Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Те акторы мировой политики, которые получают значительные выгоды от процессов глобализации, способны угрожать стабильности государств, что ведёт к социальному и экономическому напряжению и вызывает противодействие. Существуют такие регионы, которые вообще не способны конкурировать в условиях глобальной экономики и поэтому существует угроза агрессивных действий со стороны последних.

Процессы глобализации усиливают интенсивность этнических конфликтов. По мнению Киссинджера «мир может превратиться в двухъярусную систему, в которой глобализирующиеся элиты связаны общими ценностями и технологиями, в то время как большая часть населения чувствует себя исключённой (из процессов глобализации) и обращается к национализму и этничности в попытках освободиться от того что, она считает американской гегемонией. (Kissinger H.A. Making a Go of Globalization // The Washington post 1999 december 20, A33)». Продолжая мысль Кастельс отмечает, что «националистические движения как движения, рационализирующие интересы определённой элиты, создают национальную идентичность, которая в случае её успеха поддерживается государством - нацией, а затем распространяется пропагандой среди его граждан на столько, что они готовы отдать жизнь за свою нацию». (Castells M. The Power of Identity. Blackwell Publishers 1998 p. 28)

Личность в период глобализации отождествляет себя с  глобальным сообществом, в результате чего государство теряет национальную идентификацию и обречено на раскол. Индивиды идентифицируют себя не с государством, а с кланами, семьями, территориями, определённой культурой или субкультурой.

Процессы глобализации разделяет мир на «победителей» и «побеждённых», что способствуют разрыву между ними. Подобная ситуация приводит к их внутренней нестабильности, к обострению этнических конфликтов, распространению терроризма как самого радикального способа решения назревших проблем. Развитые демократические общества пользуются плодами глобализации и становятся ещё более интегрированными, а менее развитые ещё более дезинтегрируются. «Побеждённые» могут не иметь никаких стимулов для того, чтобы придерживаться международных норм поведения. Такие страны вместе с противозаконными транснациональными организациями обычно присоединяются к уже существующим странам, не соблюдающим общепринятых норм. В условиях обладания такими государствами оружия массового поражения таят в себе угрозы давления и агрессивной политики с их стороны. Д. Балуев отмечает, что «как правило, глобализация приносит большую часть своих плодов элитам и городскому среднему классу. Если эта доля растёт слишком быстро, а остальные слои общества не получают ничего позитивного в результате наличия монополистов или коррупции, правительство может потерять свою легитимность». Проанализировав более 30 экономических, политических и социальных индикаторов в 34 странах, А.Т. Керни пришёл к выводу, что быстро интегрирующиеся страны испытывают стремительный рост коррупции, которая выходит из под контроля и может вызвать падение правительств или банкротство корпораций (Kearney A.T. Globalization Leader, April 2000 // www.atkearey.com.)

«В случае, когда правительство искусственно сдерживает глобализацию, например, путём ограничения свободного доступа к информации и изоляции своих граждан могут возникнуть выступления среднего класса. Увеличивающийся разрыв в доходах как внутри страны, так и между странами и регионами является серьёзной проблемой. Каждая стран должна выбирать между участием в глобальной экономике и постоянной бедностью» (Д. Балуев «Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение» стр. 19 - 20). Ещё более уязвляет государство необходимость следования правилам игры, которые диктуют условия прозрачности. Потенциальные инвесторы опасаются осуществлять свою деятельность на пространствах, где нет открытого доступа к информации. Соответственно отсутствие инвестиций, в результате низкого уровня доверия, отдаляет страну от «великого шёлкового пути 21 века», какой является глобализация.  Существует мнение, что рост населения и нехватка ресурсов приведут к упадку развивающихся стран и станут источником миграционных потоков. Новые технологии не смогут решить возникшие проблемы, являясь лишь инструментом криминальных сетей. Управление будет неэффективным как на национальном, так и на международном уровне. (DCI National intelligence Councile. Global Trends 2015. Washington, DC: GPO. 2000)

В трансформирующейся системе правительства  начинают делить власть с бизнесом, с международными организациями и множеством неправительственных организаций. Фактически ослабляется внутренний суверенитет государств по всё большему спектру политических вопросов. Глобализация ограничивает возможности правительств отдельных стран для суверенного формирования своих обществ и самостоятельного решения проблем, затрагивающих национальную территорию. Глобализация не ограничивается собственно общемировым уровнем. Она ведёт к региональной интеграции, создаёт новый контекст для применения национальной мощи. Сочетание новых технологий, международных институтов, органов местного самоуправления и негосударственных акторов ослабляет монополию национальных государств на осуществление властных полномочий и создаёт новые формы управления. Меняется и способность государств обеспечивать собственную безопасность. Глобализация действует и на индивидуальном уровне. Отдельные диссиденты могут привлекать внимание огромной аудитории.

Из выше приведённой информации можно выделить угрозы международного масштаба, которые нависают над национальным государством. Это:

        1. Международный терроризм
        2. Транснациональные преступные организации
        3. Экологические катастрофы (естественного и техногенного характера)
        4. Демографические угрозы (иммиграция, демографический взрыв)
        5. Нехватка ресурсов (энергетических и финансовых)
        6. Этнические конфликты и проблемы суверенитета

 

2.3. Основные направления политики государства по обеспечению безопасности.

 

Политика это одноразовые или  многоразовые действия актора или коалиции многих акторов, по поводу осуществления заранее определённой стратегии для достижения конкретных целей, связанных с деятельностью государства и его функциями в рамках индивидуальных, групповых, общественных, государственных или межгосударственных интересов, при помощи любых ресурсов, которые не противоречат основам национального законодательствам и принципам международного права.

 В концепции национальной  безопасности Грузии определяется  цель политики безопасности. Она определяется, как  защита национальных интересов, основанных на фундаментальных ценностях, и предотвращения опасностей, стоящих перед страной.

В связи с данным определением вспоминается высказывание Наполеона: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей – страх и личный интерес»

(Тарле Е.В.  Наполеон Москва 1991 стр. 92)

Страх это внешний побудитель, который способствует поиску средств и коммуникаций для отражения опасностей. Личный интерес это внутренний побудитель, который мотивирует актора к интенсивным действиям по достижению целей.

Когда страна находится  в кризисе очень сложно обозначить в политике главный приоритет. Ведь все направления взаимозависимы, и разрешение одной проблемы основывается на достижении стабильности в другом. С другой стороны формирование политики зависит от характера государства. Например, империи и большие многонациональные государства вынуждены централизовать власть и проводить агрессивную внешнюю политику, особенно в период кризиса для того, чтобы удержать контроль над территориями. По большому счёту таким государствам опасен демократический режим и стабильность в мировых отношениях. С другой стороны не менее опасно и открытое противостояние так, как даже небольшое поражение может развалить страну. Наглядным примером может послужить поражение СССР в Афганистане и вывод советских войск в 1989 году, что явилось одной из причин кризиса власти с последующим развалом одной из ведущих мощных держав.

В маленькой многоэтничной стране создаются условия для того, чтобы государственная политика опиралась на свой социальный сегмент с целью повышения уровня жизни, развития и благосостояния народа. Для маленькой страны справедлив тезис «сила в руках народа». Невозможно развитие страны без должного внимания государства к социальной политике и удовлетворению нужд населения, а также регионального сотрудничества и консолидации общества. В тот момент, когда присутствует «непоколебимая воля народа» особенно необходимо чёткое руководство. В подобной ситуации хорошее руководство может привести к быстрым результатам, а при плохом руководстве степень непоколебимости и консолидации быстро снижается. Государственная политика Грузии главным образом направлена на усиление государственного управления, в связи с чем, протекает реформа государственного управления, осуществляется разработка «Стратегии хорошего управления», целью которого является совершенствование системы управления усиление прозрачности публичного сектора и участия общественности, утверждение верховенства закона и обеспечение независимости всех трех ветвей власти. Вместе с этим политика государства направлена на оптимизацию оптимизацией деятельности законодательных и исполнительных органов, правоохранительных и органов судебной власти.

Однако для формирования эффективного управления и строительства  демократии одних усилий государства  недостаточно. Выше были названы причины, по которым лишь совместное усилие может привести к процветанию нации и эффективной реализации политики национальной безопасности. Романов рассматривает положение о единстве организации, управления и самоорганизации в процессе общественного упорядочивания. Данное положение он определяет как базисное для представления о социуме как объективной реальности. Также вызывает интерес мнение автора о состоянии упорядоченности, которое возникает в процессе управления. Он говорит, что «состояние упорядоченности или движения к этому состоянию может быть результатом спонтанных, стохастических процессов, а может быть следствием целенаправленных сознательных действий человека. В первом случае мы имеем дело с самоорганизацией, во втором, по традиционному представлению, с организацией». (Романов В.Л. "Социальная самоорганизация и государственность" 2002 стр. 80, 89)

Государство в своей  политике не может и не должно ориентироваться  на самоорганизацию и спонтанные процессы, поэтому одним из основных направлений в политике государства является формирование системы местного самоуправления и управления. Для полноценного осуществления реформ в этой сфере создана государственная комиссия.

Стоит заметить, что направления  национальной политики Грузии не является чем то исключительным и эксклюзивным. Важность данных направлений осознаются всеми обществами. Во многих странах создаются академии и программы обучения и повышения квалификации управленцев, под личным наблюдением главы государства.

В рамках содействия формированию гражданского общества и усиления отчётности власти перед обществом государство проводит политику создания соответствующих условий для развития неправительственного сектора и риасс-медиа.

Для обеспечения полноценного и эффективного управления государственная политика направлена на искоренение угроз коррупции. Для этого в Грузии разработана «Национальная антикоррупционная стратегия Грузии», которая предусматривает проведение соответствующих антикоррупционных мероприятий. Эти мероприятия носят не только оперативный характер. В соответствии с этой программой были увеличены зарплаты госслужащим. С другой стороны проводимая реформа ветвей власти, которая заключается в гармонизации национального законодательства с европейским, также является одним из механизмов по борьбе с данной угрозой для национальной безопасности.

В личном интервью, Министр  Юстиции Грузии Гия Кавтарадзе, указал, что эти мероприятия не были бы возможными без участия зарубежных доноров.

Выстраивая последовательность взаимосвязей между направлениями политики государства, можно проследить некоторые закономерности. Например, в результате повышения эффективности управления и в условиях невозможности быстрого экономического развития, есть все предпосылки для увеличения роли социального направления, направления международных отношений и политики укрепления внутренней безопасности. На примере Грузии видно, как модернизированное и развитое международное сообщество, основанное на общегуманных ценностях и принципах демократии, помогает стране осуществлять политику социальной безопасности. С другой стороны приоритет деятельности государства лежит в плоскости международных отношений.

Подобная направленность является исключением так, как грузинское государство испытывает некоторое  давление извне, которое разрушает основы экономической, энергетической и территориальной безопасности. Объявление войны как ответ на агрессию, не является методом международного права. А для страны, национальная безопасность которой зависит только от её международных отношений это невозможно. По этой причине поле деятельности в осуществлении государством своей политики очень ограничено. Она сводиться к строительству инфраструктуры, зданий, модернизации вооружённых сил и полиции, а также социальной политике. Последняя направлена на укрепление легитимности правящей элиты и для социального единения населения. Декларативные установки, присутствующие в концепции национальной безопасности в пункте о приоритетах социальной политики, такие как: осилить бедность и социальную отчуждённость, повысить уровень жизни и способствовать формированию сильного среднего слоя. Исполнение данных приоритетов без помощи международного сообщества вызывает сомнение. Подобные сложности основываются на разрушительных внешних экономических и политических угрозах. При помощи зарубежных стран в Грузии формируется современная система образования, осуществляются программы по реформированию системы социальной защиты (пенсии, монетизация льгот), системы здравоохранения.

С другой стороны главным  условием для обеспечения национальной безопасности является повышение обороноспособности страны

Грузия развивает вооруженные  силы, усиливает механизмы гражданской  обороны. Сотрудничает с мировым  сообществом с целью установления мира и безопасности во всем мире и  формирует механизмы управления кризисами. Грузия осуществляет широкомасштабную реформу обороны, в результате которой в соответствии со стандартными Североатлантическим альянсом создаются военные силы с увеличенными возможностями, современные, эффективные, устойчивые, которые смогут осилить военные опасности, стоящие перед национальной безопасностью. Перед вооруженными силами Грузии стоит задача обрести умение принимать участие в международных операциях по борьбе с терроризмом и поддержке мира, а также умение оказывать помощь гражданской власти в ликвидации результатов чрезвычайных ситуаций, участвовать в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)