Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа
Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101
У всякой политики есть своя направленность и цели, которые народ стремиться достичь. Политика определяется характером равнозначных вершин национального треугольника (личность, общество, государство), их возможностями и условиями, в которых они находятся. Например, уровень развития США, сознание американских граждан, общественные отношения, военная мощь, геополитическое положение, научно-технологический потенциал и другие особенности предопределяют её национальные цели (победа демократии). Также предопределяется политика Грузии. Условия и причины проводимой политики также зафиксированы в концепции национальной безопасности. Перед государством остро стоит угроза его суверенитету и на данном этапе этот вопрос занимает первое место в его политике. Территориальные проблемы и неопределённость границ являются следствием проводимой в советскую эпоху непоследовательной политики. Изменение административных территорий, переселение и заселение народов, многочисленные научные труды, заказанные государством, создали основы современным конфликтам и непониманию между некогда едиными обществами. Борьба западных стран против советского режима и победа демократической идеологии позволяет рассматривать строительство советского коммунизма как эпоху империалистического колониализма. Многолетнее обеспечение легитимности и международного признания военной силой даёт основание для пересмотра истории с точки зрения сложившихся ценностей. В концепции безопасности Грузии период до обретения независимости в 1991 году расценивается как семидесятилетняя оккупация. Во многом такая позиция строится не только на объективной или субъективной оценке истории, а под влиянием современных обстоятельств. Существующая политика безопасности диктует рассматривать историю в контексте новых ценностей и целей, которые претерпели значительную модернизацию. Например, в 18 веке стоял вопрос о выживании человеческого вида и угроза уничтожения требовала «дружить с сильными». Современная эпоха исключает такую опасность, однако возникает совокупность угроз нового вида – угрозы национальным ценностям и интересам. В концепции национальной безопасности Грузии приводится перечень этих ценностей и интересов. В части второй говорится о фундаментальных национальных ценностях Грузии:
- Независимость
- Свобода
- Демократия и верховенство закона
- Благосостояние
- Мир
- Безопасность
Национальные интересы Грузии определяются как:
- Обеспечение территориальной целостности
- Обеспечение национального единства и гражданского согласия
- Региональная стабильность
- Укрепление свободы и демократии в соседних странах и регионах
- Укрепление транзитной функции страны и энергетической безопасности
- Экологическая безопасность страны и региона
- Обеспечение национальной и культурной самобытности
Интересы и ценности содержат элементы не только национальной, но и всеобщей безопасности. Помимо того, что Грузия выстраивает свою политику в соответствии с требованиями современного демократического движения и гарантирует их защиту в рамках национальной территории, она сигнализирует и о готовности осуществлять деятельность по поддержанию региональной и международной безопасности. В рамках региональной политики можно отметить готовность государства развивать дружеских взаимоотношений с соседними странами, а также решение существующих спорных вопросов мирным путем и благодаря международному сотрудничеству в многостороннем и двустороннем формате, Грузия вносит свой вклад в укрепление системы региональной безопасности.
В рамках международной политики можно выделить готовность государства способствовать укреплению в соседних странах и регионах демократии, свободы и гражданского общества, как значительных условий обеспечения безопасности. Грузия принимает активное участие в международных энергетических, транспортных и коммуникационных проектах, а также в широкомасштабных международных и региональных проектах экологической безопасности.
Безусловно, что становление государства и обретение им реального суверенитета зависит от международного признания, однако главным условием для обретения независимости и экономического развития является достойный уровень безопасности личности и общества от всевозможных угроз, которую гарантирует государство. Угрозы и действия государства по обеспечению безопасности, также можно определить на примере концепции безопасности Грузии. В данном документе пунктом первым раздела «Опасности, риски и вызовы, стоящие перед национальной безопасностью» предстаёт «Посягательство на территориальную целостность». «Для национальной безопасности Грузии главная опасность в нарушении территориальной целостности. Инспирированные и поддерживаемые извне агрессивные сепаратистские движения переросли в вооруженные конфликты, что фактически вызвало отделение от Грузии бывшей Юго-Осетинской автономной области и Абхазии, и утери контроля власти Грузии на этих территориях». Связанные с этим проблемы, с которыми столкнулось государство, обрекает её на длительный экономический, политический и социальный кризис. Другая угроза – «перетекание конфликтов, имеющих место в соседних странах», провоцирует схожие опасности: неконтролируемые вооруженные формирования; благоприятная обстановка для действий террористических групп и плодотворная почва для контрабанды и организованной транснациональной преступности; систематические нарушения прав человека.
Подобные опасности делают невозможным осуществление политики национальной безопасности, и определяет состояние нации как квазигосударства, которое нуждается в помощи стран доноров. Данный пример показывает, какие последствия имеют государства от соседства с нестабильными обществами, и государствами неопределившимися в своей политике.
Строительство демократического общества в регионе, окружённом нестабильными государствами и неурегулированными конфликтами, если не миф, то очень сложная задача. Если учитывать, что в современном мире общества и личность может строить свои отношения с внешним миром без посредничества государства, то возникает феномен борьбы государства с негосударством. Это своего рода бой с тенью. За дестабилизацию и агрессию против государства и общества никто не несёт ответственность. Военные действия против Грузии в её конфликтах вели граждане иностранных государств, в основном Российской Федерации, но при этом государство не брало ответственность за их деятельность.
Третья угроза для национальной безопасности Грузии определяется как «военная интервенция». По дипломатическим причинам в концепции сказано, что открытая военная агрессия против Грузии «маловероятна,… хотя и реальна». Однако в продолжении говорится «…и вновь грозит безопасности страны вооружённое нарушение границ и вторжение на территорию страны государственных и негосударственных акторов. Не раз было совершенно посягательство на суверенитет Грузии и её территориальную целостность, что выражалось в систематическом нарушении воздушного, сухопутного и морского пространства Грузии… Вместе с тем присвоение населению сепаратистских регионов гражданства Российской Федерации – потенциальная опасность, так как в определенных случаях это возможно использовать как оправдание вмешательства во внутренние дела Грузии».
В концепции безопасности Российской Федерации одним из фундаментальных принципов национальной безопасности определяется «защита российских граждан». Руководствуясь данным принципом, гитлеровская Германия осуществила агрессию против Чехословакии в 1939 году захватив Судецкую область.
Более того, угроза вторжения со стороны Российской Федерации была близка в осуществлении во времена кризиса вокруг Панкийского ущелья (территория Грузии). Российские федеральные силы выдавили группы своих граждан (этнических чеченцев), на территорию Грузии. Вместе с беженцами, которых пропустили российские и грузинские пограничники, просочилась группа террористов, которые нашли там пристанище. Для предотвращения вторжения в Грузию и подготовку грузинских национальных сил по борьбе с терроризмом началась программа американских экспертов «Обучи и оснасти», в результате, которой грузинские вооружённые силы обрели необходимые навыки в проведении операций в борьбе с терроризмом.
Также настораживают заявления некоторых лидеров вооружённых формирований Республики Армения, которые готовы осуществить боевую операцию «по освобождению Джавакха» (грузинского района Самцхе-Джавахети) центром которого является город Ахалкалаки.
Следующей угрозой национальной безопасности определяется международный терроризм «Грузия, как активный участник Международной антитеррористической коалиции, возможно, может стать мишенью для международных террористических актов: террористические акты могут осуществляться на инфраструктуры или объекты, стратегически важные для национальной безопасности, особенно на нефте и газопроводе, и на другие государственные объекты Грузии».
Пятая опасность заключается в контрабанде и деятельности транснациональных преступных организаций.
Завершают перечень внешних угроз военные базы Российской Федерации. По тем же дипломатическим причинам военные базы определяются как «уже не создающие прямую угрозу суверенитету страны, хотя до их полного вывода существование на территории Грузии военных формирований Российской Федерации содержит в себе фактор риска для безопасности страны и вновь оказывает отрицательное влияние на нее». Присутствие любых военных объектов иностранного государства создают угрозу для безопасности государства. Это опасность не только прямого вмешательства во внутренние дела государства как это было в 1992 году, когда с помощью вооружённых сил Российской Федерации, базировавшихся на территории Грузинской автономной Республике Аджарии, было уничтожено законно избранное и признанное международным сообществом правительство Грузии, и её Президент. Опасность заключается в недовольстве граждан национального государства и использования военного присутствия одними сообществами против других, а также в качестве прикрытия уголовных преступлений и преступлений против человечества.
Следующие опасности и вызовы связаны с внутренними проблемами национального государства. В первую очередь отмечена коррупция и неэффективность системы управления государством
Экономические и социальные вызовы объединены в общую категорию, что является показателем слабого развития и той и другой сферы. Экономическая отсталость страны весьма существенна и не способствует улучшению жизненных условий населения, понижению уровня безработицы и бедности. Деградация системы охраны и образования наряду с другими условиями способствует включению граждан в незаконную деятельность.
Неравномерное социальное и экономическое развитие и отсутствие сильного среднего слоя взывает диспропорцию в условиях жизни людей между разными социальными группами. Социальное и экономическое неравноправие между центром и регионами обостряет ситуацию и может способствовать разжиганию социального и политического экстремизма. Социальная напряженность может создать опасность устойчивому развитию страны, стабильности и национальной безопасности.
Следующим пунктом определяются энергетические вызовы «зависимость Грузии от энергоресурсов такого государства, где свободный рынок и право на собственность негарантированны, а также недостаточное развитие местных источников энергии, нестабильная подача энергии и тяжелое техническое положение энергетической инфраструктуры ослабляют Грузию и создают благоприятные условия для внешнего давления. Энергетические вызовы, если не оказать на них своевременное и эффективное реагирование, могут создать опасность не только экономическому развитию, но национальной безопасности».
Достаточное внимание уделяется информационным вызовам. В концепции национальной безопасности признаётся слабость государственной информационной политики и инфраструктуры её осуществления. Непроверенные и недостоверные источники информации, а также несовершенная система защиты государственной информации создают помехи и трудности в осуществлении государственного управления. Наконец, незаконное вторжение в государственную информационную систему с целью добычи, причинения ущерба информации и осуществления информационных атак против государства Грузии со стороны внешних сил являются серьезным вызовом для национальной безопасности.
Завершают перечень угроз и вызовов национальной безопасности экологические вызовы. В данном пункте отмечается неустойчивое сейсмическое расположение страны. Принимается в расчёт последствия от стихийных бедствий и террористических атак, которые могут повредить энергетической инфраструктуре, что непременно вызовет экологическую катастрофу.
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности
Угрозы национальной безопасности зависят не только от внутренних и региональных вызовов, но и от общих, международных опасностей. Современную информационную эпоху характеризуют возросшая роль информации и процессы глобализации. Д. Балуев в своей работе «Личностная и государственная безопасность: международно-политическое измерение», определяет глобализацию главным фактором, влияющим на мировую политику. Между представителями разных научных дисциплин отсутствует единство взглядов в отношении феномена глобализации. Существуют идеи модернизации в рамках единого рынка в работах Сен Симона и К. Маркса. (Cable V Globalization and Global Governance. London: RIIA, 1999 P 3)
Глобализация, по сути, основывается на экономических отношениях и быстротой передачи информации. Соответственно в экономических дисциплинах глобализацию рассматривают как положительное явление. Однако с другой стороны можно проследить значительные сложности, которые возникают в системе национальной безопасности, наряду с таким положительными явлениями, как свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала; и уравнивание статуса иностранных инвесторов со статусом собственных граждан (то есть, в экономическом смысле отсутствие иностранцев). Одной из таких сложностей является конфликт по поводу распределения плодов глобализации. Национальные государства могут оказаться под давлением экономической зависимости. Глобализация несёт с собой ряд негативных последствий. Несмотря на значительный рост интеграции и благосостояния феномен глобальности влияет на распространение бедности. В докладе ООН «Программа развития ООН» прямо говорится, что глобализация угрожает личностной безопасности. (UN Development Program, Human Development Report. 1999 N.Y.: Oxford University Press, 1999. p.7) Кроме того, она разрушает самобытные культуры и ухудшает состояние окружающей среды. Негативный эффект учённые видят и в скорости работы финансовых рынков. «Быстрота перемещения товаров по всему миру усиливает нестабильность движений денежных средств и может повергнуть фондовые рынки в кризис в течение считанных минут. Денежные средства могут быть изъяты практически мгновенно, тем более при достаточно слабом государственном контроле над этим процессом. За исключением энергоносителей ни один товар не имеет столь сильного влияния на государство, какое имеют денежные потоки. Поэтому полное отсутствие государственного контроля над ними может увеличивать конфликтный потенциал. Адекватные процессу глобализации рынков правила игры сложно установить ещё и потому, что властные отношения в политике и экономике затруднены, очень сильно отличаются друг от друга, постоянно меняются в связи с быстрым развитием мировых экономических процессов». (Де Пури Дэвид. Кто управляет мировой экономикой? // International Politik/ 1998 11 стр. 4)
Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)