Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа
Систематизировать виды речевых формул, как они представлены в специальной литературе, а затем найти их в художественных произведениях, которые имеются в учебниках литературного чтения «Родная речь» для 3 класса (1 и 2 ч.) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. И показать, как можно этот материал использовать при обучении школьников речевому этикету.
Задачи работы: Изучить научную и практическую литературу по теме русского речевого и неречевого этикета. Найти этикетные выражения в текстах художественных произведений, помещенных в учебниках «Родной речи» и расклассифицировать по видам:
1). Речевой этикет.
2). Неречевой этикет.
Введение………………………………………………………………….…4 стр.
Глава 1. Система речевого и неречевого этикета в русском языке ...........7 стр.
1.1. Из истории возникновения речевого этикета ……………………...….7 стр.
1.2. Речевой этикет ………………..………………….…………………...…9 стр.
1.3.Неречевой этикет …...…………………………….……………………11 стр.
Обращение …….…………………………………….……………………...15 стр.
Реакция на обращение, на привлечение внимания …………..…………..17 стр.
Приветствие ….……………….…………………………………………….18 стр.
Приветствия в письме …………………….………………………………..19 стр.
Прощание …………………………………………………………….……..20 стр.
Пожелания при прощании ….…..…………….……………………….…...21 стр.
Знакомство …..…..……………………………………………………..…..21 стр.
Приглашение …..…………………….……………………………….……22 стр.
Просьба, совет, предложение ……………………………………….…..…24 стр.
Извинение ………………………………………………………….…….…26 стр.
Благодарность……………………….……………………………….……...26 стр.
Утешение, сочувствие, соболезнование …..…...…………….…………..27 стр.
Комплимент ...………………………………………………………………28 стр.
Поздравление .………………………………..……………………………..29 стр.
Глава 2. Речевой и неречевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов ……………………………………………...………….34 стр.
2.1. Речевой и неречевой этикет в сказках ……………………………….37 стр.
2.2. Речевой и неречевой этикет в рассказах………………………...……43 стр.
2.3. Речевой и неречевой этикет в стихотворениях………………...…….47 стр.
2.4. Речевой и неречевой этикет в былях и небылицах ………………….48 стр.
2.5. Речевой и неречевой этикет в баснях ………………………...………52 стр.
Глава 3. Использование речевого и неречевого этикета в начальных классах (с примерами из учебника литературного чтения) ………………………55 стр.
3.1. Роль этикета в жизни ребенка ………………………………………...55 стр.
3.2. Разработка классного часа для 3 класса по учебнику литературного чтения Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Родная речь» 3 класс 1 часть……………………………………………………………....57 ср.
Заключение …………………………………………………………………64 стр.
Список литературы…………………………………………………………66 стр.
Приложение 1. Список исследованных текстов и этикетных выражений из них ….…………….…………68 стр.
Приложение 2 Образцы объяснения этикетных выражений школьникам ……………………………
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
В художественном образе, как форме мышления, сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях истории, научных знаниях. С помощью образов, представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти от воспитания цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений и раскрытию их внутреннего, глубокого смысла. Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте. [4]
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Ведущей идеей курса литературного чтения с 1 по 4 классы является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы.
Младший школьный возраст, по мнению психологов (Л.И. Божович), является сенситивным периодом для формирования морально-нравственных представлений и морального развития учащихся. [6] Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственные основы, формировать нравственно-этические установки и учить решать моральные дилеммы (Л. Колберг). Также важно регулярно создавать для учащихся ситуации нравственного выбора и оценивания себя, своих и чужих поступков. Нельзя забывать о формировании таких общечеловеческих ценностей, как доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, сострадание, стремление помочь в трудную минуту и пр. Морально-нравственному развитию и формированию таких качеств, способствуют тексты, специально подобранные для чтения в учебниках Л.Ф. Климановой и др. В учебники по литературному чтению включены целые разделы, которые помогают осмыслить важные духовные ценности своего и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство. Например:
Учебник «Литературное чтение: 3 класс», Ч . 1, стр. 179.
