье. Это Человек, Личность. Мало изменить внешние материальные и социальные условия жизни и развития, молодежи, надо изменить внутренний строй личности. Реформы должны произойти не над людьми, не вокруг них, а, прежде всего в самих людях. Нельзя освободить человека извне более чем он свободен изнутри. Там, где плохая личность, там и плохое общество.
5) этический;
Высшей духовной установкой общества, из которой произрастает вся система ценностей, ведущая человека к высотам самоопределения и саморазвития, является свобода. На постулате приоритета свободы как высшей ценности должна строиться вся иерархия. Но свобода часто оборачивается вседозволенностью и анархией.
Психологическое
напряжение и атмосфера страха, рожденная
ощущением грядущих социальных, экономических
и экологических катастроф, резко
снижают адаптационные
6) рациональный.
Рационально — смысловой аспект. Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированное культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Противоречиво изменяется ценностное восприятие межпоколенческих отношений. Возрастает их стремление к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее. Особую значимость в этой группе имеют проблемы, обусловленные духовно — нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь.
Таким образом, молодежь как социальная группа переходного характера, чьей главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания, обладает структурной двойственностью, что сказывается на схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций молодежи, а именно теоретико-общеобразовательную идентификацию и практико-специализационную интеграцию.
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи