Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:54, реферат
Речевой этикет – это принятая в определенной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку и ситуативной уместности высказываний. Представление о правильной, культурной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. В какой-то мере его требования являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким.
Речевой этикет – это принятая в определенной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку и ситуативной уместности высказываний. Представление о правильной, культурной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. В какой-то мере его требования являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка; с другой стороны, эти требования связываются с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.
Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [7, с.8]. К речевому этикету относятся слова и выражения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.
Этапы становления речевого
В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому он связан с так называемыми постулатами, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:
Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.
Таким образом, речевой этикет в широком смысле сопрягается с общей проблематикой лингвистической прагматики и должен рассматриваться в русле прагмалингвистических исследований. Акт языковой коммуникации рассматривается прагматикой с точки зрения достижения участниками коммуникации тех или иных целей. Высказывание рассматривается не изолированно, а в контексте этих целей.
В основе речевого этикета как функциональной микросистемы языковых единиц лежат фундаментальные функции языка:
а) контактная
функция – «понимание предназначенности
языковых средств для установления
и поддержания социально-
б) функция вежливости (реализация единиц связана с проявлением принятого в обществе вежливого обхождения друг с другом, членов коллектива, спецификой общения на Вы и на ты);
в) регулирующая функция (выбор той или иной формулы при установлении контакта регулирует характер отношений адресанта и адресата);
г) функция воздействия (предполагает реакцию собеседника – вербальную, жестовую, действенную);
д) функция призывная (связана с функцией воздействия, так как привлечь внимание собеседника – значит уже воздействовать на него);
Набор данных функций образует
«специфическое функциональное
поле речевого этикета, не
Речевой этикет быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:
Специфика речевого этикета состоит в том, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Его элементы присутствуют в повседневной практике любого носителя языка, который легко опознает эти формулы и ожидает от собеседника их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей.
Изучение речевого этикета занимает особое
положение на стыке лингвистики, теории
и истории культуры, этнографии, психологии
и других гуманитарных дисциплин. С течением
времени неуклонно растет количество
работ, связанных с функциями, ситуациями
и другими характеристиками речевого
этикета.