Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Государство представляет собой институт, состоящий из учреждений, гос служащих и взаимодействий между  ними. Эти взаимодействия являются профессиональными отношениями, которые  обусловлены определённым правовым полем. Правовое поле, находясь под воздействием современного миропорядка, имеет несколько уровней:

      1. Уровень международного права
      2. Уровень национального законодательства (Конституции, Концепции)
      3. Уровень указов и кодексов
      4. Уровень внутриведомственных регламентов

Безопасность государства  означает не только безопасность составляющих

 государственной системы,  но и эффективное регулирование  всех процессов происходящих  в обществе посредством тщательно  спланированного и логичного  правового поля.

Что касается составляющих государственного института, Бабаев предлагает рассматривать его как механизм средств государственного воздействия на общественные процессы. «Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нём есть следующие элементы:

- гос органы

- публичные службы и корпорации

- процедуры принятия гос решений

- ресурсное обеспечение

- гос служащие

 

Для функционирования механизма нужно соблюдение условий:

- обеспечить стабильность  власти и устойчивость конституционных институтов.

- последовательно выполнять  функции, возложенные на гос  органы.

- правильно использовать  методы правового регулирования  в экономической, социальной и  политической сферах.

- поддерживать баланс экономического  механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других.

- способствовать демократизации  власти и широкому участию  граждан в 

управлении гос делами».

( Бабаев «теория  гос. и права» 2006 г. стр. 108)

Особую роль в решении  задач государственной безопасности играют органы государственной безопасности. В Большом юридическом словаре дано следующее определение: «Органы государственной безопасности важная составная часть правоохранительной системы государства. Это особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней безопасности государства. В компетенцию органов безопасности также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. 

В демократических государствах органы государственной безопасности борются с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж.

В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность органов безопасности направлена как  против указанных выше уголовных  преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так  и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима ("диссидентов")».

(Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002)

 Согласно словарю  справочнику по международному  праву Додонов В. Н. «Современная доктрина международного права выделяет следующие основные права государства, осуществление которых является одним из условий безопасности:

- право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав;

- право на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

- равноправие с другими государствами; 

- право на индивидуальную и коллективную самооборону против вооруженного нападения.

К основным обязанностям можно отнести следующие:

- воздерживаться от  вмешательства во внутренние  и внешние дела

других государств, уважать права человека, устанавливать на своей территории такие условия, которые не представляли бы угрозу международному миру;

- решать свои споры  с другими государствами мирными  средствами;

- воздерживаться от  угрозы силой или ее применения  против территориальной целостности  и политической независимости других государств или иным образом, несовместимым с международным правом;

- воздерживаться от  оказания помощи другому государству,  нарушающему предыдущую обязанность  или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;

- добросовестно выполнять  свои международные обязательства». (Додонов В.Н. и др. Международное право: Слов. - справ. - М., 1997)

На основе выше приведённых  данных можно сформулировать общую  картину опасностей, которые угрожают государственному механизму:

      1. Разрушение системы международного права
      2. Неэффективность национальной законодательной базы
      3. Враждебная деятельность иностранных государств
      4. Разрушение структуры взаимодействий между государственными органами
      5. Проникновение в государственные органы элементов, ориентированных на использовании государственной власти в личных или групповых интересах
      6. Опасность противостояния общества и государства
      7. Непрофессионализм государственных служащих
      8. Деструктивные действия личности 

Рассмотренные положения  дают основу последующему раскрытию  картины взаимодействия личности, общества и государства как равных субъектов экономических, политических и социальных отношений.

 

 Проблема суверенитета в контексте взаимодействий между личностью, обществом и государством

 

Перечисленная выше информация раскрывает сущность объектов, условия  среды их функционирования и взаимодействия, и лишь частично касается самих взаимодействий между личностью, обществом и государством, которые нуждаются в более детальном рассмотрении в рамках темы политики безопасности современного государства.

Когда речь заходит о  взаимодействиях двух субъектов, то проявляется их системность. Например, когда в поле зрения попадает камень, то это всего лишь объект, но если он столкнётся с другим камнем, тогда момент взаимоприкосновения и воздействия повлечёт, определённые последствия. Эти последствия могут раскрывать внутренние особенности объекта и его составляющие. Если предположить, что на протяжении долгого периода времени число камней возникающих тем или иным способом, увеличиться на столько, что образуются высокие скопления идентичной материи, то им можно будет дать одно определяющее значение, например, гора. После того, как на одном пространстве образуются совокупность гор, и их структура усложнится новыми образованиями, а также их влияние на окружающие системы станет заметным, тогда их начнут рассматривать, как систему (горная система).

Однако, с человеческим миром ситуация осложняется тем, что человек сам по себе не только система, но и целый мир.

Завершая это небольшое  отступление нужно отметить, что  во взаимодействиях роль человека определяется его равнозначностью и равной степени ответственностью наряду с обществом и государством.

Этот принцип предполагает совместные усилия по поддержанию стабильности и благоприятных условий для  развития. В научной литературе всё  же можно наблюдать деление интересов и целей этих трёх компонентов, которые взаимодействуют друг с другом как своего рода обширные автономии. Этот факт не даёт основы для рассмотрения и понимания взаимодействий личности, общества и государства как единой и целостной системы. Наоборот наличие различных интересов предопределяют конфронтации.

«Этот мир полон опасностей именно потому, что он является не миром какого-либо единственного интереса, а миром многих интересов.» (К.Маркс, Ф. Энгельс соч. т.1 стр. 146)

Эти противостояния и  противодействия имеют не однозначные последствия. Иногда конфликт ведёт к общему развитию и модернизации, а иногда к разрухе и деградации. Обстановка в Грузии показывает результат последствий противоречий интересов. Интерес личности в грузинском обществе высоко эгоцентрирована. Он направлен не только на осуществление своих естественных прав, но и на экспансию – на захват ещё больших прав и обретение дополнительных выгод от существующего положения и обстоятельств. Это создаёт угрозу безопасности общества и государства. Эгоцентризм направляет человека на захват власти или монополизацию определённого вида деятельности. Подобные устремления снижают возможность установления рыночных отношений и затормаживают экономическое развитие общества. В результате созданные обстоятельства, которые легко определяются экспертами, приводят к снижению деловой активности и отпугивают потенциальных инвесторов. С другой стороны стремление личности к захвату власти отражается и на государственном механизме, эффективность работы которого значительно снижается в результате своенравности и излишнего самолюбия личности.

В значительной мере подобная особенность личности является фундаментом  для создания определённых представлений  и информационных конструкций. Желание  получить дополнительные выгоды от благоприятных обстоятельств приводит к сокрытию информации, а также к её значительному искажению, что подрывает деятельность другого актора. В результате обретения выгоды между личностями могут создаваться блоки, действия которых тормозят развитие взаимодействий между сообществами, а также наносят значительный урон деятельности государства как в её внутренней, так и внешней политике. Блоки личностей с подобной ориентацией способны даже на временную консолидацию определённого сообщества, которая достаточно жизнеспособна при условии поддержки извне. Наглядным примером служат процессы, происходящие в таких регионах, как Абхазия, Цхинвальский регион, Джавахетия, приграничные районы с Азербайджаном, в недавнем прошлом Аджария. Подобный захват власти на территории государства грозит расколом всего общества, а в некоторых случаях даже к расколу государства и отчуждению территорий. С другой стороны поддержка иностранными правительствами личности, которая захватила власть над определённой группой общества и монополизировала все условия для взаимодействий, испокон веков является самым эффективным способом для осуществления влияния на государство и даже для его захвата.

Грузинское общество нацелено на самоизоляцию и обособленность. Находясь во взаимодействии с представителями разных культур, сложно принимает в свою структуру инородные элементы. Также сложно сообщества грузинского общества интегрируются в другие общества. Наглядными примерами могут послужить неприязнь друг к другу осетин живущих в России и осетин, живущих в Грузии; армян, азербайджанцев принадлежащих к грузинскому обществу и их одноплеменников из соседних государств. Грузинское общество надеется на личность, поэтому его очень легко использовать в борьбе за власть или за контроль над государством. Такая особенность с одной стороны обрекает государство на демократию, а с другой стороны является источником постоянного напряжения и нестабильности. В таких условиях циркуляция элит происходит слишком быстро, что не способствует оформлению индивидуальной стратегии развития государства и общества, а также формированию идеологии и культуры.

Государство под натиском личности и неконтролируемых общественных конфронтаций ослабевает и становится слабозащищённым в своём функционировании. Слабость государства приводит к  возникновению внешних конкурентов на территории действия государства. Такое стечение обстоятельств ведёт к незащищённости взаимодействий в общественных и межличностных отношениях, которые должны регулироваться государством.

В дипломной работе сказано, что «у безопасности есть два направления - безопасность самих акторов как таковых, безопасность их жизни, существования (личности, общества и государства), и безопасность их деятельности и развития. Тесные взаимосвязи акторов ставят их в положении зависимости от: существования друг друга, условий в которых сами находяться и условий в которых находятся другие акторы. В связи с этим можно утверждать, что незащищённость хотя бы одного из трёх акторов может подорвать основу безопасности всего государства».

Для развития темы было бы не лишним заметить, что у живой материи есть свойство заполнять вакуум. Как только один вид жизни, одна материя покидает какое то пространство её место заполняет другая материя, другая жизнь. Если рассматривать взаимодействия систем личности, общества и государства, то можно наблюдать ту же закономерность. Сокращение доли влияния государства на рынок ведёт к захвату этого пространства общественными организациями. Усиление позиций индивидуальных акторов (частных фирм, физических лиц) на том же рынке может привести к расширению государственного вмешательства в рыночное пространство.

Не стоит забывать, что как было указано выше, личность, общество и государство действуют  на экономических, политических и информационных пространствах. Их взаимодействия также формируют социокультурное пространство и экопространство. Однако сложность взаимодействий и процесса согласования интересов между ними возрастает по мере того, в какой степени эти пространства пересекаются. Подробная детализация подобных взаимоотношений выходит за рамки темы политики безопасности современного государства (на примере Грузии), однако этот фактор является одним из основных элементов, формирующих политику государства.

В этом параграфе следует отметить и то, что личность, общество и государство имеют также и совместные интересы, из которых безопасность является самым главным и основным интересом, целью и потребностью в их взаимодействиях. Цитату - «интерес - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского общества» (К.Маркс, Ф. Энгельс соч. т2 стр. 134) можно понимать и так, что интерес это главная основа для взаимодействия и сосуществования акторов любого характера, вида и природы происхождения.

Современная Грузия твёрдо решила встать на путь демократии и развития, однако, учитывая исторический опыт и реалии современных условий путь к прекрасному лежит сквозь тернии. Перед личностью, обществом и государством стоит огромная задача преодолеть сложности, которые на протяжении веков накапливались, создавая основы для дезинтеграции общества.

Согласно теории безопасность бывает трёх видов:

1. Безопасность существования человека, или личная и имущественная безопасность.

Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)