Учебник «Литературное чтение: 3 класс», Ч . 2, стр. 123.
Учебник «Литературное чтение: 4 класс», Ч . 2, стр. 2.
Система заданий и вопросов учебника позволит учащимся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Кроме того, языковым материалом для анализа этических и нравственных ценностей могут служить пословицы, поговорки, высказывания известных людей прошлого и настоящего.
Учебники помогают овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в паре, освоить правила работы в группе.
В учебниках много вопросов, которые начинаются со слов: «Обсуди с другом (или друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только тогда, когда дети будут работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Для парной и групповой работы предлагаются, как правило, вопросы нравственного характера: «Какие качества людей ценит народ? Обсудите с друзьями.»
Система вопросов и заданий учебника позволит научиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно учащиеся будут составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Например: «Подготовьте чтение стихотворения с друзьями по ролям». Или: «Вспомните с другом, какие добрые дела сделали дядю Стёпу любимым героем детей и взрослых». В учебниках Л.Ф. Климановой и др. целые темы посвящены теме общения, тому, как строить взаимоотношения с друзьями и взрослыми, как выйти из конфликтной ситуации. Например, раздел «Я и мои друзья».
Все вопросы и задания, представленные после прочтения (прослушивания) текста, прежде всего, ориентируют ребенка на получение эмоциональной информации о тексте, о возможности высказать свое впечатление от текста.
Содержание учебников, методический и дидактический аппарат способствуют достижению основных личностных результатов, а также духовно-нравственному развитию и воспитанию личности младшего школьника.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения. [18]
Для анализа мы взяли учебник «Родная речь» для третьего класса начальной школы 1 и 2 части, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
В обеих частях учебника представлено много художественных произведений, стихов, басен, рассказов, сказок.
2.1. Речевой и неречевой этикет в сказках.
Сказка – является одним из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. В сказках четко можно проследить, что является добром, а что злом, где хорошо, а где плохо, то есть те нормы человеческого поведения, которые называются этикетом.
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.
Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики» [25].
Сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
В сказке наблюдается изобилие форм речевого и неречевого этикета.
«Здравствуй, красная девица, - говорит он…» речевой этикет, состоит из двух частей. 1ч. – приветствие – здравствуй – является одним из самых распространенных, часто употребляется в разговорной речи. Это не только приветствие человека, но и пожелание ему здоровья, так как слово Здравствуй произошло от слово Здравие, то есть здоровье. Раньше часто употреблялась форма приветствия «Доброго здоровья» или «Доброго здравия». Например, даже сейчас в военных рядах приветствуя старшего по званию, произносят: «Здравия желаю»; 2ч. – обращение – красная девица - в старину было распространенным обращением к незнакомой девушке, как сейчас просто обращение девушка.
«Вы ж, голубушки-сестрицы…» - выражение речевого этикета, ласковое обращение к сестрам (устар.), раньше часто употреблялось в разговорной речи.
«Ты, царевич, мой спаситель…» - форма речевого этикета, обращение к сыну царя, либо обращение в переносном смысле к просто красивому юноше. В современном языке уже не употребляется (устаревш.).
«Добрый путь вам…» - выражение речевого этикета, обычно вежливое пожелание счастливого пути после прощания.
«…от меня ему поклон…» - форма неречевого этикета, выражение уважения, приветствия, почтения передаваемого через третье лицо, либо в письме.
«Ну, спасибо, - молвил он…» - речевой этикет, выражение благодарности, за какой либо поступок, часто употребляемое как сейчас, так и ранее.
«Отдает ей войско честь…» - форма неречевого этикета, - это приветствие, принятое в военных подразделениях, отдать честь – значит выполнить воинское приветствие, ритуал, происходящий, предположительно, от средневековых рыцарей. Чтобы показать своё благородство перед лицом противника, рыцари откидывали забрало шлема.
Характерное движение руки и легло в основу современного воинского приветствия. В Вооружённых силах России воинское приветствие выполняется сомкнутыми пальцами правой руки, выпрямленной кистью; в отличие от ряда других армий мира, при непокрытой голове воинское приветствие выполняется без поднесения руки, принятием строевого положения. При встрече, младший по званию обязан первым приветствовать старшего; в случае, если они относятся к разным категориям военнослужащих (солдат — офицер, младший офицер — старший офицер), старший по званию может воспринять невыполнение воинского приветствия при встрече, как оскорбление. [5]
В данном контексте – отдать честь – поприветствовать, с глубоким уважением.
«Гости князю поклонились…» - форма неречевого этикета. Всеобщей формой поклона в России стал «поясной» поклон — как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества. В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — «сердечный» поклон. В разговорной речи понятие «поклон» отделилось от жеста и стало синонимом понятия «привет» — «передай поклон», «кланяюсь» и т. п. Наряду со знаком уважения жест поклона может принимать и насмешливый характер (знак «преувеличенного» уважения).
В данном контексте поклон является знаком уважения и приветствия.
«Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул…» - неречевой этикет, жесты, выражение чувств - топнул – разозлился, в ярости, в гневе, сердится; дверью хлопнул – усиление эффекта гнева, после того как топнул ногой.
«Матушка моя родная!...» - речевой этикет, ласковое обращение детей к матери, уважительное. Прилагательное родная показывает, что обращаются с любовью, с нежностью.
Эта сказка полна разнообразными формами речевого и неречевого этикета. Мы привели примеры семи выражений речевого этикета (обращений из них четыре обращения, одно приветствие, одно пожелание и одна благодарность) и четырех форм неречевого этикета. В тексте их конечно намного больше, так как практически вся сказка построена на диалогах. Но встречается очень много повторов.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В этой сказке тоже встречается много обращений, приветствий и форм неречевого этикета. Например:
«Сестрица Аленушка, я пить хочу!...» - речевой этикет, обращение, уменьшительно-ласкательное, показано суффиксами – иц, -ушк. Вежливое, ласковое обращение брата к сестре.
«Ах, братец мой, Иванушка!...» - речевой этикет, обращение, уменьшительно-ласкательное, показано суффиксами – ец, - ушк. Вежливое, ласковое обращение сестры к брату.
«Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше…» - форма неречевого этикета, выражение чувств. Глубокий вздох, как выражение смиренности и расстройства. То есть - вздохнул Иванушка – расстроился от запрета сестры, но смирился, послушался.
«Повесил он голову…» - форма неречевого этикета, выражение чувств, фразеологизм. Повесить голову – быть глубоко расстроенным, печальным.
«Ну, сходи…» - речевой этикет, пренебрежительное, не уважительное, не вежливое обращение, побуждение к действию. Междометие ну выражает побуждение, потребляется в разговорной речи. Так же, смотря от контекста, частица ну употребляется в значении союза, указывающего на вывод, заключение или на вводное замечание. В данном контексте это междометие, употребляемое как союз, указывающее на вывод.
В этой сказке встречается не много форм этикета. Но много повторов. Мы выделили два выражения речевого этикета (оба обращения) и три формы неречевого этикета.
Сказка «Иван-царевич и серый волк».
Эта сказка, как и многие другие, изобилует формами речевого и неречевого этикета.
«Дорогой наш батюшка…» - выражение речевого этикета, уважительное, ласковое обращение детей к отцу, о чем говорит нам прилагательное дорогой. Уменьшительно-ласкательная форма показана суффиксом –юшк.
«Ну-ка, не обрадуешь ли ты меня…» - выражение речевого этикета, междометие ну-ка (разг. ). Употребляется при побуждении, просьбе, приглашении, подобно "ну" в 1 значении, но с оттенком фамильярности. Ну-ка, расскажи. Ну-ка, расскажите.