Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель исследования: ценностные ориентации современной молодежи.
Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.
Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.
Гипотеза: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.
Задачи исследования:
1.на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить наличие и особенности ценностных ориентаций и интересов современной молодежи;
2.выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.
Введение 3
1.Ценности и ценностные ориентации. 6
1.1.Понятие ценности и ценностной ориентации. 6
1.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций. 8
1.3.Особенности динамики ценностных ориентаций. 9
2.Молодежь и ценностные ориентации. 19
2.1.Понятие «молодежь» 19
2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации
и интересы молодежи. 23
2.3. Основные группы ценностных ориентаций современной
российской молодежи. 27
3.Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. 33
3.1. Методика исследования, её особенности. 33
3.2. Анализ полученных в ходе исследования данных. 36
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 1 Тест-анкеты на определение ценностных
ориентаций по методике М.Рокича
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | Рационализм | 10,15 | 7,45 | ||
12 | Исполнительность | 12,05 | 11,1 |
Таблица 3.5. Не имеющие значения терминальные ценности.
№ | Среднее значение | Место | |||
девушки | юноши | девушкиии | юноши | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Красота природы и искусства | 14,35 | 17,25 | ||
2 | Счастье других | 15,35 | 16,75 | ||
3 | Творчество | 15,5 | 16,3 |
Таблица 3.6.Не имеющие значение инструментальные ценности.
№ | Наименование инструментальных ццццццццценнценностей | Среднее значение | Место | ||
девушки | юноши | девушкиии | юноши | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | непримиримость к недостаткам в себе и других | 16,8 | 17,5 |
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.
Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей).
Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45% д., 5% юн.).
То,
что у юношей на первом месте стоит
ценность материально обеспеченной
жизни или по-другому
Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эмпирической части данной работы мы провели изучение ценностных ориентаций, с целью выявления различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.
В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях юношей и девушек, что подтверждает нашу гипотезу. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ”здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению юношей и девушек.
Реализуемый
подход к практическому изучению ценностных
ориентаций молодежи представляется нам
достаточно перспективным для дальнейших
изучений этой проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства
2. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998.
3. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х — социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000.
4. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.104
5.. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа., -1997; Лисовский В.Т. Советское студенчество:
6. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия: Учебн. пособ. – СПб.: Астерион, 2005. – 148 с
7. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально — культурной интеграции. СПб., 1998.-
8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.
9. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12
10. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб., 1999
11. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 1998. С. 35
12. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.
13. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003.
14. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8
15. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М., 2001
16. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //
17. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6.
18. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996.
19. Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молодежи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб., 1998.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990
21. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно — экономических условиях. Москва —Воронеж. 1998
22.
Шибаева М.М. Самоопределение личности
в культуре как мировоззренческая проблема//
Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.
ТЕСТ-АНКЕТА
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПО МЕТОДИКЕ М.РОКИЧА.
Уважаемый
респондент, просим Вас принять участие
в исследовании ценностных ориентаций
современной молодежи. Для этого
ответьте, пожалуйста, на вопросы данной
тест-анкеты. В вопросах, где предлагаются
варианты ответов, обведите нужный вам
номер ответа. В остальных вопросах впишите
свой вариант ответа самостоятельно.
2.
Ваш возраст_______
5. Семейное положение:
1. Женат/замужем
2. Холост
3. Разведен/разведена
4. Гражданский брак
6. Проранжируйте
приведенные ниже терминальные
ценности в порядке их
№ | Наименование терминальное ценности | Место данной ценности в Вашей жизни |
1 | 2 | 3 |
1 | Активная, деятельная жизнь | |
2 | Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) | |
3 | Здоровье (физическое и психическое) | |
4 | Интересная работа | |
5 | Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) | |
6 | Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | |
7 | Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) | |
8 | Наличие хороших и верных друзей | |
9 | Общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого) | |
10 | Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) | |
11 | Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | |
12 | Равенство (равные возможности для всех); | |
13 | Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках | |
14 | Свобода (независимость в поступках и действиях | |
15 | Счастливая семейная жизнь | |
16 | Творчество (возможность творческой деятельности) | |
17 | Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) | |
18 | Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений) |
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи