Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:11, реферат
Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его формирование
Возникновение
этикета как такового и речевого
этикета в частности прочно связывается
с развитием государства как основной
регулирующей и управляющей системы общества.
Государство, подразумевающее по своей
природе иерархическое строение власти
и институтов власти, различные формы
социальной стратификации, различные
формы подчинения, нуждается в нормах
и правилах поведения, которые бы на практике
служили средствами дифференциации и
распознавания различных социальных групп,
слоёв, институтов. Система чинов, рангов,
титулов, званий и прочих атрибутов иерархической
системы власти в обязательном порядке
требует инструментария, который будет
сопровождать общение представителей
разных слоёв и групп, различающихся по
вышеуказанным определениям. Вот как описывает
В.Е. Гольдин в книге «Речь и этикет» пир
при дворе монгольского хана Хубилая (по
свидетельству Марко Поло): «На пиру великий
хан за столом сидит вот как: его стол много
выше других столов; садится он на северной
стороне, лицом на юг; с левой стороны возле
него сидит старшая жена, а по правую руку,
много ниже, сыновья, племянники и родичи
императорского роду; а головы их приходятся
у ног великого хана; а прочие князья садятся
за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются
точно так же. Жены сыновей великого хана,
его племянников и родичей - с левой стороны,
пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены
баронов и рыцарей. Всякий знает свое место,
где он должен сидеть по порядку, установленному
великим ханом...». Со временем деятельность
властных и общественных структур настолько
формализуется и нормируется, различия
разных социальных слоёв и групп проявляются
настолько явно, что коммуникация в государстве
и обществе перегружается огромным количеством
несистематизированных норм и правил.
Всё это ведёт к неразберихе и путанице.
С этого момента огромное количество норм
и правил начинает классифицироваться
и систематизироваться. Можно считать
именно эту точку в развитии государства
и общества рождением системы норм и правил,
регламентирующих и нормирующих поведение
человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку
порядок поведения в обществе воспитывается
с детства в каждом его члене семьей, школой,
всей средой, то этикет становится частью
моральных правил, изучаемых наукой этикой
«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Вот здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой выше. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет систему норм и правил межличностного общения. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет. Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.
Как начать беседу
В зависимости от сложившейся обстановки между собеседниками, возможны различные варианты начала беседы. Если на вечеринке куда вас пригласили, вы не находите знакомых людей, не падайте духом. Возьмите инициативу на себя и найдите такого же одинокого человека, как и вы и постарайтесь обратиться к нему с такой фразой: « Привет! Мое имя …» А дальше можно попросить помочь разобраться, кто есть кто из гостей. Познакомившись, можно поделиться информацией о семье, работе, учебе, увлечениях и т. д.В людном месте просьба о помощи является хорошим началом разговора. В магазине можно попросить рассказать о товаре, в библиотеке осведомиться о наличии той или иной книги, в спортивном зале обратиться с помощью, показать, как правильно пользоваться тем или иным тренажером, на улице – попросить указать дорогу к тому или иному дому. Можно начать разговор, предварив его комплиментом собеседнику, например, восхититься его (ее) прической или каким-либо предметом туалета и попросить рассказать, где можно найти хорошего мастера по прическам или где приобрести понравившуюся вещь. Мужчине предпочтительнее делать комплимент относительно его великолепной физической формы, а женщине – относительно ее безупречного вкуса.
Для начала разговора могут вполне подойти и банальные фразы, например: «Сегодня прекрасная погода, не правда ли?», « Не кажется ли вам, что сегодня невыносимо жарко?», « Мы с вами где-то встречались» и т. д.
Как продолжить беседу
Для того, чтобы продолжить разговор, собеседнику допустимо задавать самые разные вопросы, пытаясь узнать его взгляды на политику, современную или классическую музыку, можно поинтересоваться его вкусами и увлечениями. Эти разговоры помогут установить общий круг интересов, а также преодолеть застенчивость. Смело можно поделиться каким-либо забавным или необычным случаем, произошедшим с вами, увидеть реакцию собеседника и вместе обсудить эту историю. Необходимо учесть, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться; нужно и самому быть всесторонне развитым и хорошо информированным. Это значит, что вы должны быть в курсе последних событий в политике, уметь разбираться в кинематографе, спорте и музыке. Хорошо, если вы, пользуясь своим красноречием, заинтересуете собеседника рассказом о своей личной жизни. Так что, совершенствуйтесь. Читайте больше хороших книг, журналов, газет, ходите в кино, театры, слушайте музыку. Нужно также научиться быть внимательным слушателем, ведь любому человеку интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы постигните науку слушать внимательно, не перебивая, и слышать, показывая свою заинтересованность уместными тактичными вопросами, то вам легко будет найти собеседника. Не нужно подавлять собеседника собственной эрудицией. Неужели кому-то приятно чувствовать себя глупее кого-то?! Поэтому если вы будете все время перебивать собеседника фразами типа: «Я давно уже это сделал (видел, знаю)!» или « Ну, удивили! Об этом только ленивый не знает!», не стоит удивляться, если ваш собеседник начнет вас избегать, не желая с вами общаться. Не стесняйтесь спросить о том, чего вы не знаете. Многие люди с радостью поделятся своими знаниями с собеседником. Для продолжения разговора уместна будет фраза: «Впервые слышу об этом. Расскажите, пожалуйста, подробнее!»
Как закончить беседу
Чтобы
не потерять собеседника и единомышленника,
важно правильно закончить
Чего в разговоре лучше избегать? О себе следует говорить в самую последнюю очередь, таким образом, вы покажете свою воспитанность. Если же вас все-таки попросили остановиться на некоторых страницах вашей биографии, то после недолгого монолога следует перейти к другой теме. Не следует перегружать своих новых знакомых и партнеров рассказами о своих невзгодах и заботах. Такие вопросы обсуждаются, как правило, в кругу семьи или близких друзей, а уж если вы хотите отдохнуть и развлечься, не стоит тащить за собой ворох своих проблем в общество. Пусть обсуждение болезней и домашних забот остаются тем, кто не в состоянии найти более подходящие и интересные темы для разговора. Беседовать с врачом о своих заболеваниях и спрашивать у него о методах лечения нужно не в компании или при встрече на улице, а в приемные часы и в соответствующем учреждении. Не нужно также обсуждать в присутствии посторонних проблемы личного характера, которые были бы неприятны собеседнику .Если вы занимаетесь написанием стихов, то постарайтесь ими ублажить, для начала, самого себя или специалиста в этой области, например, издателя. А заставлять других выслушивать ваши сырые стихи, а потом ждать похвалы и одобрения – верх бестактности. Чтобы не прослыть болтливым и не потерять доверие, лучше не делиться доверительной информацией и не акцентировать внимание на вещах, имеющих деликатный характер. Не стоит, также обсуждать слабости других – это занятие неблагодарное. Непорядочно пытаться поднять свой рейтинг за счет других. Воспитанные люди не будут обсуждать человеческие слабости в обществе. Беседа должна быть интересной для всех. Не каждому интересно обсуждать кулинарные рецепты и приемы академической гребли. Чтобы не утомлять основную массу людей, не стоит весь вечер учить людей жизни и обсуждать специальные проблемы, интересующие узкий круг собеседников. Не стоит также вести и пустые разговоры, которые не доставляют ни удовольствия, ни пользы окружающим. Если вы понимаете, что вас слушают без внимания, то лучше прерваться и не продолжать. Также нужно поступить в случае, если вы не совсем уверены, что разговор интересен собеседникам. Не стоит поддаваться настроению. Помните, что в беседе вы также должны принимать активное участие, а не только впитывать информацию – этого требует истинная обходительность. Неприлично стоять и молчать, когда вас пытаются развлечь. Если вы нашли группу единомышленников, и беседа вас поглотила, не стоит отдаляться от общества. Гораздо удобнее назначить встречу у себя дома для тех людей, которые вам интересны. Не нужно первым начинать разговор с высокопоставленными лицами, пользующимися большим уважением. Гораздо приличнее будет дождаться, когда эти люди сами обратят на вас внимание. Не стоит покидать собеседника до окончания разговора. Если ваш собеседник высказывает свою точку зрения, не совпадающую с вашей, не нужно раздражаться или горячиться. Это может вызвать недоумение у окружающих, которые не следили за ходом беседы внимательно, и симпатии будут не вашей стороне, даже если обсуждалась весьма интересная тема.
Шептаться
неприлично. Если же нужно сказать
что-то важное на ушко одному из собеседников,
лучше отвести его в сторону.
Говорить нужно медленно и так, чтобы
собеседник вас слышал и понимал.
Во время беседы лучше смотреть в
глаза друг другу и отвлекаться
на посторонние действия (например, искать
знакомых или теребить пуговицу собеседника
и т.п.). Бегающий взгляд говорит о неискренности
ваших слов и невоспитанности. Недопустимо
во время разговора держать руки в карманах
и панибратски обнимать собеседника, а
также указывать пальцем на окружающих.
Если ваши гости общаются на родном языке,
то не нужно разговаривать с другими на
иностранном; не делайте этого ни в коем
случае, если объектом вашего разговора
стал человек, не владеющий эти языком.
Не нужно стараться докричаться до собеседника
сидящего в отдалении, при этом мешая общей
беседе. В первую очередь внимание за столом
должно быть сосредоточена на даме, которая
сидит справа от вас. Если вы встретили
на улице вашего знакомого, но видите,
что он ждет даму или очень торопиться,
не стоит вступать с ним в длительные переговоры.
Обратиться к своему знакомому, идущему
с незнакомой вам дамой, можно только в
случае крайней необходимости. Помните,
что человека красят не слова, а поступки.
Только по разговорам нельзя составить
истинный портрет человека, нужно постараться
узнать его ближе.
Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения – общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Н.А. Акишина в своей книге «Речевой этикет русского телефонного разговора» так раскрывает эту проблему: «Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств. Своеобразие телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: Телефонный разговор не является средством массовой коммуникации Это форма общения с обратной связью, что сближает его непосредственной формой устного речевого общения
Телефонный
разговор характеризуется
Телефонный разговор – это форма диалогической речи. Специфика телефонной связи исключает полилог как форму общения (в отличие от селектора)
Этикет
телефонного разговора требует
краткости протекания во времени, что
вызвано следующими причинами: невозможность
беседы сразу со многими абонентами,
неожиданно и незапланированного нарушается
распорядок дня адресата звонка, телефон
предназначен для решения срочных вопросов,
время телефонного разговор оплачивается.
Как видно из перечисленного выше, телефонный
разговор – это форма устного спонтанного
диалога, осуществляемого при помощи технических
средств.» В отличие от контактного устного
речевого общения телефонный разговор
является дистантным и опосредованным.
Собеседники не видят друг друга, а поэтому
отключены такие важные средства невербального
общения, как соматизмы (жесты, поза, мимика,
выражение лица), опора на ситуацию, значимость
пространственного расположения собеседников,
а это приводит к активизации словесного
выражения.
Типы телефонного разговора:
В зависимости от целевой установки звонящего можно выделить несколько типов телефонного разговора.
1.) Наведение справок
2.) Различные заказы, вызовы
3.) Передача информации
4.) Поздравления
5.) Поддержание контактов
В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры:
1.) Официальные (деловые) – между незнакомыми или малознакомыми людьми.
2.) Неофициальные (частые)
3.) Нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту
4.) Дружеские – между близкими людьми
Правила разговора по телефону:
1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные – на домашних
2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00.
3.) Нельзя
звонить незнакомым людям,
4.) Разговор не должен быть долгим – 3-5 минут
5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон.
6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»
Смысловые части телефонного разговора
1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости)
2.) Начало
разговора (приветствие,
3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений)
4.) Конец
разговора (заключительные
Заключение.
Я поняла, что
быть русским это не только говорить по-русски,
но правильно говорить по-русски. Русский
речевой этикет является одной из составляющих
национальной культуры, которая берёт
на себя основную тяжесть сохранения русского
этноса и государственности. И возрождение,
и законодательное закрепление норм правил
русского этикета и речевого этикета,
в том числе должно стать приоритетной
задачей государства и общества в ближайшее
время. Ведь это будет огромным и основательным
шагом в возрождении России как одного
из столпов мировой культуры и цивилизации,
с другой - это будет великим вкладом в
дело сохранения и развития русского этноса
и государства.