Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20
3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49
на тему:
«ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ
МОЛОДЕЖИ»
Работу выполнила:
студентка
группы
Руководитель:
Москва
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе………………………………………………………
3. Исследование ценностных ориентаций
современной
молодежи…………………………………………………………
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
Список использованной литературы………………………………..49
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.
Сегодня многие вспоминают это время пионерских лагерей и субботников, сборов металлолома и культпоходов. Все шевелилось, бурлило, мчалось – кружок умелые ручки, общество юных любителей книг, юннаты, юные техники, олимпиады, спортивные секции, танцевальные и математически е кружки – все, чего душа пожелает, и в огромных количествах! И все направлено на достижение одной цели – победы коммунизма, на осуществление одной задачи – построение всеобщего Светлого Будущего!
Конечно, когда прошло время, мы все поняли, что за коммунистической идеологией стояла безжалостная диктатура, чудовищная ложь и лицемерие, которые привели, в конце концов, к полному краху.
А вместе с самой системой рухнули и программы, работающие с молодежью.
Конечно,
сейчас современная молодежь с трудом
может объяснить, кто такой Ленин,
как завязывается пионерский галстук
или объяснить слово «комсомол»
Наши родители, бабушки и дедушки, думают, что если рухнула система коммунизма, то наши интересы и ценности – это сплошные вечеринки, ночные клубы, компьютерные игры, Интернет, а потом все закончится «безопасным сексом», кокаином и СПИДом? Конечно, мне не хочется в это верить, и я попытаюсь разобраться в этом в своей работе.
Проблема заключается в вечном противоречии «века нынешнего» с «веком минувшем». То, что убеленным сединами кажется необходимым, для молодых людей звучит глупо и смешно, и наоборот. И так будет всегда.
В последние годы в мире произошло множество изменений глобального характера, что существенно повлияло прежде всего на положение и социальное самочувствие молодежи.
Речь идет о переходе от индустриально-технологических обществ к информационным. А это означает, что сложились иные, чем в XX веке, социально-экономические условия социализации и интеграции молодежи во все сферы жизни и деятельности.
Молодежи предстоит научиться жить в эпоху новых ценностей, новой этики взаимоотношений между людьми, народами, странами, ценя все достигнутое предыдущими поколениями, осваивая и развивая при этом новую планетарную этику, новую систему идей и ценностей.
Социология молодежи — это наука, объектом изучения которой является молодежь: ее общие и конкретные черты, особенности, интересы, потребности, проблемы социализации, деятельности во всех сферах жизни и т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи.
Предметом исследования являются ценностные ориентации молодежи.
Цель – это выяснить особенности ценностные ориентации современной молодежи.
Данная
цель будет выполнена путем
1.
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Проблемы молодежи изучают многие науки, поэтому подлинный "портрет" молодежи как большой социально-демографической группы общества можно представить себе лишь на междисциплинарном уровне, т. е. с учетом данных таких наук, как история, философия, педагогика, психология, социальная психология, политология и др. Только социология позволяет рассмотреть феномен "молодежь" в комплексе.
Наиболее приемлемой является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь — это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе"1.
Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, характеризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности"2
Существует
множество определений
Рассмотрим понятие «молодежь», упоминающееся сегодня в литературе. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. Каждое из таких поколений, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, данному ими в "Немецкой идеологии", "с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой, — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности''. В целом такому определению возразить трудно, хотя здесь нет указаний на особенности молодежи как социальной группы.
Несколько дальше К. Маркса и Ф. Энгельса в определении и уяснении феномена молодежи пошел В. И. Ленин. Именно он впервые сделал попытку соединить общефилософский и конкретно-социологический подходы в отношении к молодежи, обратив особое внимание на нее как субъект исторической деятельности. Последнее было определенным шагом вперед в подходах к изучению молодежи. В своей знаменитой речи на III съезде РКСМ и других работах он сформулировал концепцию коммунистического воспитания личности, воспитания молодых коммунистов, долгое время реализуемую КПСС, государством, а сегодня усиленно и повсеместно критикуемую. Феномен "молодежь" В. И. Ленин рассматривал не иначе как в контексте теории классового деления общества.3
Границы «молодежи» размыты и подвижны. Существует множество различных возрастных классификаций как зарубежных, так и отечественных.
Наиболее популярными являются классификации Д. Биррена, Д. Бромлея и Д.Векслера – зарубежных ученых и В.В. Бунака и В.В. Гинзбурга – отечественных ученых.
По Д. Биррену, юность длиться от 12 до 17 лет, по Д. Бромлею – от 11 до 21, по Д. Векслеру – от 16 до 20, по В.В. Бонаку – от 17 до 25, по В.В. Гинзбургу – от 16 до 24. В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности.
Так же все авторы отмечают неоднородность зрелости, которую расчленяют на раннюю и позднюю. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25 лет, по Д. Бромлею – от 21 до 25, по Д. Векслеру – от 20 до 35, по В.В. Бонаку – от 20 до 30 (женщины) и 25 -35 (мужчины), по В.В. Гинзбургу – от 24 до 40 лет. Здесь также нет совпадения в границах выделяемых возрастных периодов.4
Проанализировав все выше перечисленные возрастные периодизации можно назвать средние возрастные границы – от 14 до 30 лет. Возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Как
специфическая социально-
Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать весьма своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества.
В связи с этим применительно к молодому поколению можно вести речь об основных и второстепенных его особенностях. К основным мы относим физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые характеристики. Что касается второстепенных, то они вытекают из основных и проявляются в зависимости от вида общественно полезной деятельности, места проживания, социального статуса человека в обществе.
Многие ученые и исследователи занимаются проблемой подразделения молодежи (по возрасту и степени включенности в социально-экономические отношения) на группы. Рассмотрим точку зрения В. В. Бовкуна, который выделяет пять групп молодежи: подростковую — 14—15 лет; предъюношескую — 16—17; раннеюношескую — 18—20; среднеюношескую — 21—25; старшеюношескую — 26-30 лет.
Некоторые ученые — специалисты по молодежной проблематике рассматривают три основных периода в жизни молодого человека.
К первому они относят так называемый период поиска, когда молодой человек сам для себя определяет и принимает решение — кем быть, каким (какой) быть, какую профессию, специальность избрать, каким образом и в какой сфере деятельности реализовать свои знания, способности, талант.
Ко второму периоду можно отнести то время, в течение которого молодой человек интегрируется в общество. В данном случае речь идет о нескольких первых годах работы юношей и девушек на производстве, в науке, культуре, других сферах.
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи