Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Существующая мировая  система, которая возникает в  результате международных взаимодействий рассматривается неоднозначно. «Одни  политологи, например. Дейч – президент Ассоциации политических наук США за основной компонент принимают нацию, другие (Бурлацкий) считают компонентом государство. Если основообразующим компонентом считать нацию, то этим открывается возможность для всех наций реализовать своё стремление к самоопределению и независимости. В современном мире много наций не имеют своей государственности и проживают на территориях других государств.

Американская и европейские  политологи основным компонентом считают  нацию, то есть народ, проживающий на одной территории, пользующийся общим языком, имеющий общую культуру и историю.

Для российских политологов  основной компонент мировой политической системы это государство, понимая  под ним всё население страны, проживающее в определённых границах и имеющее представительные органы». (Политология Исаев СПб 2005г. стр. 143 гл.11 Международная политическая система (структура мировой политической системы)

В рамках международной  политической системы осуществляются политические связи между государствами (внешняя политика), неполитические связи обществ, групп и личностей, а также отношения связанные с экологией, культурой, спортом, международного права. Функционирование международной системы направлены на сохранение человечества, поэтому государства и нации стремятся осуществлять совместные действия по обеспечению общей, мировой безопасности.

Американский политолог  М. Каплан в 1957 г. выделил шесть типов  международных систем.

  1. «Система баланса сил»

Подобная система предполагает наличие национального государства  с широкими экономическими и военными возможностями. Стабильность системы «баланса сил» гарантируется наличием пяти или более акторов, каждый из которых будет заинтересован в функционировании всех акторов. В целях собственной безопасности национальные государства образуют временные союзы и вступают в войны, носящие локальный характер. Подобные действия и союзы направлены на пресечении попыток извне обрести определенные преимущества (географические, организационные, идеологические). Такая система была характерна в Европе после наполеоновских войн.

2 «Свободная биполярная  система» характеризуется наличием  лидеров блоков, другие члены  блоков, третьи – неприсоединившиеся. Стабильность системы обеспечивается  мощным оружием, которое является  ядерное вооружение. Войны под  воздействием данной системы имеют тенденцию превращаться из локальных в тотальные, хотя высокая разрушительная сила оружия и посредничество неприсоединившихся стран огромная разрушительная сила ядерного оружия исключают возможность реальной ядерной войны.

  1. Жёсткая биполярная система образуется, когда практически упраздняется роль неприсоединившихся стран. Именно такой системой предстал мир в 1 и 2 мировой войнах.
  2. Универсальная система. Подобная система может возникнуть, если ООН обретёт ряд фундаментальных политических полномочий и станет играть роль мирового правительства. Прообразом такой системы может служить Евросоюз
  3. Иерархическая система является модификацией универсальной международной системы. Подобная система возникает, если устанавливается гегемония одного актора. Вследствие этого другие акторы международной политики выстроятся в иерархическую пирамиду. По мнению учённого такой вариант сегодня вероятен: на вершине пирамиды США, далее великие державы Россия, Великобритания, Франция, Китай. Третья ступень иерархии могут занять промышленно развитые страны, затем среднеразвитые, развивающиеся и т.д.

В истории иерархическая  система существовала, н-р во время  господства римлян (Pax Romana), Наполеона.

  1. Система «вето» предполагает наличие взаимодействий блоков и государств, которые располагают значительным запасом ядерного оружия. Её члены не склонны к образованию постоянных союзов. Они стремятся к тому, чтобы вероятность войны не увеличивалась, но при этом сохранялась бы напряжённость, порождающая относительную неустойчивость. Это система является как бы современным вариантом системы «баланса сил», только вместо вступления в коалицию и объявления войны усиливающемуся сопернику – актору другие акторы сдерживают его своими ядерными силами.

Каким бы не была мировая система взаимодействия государств всегда будут опираться на свою военную мощь и подход «баланса интересов». А данные обстоятельства будут способствовать чередования методов вооружённой борьбы, демонстрации силы, устрашение, милитаризация экономики и общественного сознания и методов санкций, гуманитарной помощи обследования и инспекций, переговоров и сотрудничества.

Взаимодействия государств, стран, наций и других акторов  в международной политической системе  также основаны на интересе обеспечения  собственной безопасности и развития. В международной системе существует практика построения общей безопасности. Первой попыткой в утверждении международной системы безопасности можно считать Европейскую систему баланса, которая зависела от сдержанности и согласия. Европейский концерт хоть и не смог оградить Европу от кровавых войн, однако положил основы для последующего развития. Надо отметить, что основным источником опасения стран-участников соглашений представляла угроза распространения либеральных политических идей, победивших в результате революционного движения во Франции. По мнению стран победителей, которым временно удалось остановить распространение деструктивных идеалов, угроза порядку исходила не определённых стран, а от революций. В порыве борьбы против них Европейский концерт осуществлял репрессивные меры и интервенции.

Ситуация возникшая  после. Первой Мировой Войны изменила видение стран о справедливости в реагировании на внешние вызовы и угрозы. Появившаяся система коллективной безопасности исходила из посылки, что угроза безопасности одного члена является угрозой для всех. Этот принцип требовал адекватной реакции каждого участника в договоре о коллективной безопасности. На этой основе была создана Лига Наций. Впервые соглашения обрели институциональную форму, и была создана Ассамблея и Совет, где решались споры между странами-участниками. Также впервые организация коллективной безопасности взяла на себя ответственность за осуществление надзора за политическим развитием определённых территорий и колоний в побеждённых странах.

Следующий этап развития международной системы безопасности ознаменовывается созданием Атлантической хартии в 1940 гг., в которой к уже достигнутым позициям были присоединены два новых элемента объединение сил и уважение к правам человека. Создание организации Объединённых Наций определила два направления международной политики это коллективная безопасность и безопасность на базе сотрудничества.

(«Концепция  «Национальной безопасности» в  современной американской политологии»  О.Н.Новикова 1994 Москва)

Стр. 10)

Безопасность на базе сотрудничества является основным достижением  в международной политике 20 века. Это достижение представляет с собой  стратегическую систему. Как было сказано  в предыдущих параграфах, в современном  мире взаимодействия на международном пространстве осуществляют не только государства, но и определённые сообщества, организации и даже личности это в свою очередь создаёт достаточно широкую и сложную структуру лоббирования не только государственных, но частных и узкогрупповых интересов. Это даёт основание определять подобную стратегическую систему, как сеть официальных и неофициальных институтов и союзов, которые имеют общие ценности и формируются вокруг либерально-демократических государств.

Ричард Коэн и Майкл Михалк в публикации №3 Центра Маршалла рассматривают модель безопасности на базе сотрудничества, которая состоит из четырёх концентрических кругов, усиливающих друг друга. Эти круги определяются как «кольца безопасности». Они представляют собой индивидуальную и коллективную безопасность, коллективную оборону и обеспечение стабильности.

 

Кольцо 1: Обеспечение и защита прав человека.

Основополагающей ценностью  системы безопасности на базе сотрудничества является безусловная убежденность ее членов в необходимости обеспечивать и защищать индивидуальную безопасность своих собственных граждан, а также граждан других государств-членов. Индивидуальная безопасность – это внутреннее кольцо системы безопасности на базе сотрудничества, которое скрепляет систему в целом, позволяя ей преодолевать все неизбежные внутренние и внешние проблемы и трудности. Целостность этого жизненно важного ядра могут обеспечить только идеалы и ценности либеральной демократии.

Кольцо 2: Поддержание мира.

Это кольцо олицетворяет концепцию коллективной безопасности, т.е. защиту от угроз и актов агрессии со стороны других государств-участников системы безопасности на базе сотрудничества. Коллективная безопасность также предполагает тесное сотрудничество между государствами-членами в борьбе с такими общими угрозами, как терроризм, организованная преступность, нелегальная иммиграция, торговля наркотиками, загрязнение окружающей среды, а также в области планирования и осуществления мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п.

Кольцо 3: Взаимная защита.

Важной характеристикой организации  по безопасности на базе сотрудничества является тот факт, что в отличие  от ООН или ОБСЕ она обеспечивает “жесткую” безопасность своих членов, т.е. обещает им надежную и мощную военную защиту в случае агрессии или угрозы применения силы со стороны государств, не входящих в эту систему. Это кольцо системы безопасности на базе сотрудничества называется коллективная оборона.

Кольцо 4: Активное обеспечение стабильности.

Наконец, система безопасности на базе сотрудничества стремится к  предотвращению на окружающей ее территории нестабильности, которая практически всегда предполагает широкомасштабные нарушения прав человека. Эта задача решается путем активного обеспечения стабильности с использованием широкого арсенала средств, в том числе (в самом крайнем случае) при помощи силы. Это четвертое и последнее кольцо системы безопасности на базе сотрудничества, которое, по мнению некоторых исследователей, является ее самым уязвимым элементом.

