Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа
Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101
Если подвергнуть анализу всю вышеописанную информацию, можно сделать заключение, что этнос это некая закрытая система человеческого сообщества, которая основана лишь на внутренних взаимосвязях обусловленных определённой системой отношений. Эта система отношений, исторически сформированная культура, традиции, обычаи, законы, которые направлены на сохранение и развитие общества, то есть на безопасность своего существования и сохранение своей самобытной культуры.
Нацию от этноса различает то, что в современном мире этносы взаимодействуют не только через институт государства, а также посредством взаимодействий личностей, общественных организаций, международных институтов. А это значит, что речь уже идёт не о сохранении и обеспечении безопасности и развития общества внутри государства, а о развитии взаимодействий всех акторов нации (в её понимании как личность+общество+государство) вне рамок этноса и территории, на основании своих личных, общественных интересов. Более того, государство наряду с личностью и обществом, также осуществляет свои личные, государственные интересы за пределом общества и территории. Исходя из функции государства, обеспечивать безопасность и развитие всей нации, оно – государство обязано защищать интересы всех национальных акторов за пределами естественных границ. Наряду с этим перед легитимным институтом управления и принуждения возникает задача укрепить позиции общества, личности и свои собственные внутри государства, для того чтобы иметь прочную основу и мировое признание для осуществления взаимодействий глобального масштаба по поводу осуществления и достижения национальных интересов. То есть интересов личности, интересов общества и своих интересов по поводу безопасности взаимодействия за национальными территориальными пределами и эффективной и результативной деятельности. Не будет лишним отметить, что эта безопасность обусловливается признанием и согласием других государств в зонах интереса, которых начинает действовать национальные акторы.
Подобное восприятие
термина нация и этнос легко ра
Однако этот принцип был опасен тем, что любой этнос или группа, функционирующая на территории национального государства, которая поселилась там вследствии миграции из бывших колоний или соседних государств могла объявить о желании самоопределиться. Поэтому в международном праве был сформулирован ещё один принцип территориальной целостности и неотчуждаемости территорий национального государства.
В современном мире этнос или содружество разных этносов имеет возможность осуществлять взаимодействие посредством личности и групп на международном уровне в обход государства, особенно в экономически и политически слабых обществах, государствах. А интерес личности и групп в этих взаимодействиях представлять как национальный интерес. Это может происходить от того, что этнос чувствует себя в безопасности и не испытывает угрозы со стороны демократического общества и государства, как это наблюдается в Европе, либо от того, что его поддерживают внешние военно-политические силы. Второе условие это допущение мировым сообществом к участию и осуществлению на мировом пространстве своих интересов представителей подобных общественных образований. Подобная ситуация в случае военно-политической поддержки является прямым нарушением ещё одного принципа jus conges – невмешательство во внутренние дела суверенного государства. А в случае с допущением подобных акторов в мировую систему реализации международных, государственных и частных экономических и политических интересов есть косвенное нарушение данного принципа.
Рассматривая данную ситуацию на примере Грузии можно отметить, что не всё так однозначно. С одной стороны есть основание говорить о российской военно-политической поддержке некоторых сообществ, составных частей грузинской нации, что можно трактовать как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Но с другой стороны эта военно-политическая поддержка может рассматриваться как поддержка не какой-либо отдельной части грузинского общества, а как поддержка дружественным государством всей грузинской нации.
Здесь нужно определить, что значит поддержка нации со стороны дружественного государства. Анализируя вышеотмеченные научно обоснованные определения можно сказать, что такая поддержка означает помощь в осуществлении национальных интересов как внутри государства, так и за его пределами. То есть здесь можно говорить о наличии страны или группы стран, которые являются протекторами государства находящегося в кризисе. Протектор государства находящегося в кризисе выступает гарантом: безопасности существования и развития общества, помощи в осуществлении принципов международного права и в налаживании отношений с международным сообществом. Когда положение выходит из стадии кризиса, государство становится полностью суверенным и становится полноправным членом мировой системы взаимодействий.
Описанный выше пример ставит весьма сложную перед человечеством задачу – что считать выше интересы одной группы общества, этноса или национальные интересы.
Барабин определяет национальные интересы как объективно существующие, осознанные потребности и устремления личности, общества и государства в обеспечении безопасности во всех сферах жизнедеятельности, внутренней стабильности и территориальной целостности, прочного положения страны в отдельном регионе и в мире в целом, достижение её устойчивого функционирования и развития. (Барабин Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности 1997 Москва стр. 20)
Формирование интереса - это целенаправленная деятельность по созданию интереса определённого содержания у различных субъектов. Важнейшую роль при формировании интересов играет общественное сознание. На формирование у объект - носитель интереса оказывают влияние:
- потребности
- субъект
- окружающая среда
- ценности
При формировании и реализации интересов необходимо учитывать зависимость результатов деятельности от уровня подготовленности субъекта от соответствия средств формирования интересов намеченным целям, от необходимых возможностей и реальных условий и от "стартовой позиции" от того запаса знаний и убеждений, с которого осуществляется формирование.
Национальные интересы
– это осознанно
Исходя из того,
что национальные интересы
Ганс Моргентау
разработал понятие
Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общей культуры, т.е. языка, семейных, религиозных, моральных, этических традиций и обычаев, на основе общей политической системы и общей политики.
Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие.
Постоянные:
- защита территории, населения, государственных институтов от внешней опасности.
- развитие внешней торговли.
- рост инвестиций.
- защита частного капитала за границей.
- взаимоотношение с союзниками.
- выбор внешнего курса.
Промежуточные:
- интересы выживания нации и государства.
- жизненные интересы, не дающие нанести ущерб
безопасности и благосостоянию нации.
- важные интересы не
позволяющие нанести
ущерба нации.
- периферийные интересы локального характера.
Любая политика как внешняя, так и внутренняя должна строиться на основе национальных интересов. Важной задачей поддержания стабильности международной системы является не только знать, но и сочетать разнообразные национальные интересы, находить баланс интересов. Баланс интересов включает в себя целый комплекс межгосударственных отношений: экономические, политические, культурные, военные и другие. Баланс интересов основывается на балансе сил. Это положение отметил ещё Моргентау. Он сформулировал понятие «национальную мощь» и определил её структуру следующим образом:
- Географическое положение страны.
- Природные ресурсы.
- Промышленный потенциал.
- Военная подготовленность (уровень военной техники,
военного руководства, количества и качествовооружённых
сил).
- Численность населения.
- Национальный характер (отношение к воине).
- Национальная мораль
(отношение к национальной
- Качество дипломатии.
(Политология Исаев СПб 2005г. Стр.153)
Более того, безопасность страны это, прежде всего конкретизация её национальных интересов. Как правило, к классическим аспектам относят интересы государства связанные с обеспечением его безопасности и целостности, и как определённый социально-экономический, политический, национально-исторический и культурной общностью с защитой экономической и политической независимости государства. (Басалай С.И.Концепция экономической безопасности отраслей национальной экономики Москва 2002Стр. 7 – 10)
Весьма существенной позицией в направлении национальной безопасности является позиция американских политологов, которые первыми приступили к разработке этого понятия. Преобладает подход к национальной безопасности с точки зрения национальных интересов, которые опираются на национальную мощь. Таким образом, получалось, что национальная безопасность будет тем выше, чем мощнее нация. Такие представления возникли в первой половине 20в., когда мир не был так тесно заселён, когда было намного меньше суверенных государств – субъектов международной политики и, главное, когда эти страны не были так тесно связаны между собой. Мощь государства это совокупный потенциал государства как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооружённых сил и возможность их реализации для надёжного обеспечения национальной безопасности.
В приведённом и рассматриваемом материале можно выделить направления национальной безопасности: внешнюю и внутреннюю. Критерием обеспечения безопасности считается определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Виды национальной безопасности по объектам:
- безопасность личности
- безопасность общества
- безопасность государства
- безопасность иных объектов
по характеру угроз
- безопасность от угроз
природного характера
наводнения и т.д.
- антропогенного характера техногенные экологические
- социального характера (военная, экономическая,
демографическая)
по сферам жизнедеятельности
- военная
- экологическая
- социо-политическая
- информационная
- экономическая
Система национальной безопасности – функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз. Система обеспечения национальной безопасности – это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.
Также различают принципы национальной безопасности:
- законность
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства
- взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности
- интеграция с международными системами безопасности
Национальные интересы отражаются в концепциях. По утверждению некоторых учённых первые концепции национальной безопасности были известны уже в 18 веке. Эволюция международных отношений и увеличение интенсивности взаимосвязей и взаимозависимостей привели к возникновению в конце 20 века концепции общей безопасности. Несмотря на то, что процесс глобализации и сведение общечеловеческих ценностей в единые рамки очерчивают единое пространство для формирования интересов и предопределяют интеграцию, каждая нация формирует свою концепцию национальной безопасности. Концепция является политическим документом. Она исходит не только из принципов внутренней политики, но и учитывает общую систему безопасности, а также региональную и коллективную. Концепция национальной безопасности это декларация политического курса и ориентации государства по поводу политики осуществления безопасности.
Направление политики безопасности Грузии оформлено в концепции национальной безопасности 2004-2006 года. Проект этой концепции был предоставлен секретарём национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили. Этот проект был утверждён единогласно. Рассматривая данную концепцию можно раскрыть суть государственной политики в области обеспечения безопасности. В соответствии с требованиями времени, которые носят глобальный, общечеловеческий характер в преамбуле говориться о воле граждан Грузии утвердить демократическое общественное устройство, свободную экономику, социально-правовое государство; обеспечить всеобщие права и свободы человека. Это главное условие политики государства, без которого оно не сможет осуществлять отношения с другими государствами и утвердить государственную независимость. Апилирование к словосочетанию «непоколебимая воля граждан» выражает один из основных принципов демократии – народовластие. Однако существуют определённые трудности по поводу определения ответственности. Если существует непоколебимая воля граждан, и она выбирает людей, которые осуществляют политику в рамках национальной концепции или определённой идеологии, то кто ответственен за антидемократические методы осуществления внутренней и внешней политики государством. Недавняя политическая победа на демократических выборах в Палестине бывшей долгое время террористической группировкой Хамаз, показала, что граждане изъявили свою непоколебимую волю, однако она не совсем вписывается в общее видение международной безопасности. С одной стороны другие государства должны признать волю граждан, но с другой стороны эта воля идёт в разрез с принципами международной безопасности. Современные государства в своей концепции и идеологии подчёркивают свою приверженность к общегуманным ценностям и стараются в соответствии с этим устремлением осуществлять политику.
Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)