Ричард Коэн и Майкл  Михалк утверждают, что такие организации  как ООН, ОБСЕ, НАТО и ОВД были созданы на основе концепций коллективной обороны или коллективной безопасности.

В современной международной  политике идея обеспечения безопасности личности получила широкое распространение. Это не вызывает удивление так, как в конституциях некоторых стран человек является высшей ценностью, а с другой стороны права человека являются незыблемыми основами демократического общества ответственность государства за его безопасность на любом правовом пространстве предопределена.

Система безопасности на базе сотрудничества представляет собой серьёзную организацию члены, которой должны быть готовы к коллективным дипломатическим, экономическим и военным действиям на территориях, находящихся за пределами их общего пространства и угрожающих процветанию и стабильности.

Существует возможность  частичного присоединения к системе  отношений по поводу обеспечения  безопасности на базе сотрудничества. Это возможность создаёт атмосферу открытости и доступности для каждого государства, желающего совместными усилиями выстраивать структуру международной безопасности. Однако следует отметить, что данная система ещё не опробована в реальных условиях. Скорее всего, возникновение подобного видения связано с анализом развития консолидации и интеграции стран Европейского Союза, которые через определённое время смогут трансформироваться в организацию, которая де-факто будет представлять с собой подобную систему. Европейский Союз сам по себе представляет собой уникальный прецедент в истории, когда множество государств одновременно осознали идентичность своих национальных интересов. Однако ещё преждевременно говорить о наличии понимания коллективных интересов превыше национальных в сфере политики безопасности и развития. Такие обстоятельства как этнические войны на Балканах и на Кавказе, международный терроризм и религиозный экстремизм, неподконтрольная миграция, кризис в обеспечении энергоресурсов могут затормозить процессы трансформации международной системы. Рассматриваемые концепции коллективной безопасности и коллективной обороны предполагают долгосрочные официальные обязательства, которые берут на себя государства для обеспечения безопасности каждого члена в пределах общего пространства.

Грузия в системе международных отношений

 

Концепция национальной безопасности Грузии 2004-2006 гг. определяет направленность международной политики национального государства. Интеграция в организации коллективного  договора Североатлантического союза (НАТО) и Евросоюз, а также европейской и евроатлантической экономической системе и системе безопасности является приоритетной целью государства и «твердой волей народа».

20 октября 2004 года НАТО  утвердила План действий по  осуществлению индивидуального  партнёрства (IPAP), выполнение которого имеет существенное значение для членства в НАТО. Этот план предусматривает комплексные реформы в сфере политики, обороны, безопасности, экономики и в других сферах.

В этом документе одним  из самых важных пунктов является развитие добрососедских отношений с соседними странами, где с первую очередь указаны взаимодействия с Азербайджаном по поводу транспортировки энергоресурсов. Подобный акцент в Плане Партнёрства ясно указывает на заинтересованность обеих сторон. Существующий кризис обеспечения развитых обществ энергоносителями вынуждает ставить во главе взаимодействий именно этот вопрос. Энергетические ресурсы Кавказа и Средней Азии повышают значимость грузинского государства на международной арене.

Недавнее заявление  премьер министра Казахстана Даниала Ахметова на брифинге 6.05.2006 г. в Баку о том, что «к середине предстоящего месяца возможно подписание соглашения с Азербайджаном о присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан» (ИА Тренд, Казинфор), ещё больше заинтересовывает международное сообщество в укреплении стабильности на Кавказе, и в частности в Грузии. На Грузии лежит ответственность по разработке и определению практических шагов по осуществлению регионального сотрудничества на Кавказе, а так же расширить границы в областях взаимодействия на основе региональной программы «Партнёрство во имя мира», которая согласована со Специальной Группой.

В рамках регионального  сотрудничества в отношениях с Россией  необходимым условием является осуществление  Стамбульских соглашений. Данный период взаимоотношений с Россией крайне негативный. Существующий кризис в отношениях основан на разных интересах в осуществлении национальной безопасности. Константин Затулин в интервью М. Цицианова отметил, что «Еще никто не доказал, что Северный Кавказ можно удержать, отказавшись от Закавказья». 28.12.2005 (http://www.gazetasng.ru/article.php?id=3263&begin=101)

Опасность, о которой  беспокоится Затулин, основана на истории появления Российской империи на просторах Кавказа и общекавказской борьбе за независимость и свободу. Марьям Яндиева и Адал Мальсагов в книге «Общекавказская государственность: вчера, сегодня, завтра» (стр. 21)

Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)